Мотивация играет ключевую роль в процессе обучения. Когда ребенок начинает изучать иностранный язык, в большинстве случаев мы не можем пожаловаться на отсутствие у него интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют его равнодушным. Поддержание постоянного и устойчивого интереса к изучению иностранного языка - это одна из задач, которую учитель ставит перед собой в своей педагогической деятельности.
На мотивацию учеников оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Они могут, как поддерживать, усиливать так и препятствовать процессу обучения. Как же замотивировать ребенка к изучению иностранного языка?
Одним из наиболее мотивирующих способов обучения иностранному языку является общение с другими учащимися, а именно, обучение диалогической, полилогической речи. Это общение дает возможность практиковать коммуникативные навыки. Дети лучше всего учатся, когда находятся в режиме активного обучения т.е., когда говорят, слушают, создают и решают, поставленную задачу. Работа в небольших группах или в парах создает условия такого обучения. Работая в группе, ребенок чувствует себя увереннее, преодолеваются психологические барьеры, таким образом можно повысить его мотивацию к изучению предмета. Этот способ позволяет всем учащимся (даже самым тихим) выражать свои мысли, устанавливать контакт. В группе создается атмосфера взаимоподдержки. Обучение диалогической, полилогической и монологической речи осуществляется за счет использования различных форм и методов. Это и создание ситуаций для общения, и ролевая игра, и групповые дискуссии.
Я часто использую в своей работе диалогическую речь для языковой разминки в начале урока, отработки новой лексики. Учащиеся составляют диалог с теми словами, которые нужно закрепить, запомнить. Практически на каждом уроке я провожу разминку- диалог в виде речевой зарядки по теме. «Прогноз погоды» или «События в мире»
Работая по теме «Кино», я прошу составить диалог либо о знаменитом актере, либо выступить в роли знаменитого актера (Роберта Дауни-младшего, Тома Холланда, Рене Зеллвегер, Джонни Деппа, Тома Круза, Бреда Пита). Дети любят ходить в кино и смотреть фильмы в онлайн-кинотеатрах. Эта тема им близка и знакома. Большая заинтересованность к такого рода диалогам приводит к хорошим результатам. Дети стараются правильно выстраивать вопросы и ответы
Так же я провожу, игру-брифинг, например по теме «Массмедиа». Учащиеся (корреспонденты различных СМИ) задают свои вопросы выдающимся людям любой сферы жизни.
Дети систематически составляют диалоги по прочитанному тексту. В таком задании они не только задают вопросы друг другу, но и высказывают свое мнение. Диалоги по тексту могут быть построены в форме обмена неправильными утверждениями.
Очень нравятся ребятам диалоги-загадки. Они загадывают какую-нибудь вещь или явление и пытаются поочередно отгадывать, что же это такое.
На заключительном этапе работы по теме, когда навыки чтения, аудирования, диалогической и письменной речи отработаны, ученики активно применяют полилогическую речь. Ученики обсуждают тему, основанную на полученных знаниях. Одним из видов полилогической речи можно считать составление рассказа по схеме «Снежный ком». Я, так же, использую идиомы для организации работы по составлению рассказов. Учащимся предлагается набор слов и идиома. Им следует составить рассказ, который нужно закончить идиомой. Или учащиеся составляют рассказ, представляя свои предложения по цепочке.
Таким образом у учащихся формируются навыки устной речи за счет элемента интереса, присутствующего в этих видах и формах работы. Как следствие повышается мотивация изучения иностранного языка. В этом году мы с ребятами 8з и 11б класса принимали участие в конкурсе ораторского мастерства «School Insta Voice». Это лингвистический конкурс, который проводит Московский центр качества образования. Этот конкурс помогает повысить уровень владения английским языком, развивает навыки аргументации, личного убеждения и является хорошим способом мотивации для изучения ИЯ так как способствует повышению уровня коммуникативных навыков владения ИЯ
Игры, как способ мотивации, о них не стоит забывать. Они подходят каждому, так, даже ученики старшей школы любят играть в игры. Важно подобрать игру интересную определённой возрастной категории. Для учеников средней ступени, существует множество способов вовлечь их в учебный процесс, например, физические упражнения (зарядка на английском языке с отработкой глаголов действия). На начальном этапе адаптации детей в пятом классе, при переходе из начальной школы в среднюю, это может быть разговор с игрушкой, когда учитель берет ее в руки и задает вопросы по, изучаемой теме. В данной ситуации ребенок полностью переключает свое внимание на игрушку и вступает в беседу с ней, забывая про учителя. Подросткам интереснее соревнование через мобильные приложения, Khoot сервис для организации онлайн-викторин, тестов и опросов. Учащимся старшей школы можно предложить картинки, например для отработки грамматических времен или лексики. Я использую, например, такую игру, для повторения новых слов или словосочетаний. Учащийся берет карточку со словом или ему можно сказать это слово или словосочетание так, чтобы другие не слышали. Ученик должен объяснить синонимами, антонимами или составить рассказ, описать ситуации, связанные с загаданным словом или словосочетанием. Следующий выступает ученик, который угадал слово. В пятом классе, если ребенку сложно, то он может показать слово действием. Такая игра может использоваться при изучении темы Распорядок дня, Свободное время, Работа, Животные.
