Проектные задачи в начальной школе как способ формирования функциональной грамотности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная задача, Функциональная грамотность


Функциональная грамотность - это способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Развивать функциональную грамотность необходимо, так как она является важным навыком, который необходим в работе и учёбе каждому человеку.
Функциональная грамотность помогает людям:

  • успешно решать разные бытовые проблемы;
  • общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использовать базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивать межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок. Процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Для педагогов, очень важно найти инструменты, средства для формирования функциональной грамотности.

Одним из таких инструментов в начальной школе при формирования и развития функциональной грамотности младших школьников являются проектные задачи.

Проектная задача - это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.

Проектные задачи различаются по содержанию, по составу участников, по месту в учебном процессе. Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

У проектной задачи свои особенности:

  • имеет общий сюжет;
  • задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
  • задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
  • заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие - возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Примеры проектных задач:

Проектная задача по русскому языку

В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из темы «Однородные члены предложения». Создается карточка- помощница по теме «Однородные члены предложения».

Описание проектной задачи

Витя Перестукин «В стране невыученных уроков»

Дорогие друзья! Помогите мне выучить тему «Однородные члены предложения».

  1. «Мозговой штурм» - Как помочь Вите Перестукину?
  2. (создать карточку-помощницу)
  3. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Задание 1. Каждой группе даются предложения с однородными подлежащими (1-й группе), сказуемыми (2-й группе), второстепенными членами (3-й группе). Найти однородные члены предложения, выделить их и доказать, что они являются однородными членами. 4-й группе. Вспомнить правило: какие члены предложения называются однородными. Записать правило в виде схемы.

Представляют результат своей работы по 1 заданию.

Задание 2.

1. Обсудите в группе, какая схема соответствует предложению.

2. Укажите в скобках № предложения.

3. Поставьте необходимые запятые.

(№__) О О О и О

(№ __) О О и О

(№ __) и О и О и О

Предложения.

1. В нашем клубе часто проводят доклады, лекции, собрания и концерты.

2. В кружке мы и играем, и поём, и ставим спектакли.

3. Сосна, ель и пихта стоят всегда зелёные.

Задание 3.

1. Укажите, какой схеме соответствуют предложения.

2. Расставьте на схемах запятые, добавьте союзы.

3. Обозначьте в кружках, каким членом предложения являются однородные члены.

Солнце светит, но не греет.

В саду растут вишни, яблони и груши.

В саду растут и вишни, и яблони, и груши.

Задание 4. Составьте из трех предложений - одно предложение с однородными членами, запишите его и составьте схему.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание 5. Сделайте карточку-помощницу.

Обозначьте на схеме однородные члены предложения.

1) Каким членом предложения они могут быть?

2) Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставиться?

Оценивание работы: _____________

Проектная задача по математике «Геометрические задачи»

Замысел проектной задачи

В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из геометрического материала курса математики: виды многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат), названия их элементов (стороны, диагонали, вершины), понятие периметра, площади.

Описание проектной задачи

Дорогие друзья! Маленькие и жизнерадостные жители города Геометрикус просят вас помочь им в решении некоторых сложных геометрических проблем. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Задание 1. Жители города Геометрикус запутались. Они просят вас найти среди различных фигур треугольники, квадраты и прямоугольники. Аккуратно вырежьте их, сложите в конверт.

Комментарий к заданию 1. Данная часть работы заключается в нахождении заданных фигур. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль. Следует обратить внимание на согласованность их действий, способы преодоления разногласий.

Задание 2. Начертите треугольник на красном картоне, стороны которого равны 3 см, 3 см и 5 см. Найдите периметр треугольника. Вырежьте его и положите в конверт.

Комментарий к заданию 2. На данном этапе происходит взаимодействие в группе. Ребята выбирают того, кто будет чертить, вырезать. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают.

Задание 3. Начертите прямоугольник на фиалетовом картоне, длина которого равна 5 см, а ширина на 2 см короче длины. Найдите периметр прямоугольника. Вырежьте его и положите его в конверт.

Комментарий к заданию 3. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

Задание 4. Начертите квадрат, периметр которого равен 16 см на жёлтом картоне. Найдите площадь квадрата. Вырежьте квадрат и положите его в конверт.

Комментарий к заданию 4. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

Задание 5. Достаньте из конверта все фигуры. Придумайте и сложите из этих геометрических фигур различные аппликации, дорисуйте недостающие детали. Придумайте небольшой рассказ о жителях города Геометрикус.

Комментарий к заданию 5.

Творческое задание. Оно даёт учащимся возможность самим побывать в роли авторов.

Оценивание работы группы. _____________

Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, сопровождается определёнными трудностями:

  • у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
  • ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
  • не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя).

Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе работы над проектными задачами умениями и навыками, проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.

Библиографический список

  1. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. - Рига, 2001.
  2. Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. - С.175.
  3. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16-17
  4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителя. Глазов, 2012. 144 с.