Преподаватель: В течение нескольких уроков у нас идёт речь о важном значимом событии в истории нашего государства. Каком? (Ответ обучающихся: Великая Отечественная война)
Преподаватель: Почему эта война получила такое название? (Ответы обучающихся: Великой война была по целям, масштабам, значению. Отечественная - перечисляются признаки Отечественной войны: участвует не только регулярная армия, но и весь народ (массовый характер); коллективное мужество, стойкость, безмерная храбрость народа; война носила справедливый, освободительный характер для нашего государства; были созданы народные ополчения, партизанские отряды, оказывалась помощь фронту гражданами страны).
Преподаватель: Отечественная война всегда носит освободительный характер.
Предложить иллюстрации картин (можно на слайде презентации):
1) В. Мазуровский «Московский пожар»;
2) «Освобождение Москвы от польских интервентов»;
3) К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941г.»;
4) «Взятие Москвы ханом Батыем».
Преподаватель: На иллюстрациях картин изображены освободительные войны нашего государства против врага. Определите, какие это войны?
Ответы обучающихся:
1 - Отечественная война с Наполеоном 1812года.
2 - война против поляков во время Смуты.
3 - Великая Отечественная война 1941-1945гг.
4 - противостояние монголо-татарам.
Преподаватель: Расставьте войны в хронологическом порядке. Обучающиеся выполняют задание.
Преподаватель: Некоторые историки, все эти войны относят к Отечественным. А вот официально называются только две войны. Какие? (Ответ обучающихся: Отечественная война 1812г. и Великая Отечественная война).
Преподаватель: Какой город изображён на всех иллюстрациях картин? (Ответ обучающихся: Москва).
Преподаватель: Почему вы так решили? Ответы обучающихся: на картинах изображены Собор Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей).
Преподаватель: Почему враг всегда рвался к Москве? (Ответы обучающихся: Москва является культурным, административным, логистическим, промышленным центром).
Преподаватель читает отрывок стихотворения Бориса Кочеткова.
Москва!
Тебя в полон три раза брали.
То хан Батый, то польский пан,
Наполеон, но не удался,
В конце концов, коварства план.
Год сорок первый прошлого столетья.
У стен Москвы немецкие полки.
Они в бинокль уже смотрели,
Как светят золотом её кресты.
Атака за атакой шли волною.
Но разбивались о гранит.
То мужество, проверенное строем,
К бойцам притягивал магнит.
Преподаватель: Москву во время Великой Отечественной войны отстояли. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? (Ответы обучающихся: Почему устояла Москва?)
Преподаватель: Сформулируйте цель урока. (Ответ обучающихся: выяснить причины победы СССР в Московской битве).
Название темы и будет главным вопросом урока.
Преподаватель: Поможет нам ответить на вопрос урока великий русский поэт А.С.Пушкин. В его знаменитом романе «Евгений Онегин» есть строки:
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа.
Барклай, зима иль русский бог?
Преподаватель: Какие предположения о причинах победы России в Отечественной войне 1812г. выдвигает поэт?
Ответы обучающихся:
Остервенение народа - это мужество и героизм народа, на основе патриотизма;
Барклай - это военное искусство полководцев, доблесть бойцов Красной армии;
Зима - погодные условия (объективные факторы);
Русский бог - вера народа, единство народа.
Преподаватель: Пушкин посвятил эти строки Отечественной войне 1812 года. Мы с вами рассматриваем тоже Отечественную войну, но XX века. Выясним, какие причины победы были у этой войны, а конкретно в Московской битве.
Преподаватель: Чтобы ответить на главный вопрос урока, давайте поработаем в группах.
Задание по группам:
1) Прочитать раздаточный материал.
2) Сформулировать причину победы.
3) Среди высказываний о войне, найти то, которое ярче всего характеризует вашу причину.
4) Представить ответ по следующему плану: сформулировать причину, привести самые яркие доказательства из раздаточного материала, прочитать высказывание.
Работа в группах. Представление ответов.
Группа 1: Причина: талант советских полководцев
Материал: «На прямой вопрос Сталина: «Удержит ли Москву Западный фронт?» - Жуков твердо ответил «да», но попросил хотя бы несколько десятков танков.
Вечером 19 октября Сталин, собрав в Кремле ГКО, поставил один вопрос: «Будем ли защищать Москву?» Получив от каждого участника заседания утвердительный ответ, он продиктовал постановление о введении в городе и прилегающих к нему районах с 20 октября осадного положения. Оборона столицы поручалась генералу армии Г.К.Жукову.
В штабе Западного фронта генералами Г.К.Жуковым и В.Д.Соколовским был разработан конкретный план контрнаступления, предполагавший разгром немецких фланговых группировок.