Игра «Алиби», ее можно использовать для отработки грамматических времен. Например, Прошедшего простого или Прошедшего продолженного времени. Нужно придумать ситуацию в зависимости от изучаемого грамматического времени. Делим учащихся на две группы. Одна группа придумывает и задает грамматически правильные вопросы, на которые другая группа должна ответить.
Игра «Угадай, кто я», учащиеся выбирают любимого актера, певца, спортсмена или героя фильма, или художественного произведения, которого знают все одноклассники. Они задают вопросы друг другу, один за другим, чтобы угадать, кто это. Ребята задают разные типы вопросов. Победитель тот, кто угадал первым.
Игра «Дискуссионный клуб» выбираем спорные темы для обсуждения. Например, «плюсы и минусы онлайн обучения», «школьная форма» или «зоопарки надо запретить». Участников делят на пары и раздают карточки с заданием. Один игрок согласен с утверждением, а другой нет. Оба должны привести примеры и объяснить свое мнение, используя слова связки.
Урок-конкурс проводится при завершении работы над темой. Примерно за 3-4 урока до его проведения я сообщаю о предстоящем соревновании и объясняю в чем оно будет заключаться. Например, выучить стихотворение или подготовить его художественный перевод, выучить песню на английском языке. Конкурс на лучшего чтеца вызывает у учащихся особый интерес. Чтение, заучивание, декламация стихотворения, его художественный перевод ведут к обогащению учащихся лексикой, к её активизации, а это создает положительную мотивацию при изучении ИЯ, способствует развитию личности. После проведения подобного конкурса-урока, в этом году, с учащимися 6г, 8з и 9з мы плодотворно выступили в литературном конкурсе чтецов на ИЯ «Поэтический салон», который проводит Городской методический центр. Две ученицы стали призерами этого конкурса.
Работая по теме «Школа», организуя урок-конкурс, я предлагаю ребятам рассказать о своем рабочем дне, о своей повседневной жизни и домашних делах, о том, как они помогают маме. Или организую вопросно-ответную работу, когда нужно расспросить своих одноклассников о том, как они проводят свое свободное время после школьных занятий.
В течение всего урока ребята стремятся употребить в своей речи все известные им слова, задать интересные вопросы, правильно оформить свои высказывания.
Говоря о способах мотивации в обучении учащих нужно отметить важную роль информационных технологии, цифровых образовательные ресурсы, предлагаемых московской электронной школой. Их использование облегчает и помогает сделать процесс обучения интересным и запоминающимся, помогает оптимизировать его. Информационные технологии делают процесс обучения индивидуальным (электронные тесты, упражнения). Их использование дает положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывает у учащихся положительные эмоции, и таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Когда я проверяю результат выполнения ЦДЗ, я вижу, что некоторые ребята стараются получить наилучший результат и переделывают тесты несколько раз.
При использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой, а учитель выступает активным помощником.
Видео занимает особое место в моей работе. В зависимости от задач урока и по мере необходимости я демонстрирую видео фрагмент из библиотеки МЭШ, соответствующий теме урока и с его помощью погружаю учащихся в атмосферу языковой среды. Учащиеся угадывают тему урок и отвечают на вопросы по содержанию видео. Или использую видео фрагмент для развития монологической или диалогической речи, грамматических навыков.
Экскурсии и спектакли на английском языке. Это очень хорошие мотивационные способы в обучении ИЯ. «Тайны старого Английского двора», во время этой экскурсии у детей была возможность попрактиковать навыки общения на ИЯ, они отвечали на вопросы экскурсовода. Чтобы детям было проще понимать речь экскурсовода, к посещению можно подготовится заранее, связаться с экскурсоводом и попросить, чтобы вам прислали материал экскурсии. На сайте есть номер телефона, по которому можно связаться с экскурсоводом.
Театральные постановки, которые мы ставим с учениками, всегда можно записать на видео и показывать на родительских собраниях или ученикам младших классов, чтобы у них появилось стремление к достижению наилучших результатов. Также эту работу можно рассматривать, как вожатскую деятельность.
Подводя итог, хочу отметить, что для того, чтобы добиться положительного результата в процессе обучения иностранному языку необходимо комбинировать разные способы мотивации как традиционные, так и современные информационные технологии. И таким образом можно добиться желаемого результата в изучении предмета.
Спасибо за внимание.