Функциональная грамотность - это способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Развивать функциональную грамотность необходимо, так как она является важным навыком, который необходим в работе и учёбе каждому человеку.
Функциональная грамотность помогает людям:
- успешно решать разные бытовые проблемы;
- общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использовать базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивать межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок. Процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
Для педагогов, очень важно найти инструменты, средства для формирования функциональной грамотности.
Одним из таких инструментов в начальной школе при формирования и развития функциональной грамотности младших школьников являются проектные задачи.
Проектная задача - это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.
Проектные задачи различаются по содержанию, по составу участников, по месту в учебном процессе. Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.
У проектной задачи свои особенности:
- имеет общий сюжет;
- задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
- состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
- двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
- задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
- заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие - возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
Примеры проектных задач:
Проектная задача по русскому языку
В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из темы «Однородные члены предложения». Создается карточка- помощница по теме «Однородные члены предложения».
Описание проектной задачи
Витя Перестукин «В стране невыученных уроков»
Дорогие друзья! Помогите мне выучить тему «Однородные члены предложения».
- «Мозговой штурм» - Как помочь Вите Перестукину?
- (создать карточку-помощницу)
- Объединитесь в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.
Задание 1. Каждой группе даются предложения с однородными подлежащими (1-й группе), сказуемыми (2-й группе), второстепенными членами (3-й группе). Найти однородные члены предложения, выделить их и доказать, что они являются однородными членами. 4-й группе. Вспомнить правило: какие члены предложения называются однородными. Записать правило в виде схемы.
Представляют результат своей работы по 1 заданию.
Задание 2.
1. Обсудите в группе, какая схема соответствует предложению.
2. Укажите в скобках № предложения.
3. Поставьте необходимые запятые.
(№__) О О О и О
(№ __) О О и О
(№ __) и О и О и О
Предложения.
1. В нашем клубе часто проводят доклады, лекции, собрания и концерты.
2. В кружке мы и играем, и поём, и ставим спектакли.
3. Сосна, ель и пихта стоят всегда зелёные.
Задание 3.
1. Укажите, какой схеме соответствуют предложения.
2. Расставьте на схемах запятые, добавьте союзы.
3. Обозначьте в кружках, каким членом предложения являются однородные члены.
Солнце светит, но не греет.
В саду растут вишни, яблони и груши.
В саду растут и вишни, и яблони, и груши.
Задание 4. Составьте из трех предложений - одно предложение с однородными членами, запишите его и составьте схему.
В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.
Задание 5. Сделайте карточку-помощницу.
Обозначьте на схеме однородные члены предложения.
1) Каким членом предложения они могут быть?
2) Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставиться?
Оценивание работы: _____________
Проектная задача по математике «Геометрические задачи»
Замысел проектной задачи
В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из геометрического материала курса математики: виды многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат), названия их элементов (стороны, диагонали, вершины), понятие периметра, площади.
Описание проектной задачи
Дорогие друзья! Маленькие и жизнерадостные жители города Геометрикус просят вас помочь им в решении некоторых сложных геометрических проблем. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.
Задание 1. Жители города Геометрикус запутались. Они просят вас найти среди различных фигур треугольники, квадраты и прямоугольники. Аккуратно вырежьте их, сложите в конверт.
Комментарий к заданию 1. Данная часть работы заключается в нахождении заданных фигур. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль. Следует обратить внимание на согласованность их действий, способы преодоления разногласий.
Задание 2. Начертите треугольник на красном картоне, стороны которого равны 3 см, 3 см и 5 см. Найдите периметр треугольника. Вырежьте его и положите в конверт.
Комментарий к заданию 2. На данном этапе происходит взаимодействие в группе. Ребята выбирают того, кто будет чертить, вырезать. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают.
Задание 3. Начертите прямоугольник на фиалетовом картоне, длина которого равна 5 см, а ширина на 2 см короче длины. Найдите периметр прямоугольника. Вырежьте его и положите его в конверт.
Комментарий к заданию 3. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.
Задание 4. Начертите квадрат, периметр которого равен 16 см на жёлтом картоне. Найдите площадь квадрата. Вырежьте квадрат и положите его в конверт.
Комментарий к заданию 4. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.
Задание 5. Достаньте из конверта все фигуры. Придумайте и сложите из этих геометрических фигур различные аппликации, дорисуйте недостающие детали. Придумайте небольшой рассказ о жителях города Геометрикус.
Комментарий к заданию 5.
Творческое задание. Оно даёт учащимся возможность самим побывать в роли авторов.
Оценивание работы группы. _____________
Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, сопровождается определёнными трудностями:
- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе работы над проектными задачами умениями и навыками, проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.
Библиографический список
- Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. - Рига, 2001.
- Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. - С.175.
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16-17
- Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителя. Глазов, 2012. 144 с.