«Там, где Жуков, там и Победа!» Эта крылатая фраза, родилась во время Московской битвы».
Высказывание: «Сила армий не в количестве войск, а в качестве их руководителей». (Полковник А.С.Резанов)
Группа 2. Причина: мужество и героизм бойцов Красной Армии
Материал: «Ребята, … танк горит!!!» - вопил юный наводчик. Пацаны - курсанты Подольского пехотного и артиллерийского училищ с 5 октября сражались на Ильинском рубеже обороны. Несколько маленьких дотов, траншеи и мальчишки по 18-19 лет. Чуть больше двух тысяч ребят. Вот и весь рубеж. Им приказали задержать танки дней на пять-шесть. И они держали. 100 танков и свыше 5 тысяч фашистов дальше рубежа не прошли. То, что осталось от 19-й танковой дивизии вермахта, прокатилось по трупам наших ребят - на Москву. Но … через 12 дней.
Решающее (как казалось немцам) наступление на Москву началось 15-16 ноября 1941 г. в районе Волоколамска. Здесь удар двух танковых и одной пехотной дивизий врага пришлось отражать 316-й стрелковой дивизии генерала И.Панфилова. Её бойцы сражались с исключительным мужеством. За героизм, проявленный 16 ноября в бою с немецкими танками у разъезда Дубосеково, 28 бойцов дивизии удостоены звания Героя Советского Союза. Подвиг у разъезда Дубосеково был описан в газете «Красная звезда», и о нём стало известно всей стране. Слова политрука Клочкова, погибшего в неравном бою, нашли горячий отклик в сердцах защитников Москвы: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»
Аналогичный подвиг совершили 11 сапёров под командованием младшего лейтенанта П. Фирстова. В течение дня они противостояли атакам 20 танков и целого немецкого батальона в нескольких километрах от Волоколамска. Погибли, но не отступили».
Высказывания о героях:Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Или «Сбили с ног - сражайся на коленях, встать не можешь - лёжа наступай!» (Василий Маргелов).
Группа 3. Причина: народный характер войны
Материал:
Редели, гибли русские полки
Был прорван фронт, прорыв зиял как рана.
Тогда-то женщины, подростки, старики
Пошли на армию Гудериана.
Шла профессура, щурясь сквозь очки,
Пенсионеры в валенках подшитых,
Студентки, стоптанные каблучки,
Домохозяйки - прямо от корыта.
И шла одна актриса, шла в манто,
Придумала чудачка, как одеться,
Кто в ополчение звал её - никто,
Никто, конечно, не считая сердца.
Ю.Друнина
Высказывание. «Правда этой войны в том, что она выиграна народом» (Л.Н.Толстой)
Группа 4. Причина: жёсткие погодные условия
Материал: Наступление началось в сложнейших погодных условиях. Зима выдалась очень холодной - температура опускалась до -35 °С. Но советские дивизии были намного лучше подготовлены к действиям в зимних условиях, чем немецкие. Немецкое командование оказалось не способно организовать снабжение своих войск под Москвой зимним снаряжением и даже обмундированием. Удар советских войск оказался полной неожиданностью для врага. Немецкое командование растерялось, снижалась дисциплина. Чтобы избежать полного разгрома, впервые в ходе Второй мировой войны немецким войскам приходилось отступать, бросая на обочинах дорог разбитые или оставшиеся без горючего машины,танки и другую технику.
Высказывание. Плохой погоды не бывает, бывает неподходящий костюм.
Фронтальная беседа.
Преподаватель: А кто такой Бог? Как вы понимаете? (Ответы обучающихся: это что-то абсолютное, вечное, сверхъестественное).
Преподаватель: А русский бог? (Ответы обучающихся: это единство, патриотизм, вера русского народа, на основе которых возможна победа. Возможны другие варианты ответов).
Высказывание «Не в силе бог, но в правде».
Преподаватель: А наше дело в той войне было правое!
Преподаватель: Сделайте вывод на основе ваших выступлений. (Ответы обучающихся: Только единство всех факторов (причин) обеспечило победу советского народа в Московской битве).
Преподаватель может предложить выполнить тест по основным вопросам урока (причинам победы в Московской битве) и организовать взаимопроверку.
Просмотр видеоклипа. Песня. «Ты моя надежда, ты моя отрада» с документальными кадрами.
Вопросы:
1) какие причины победы вы увидели на документальных кадрах видеоклипа?
2) какие эмоции вызвал видеоклип?
Преподаватель предлагает ответить на вопрос урока «Почему устояла Москва?». Ответы обучающихся.
Преподаватель: В суровые годы Великой войны наиболее ярко проявились мужество, героизм, патриотизм, способность к самопожертвованию советских людей, единство народа в борьбе с врагом. Всё это явилось источником победы нашего государства над фашистской Германией.