Добрый день, уважаемые наши гости! Сегодня мы собрались не просто так, а чтобы пообщаться, порассуждать, подумать, поговорить, а может чему - то новому научиться. Но для начала нам нужно познакомиться (проводится игра на сплочение коллектива педагогов).
Я предлагаю вам сейчас встать всем в круг. Упражнение «Клубочек».
(Педагог-психолог держит в руках клубок ниток. Перед началом работы раздаем каждому участнику листочек с вопросом.)
Первый участник называет свое имя, берет в руки обычный клубок ниток, отвечает на вопрос (который прописан на листочке) и кидает моток любому участнику группы. Перед тем как отправить клубок следующему игроку, необходимо придержать конец нити у себя. Следующий участник называет свое имя, отвечает на вопрос и кидает клубок, также одной рукой держа нить. Таким образом, в середине круга образуется некая паутина из пряжи, что будет означать сплетение/объединение группы.
- Ваше имя ? Как вы любите, чтоб Вас называли? Что обозначает Ваше имя? Кто Вам дал имя может быть в честь кого-то меня назвали (история имени)
- Откуда Вы родом?
- Расскажите о своей семье (не забудьте про животных они тоже члены семьи?
- Ваше любимое занятие?
- Ваше любимое блюдо?
- Какую книжку Вы прочитали в последний раз (или моя любимая книжка)?
- Лучше всего я умею. А Вы что лучше всего умеете?
- Если б я была животным, то я была бы...
- В свободное время я предпочитаю...
- Порой я балую себя...(чем?)
- Легче всего меня можно порадовать...(чем?)
- Когда я одна, я люблю ...
- Мой предмет гордости
- Моя интуиция подсказывает мне, что через 10 лет я....
- Мое жизненное кредо или девиз
- Вы не поверите, но я ...
- А вы обо мне не знали, что я... (рассказать какой-нибудь факт о себе)
- Я мечтаю...
- Если б я была волшебницей я бы...
- За что Вы любите свою работу?
- Если бы Вам предложили жить в другой стране. Какую страну Вы бы выбрали?
- Ваш любимый фильм или передача?
- Ваш любимый фрукт?
- Если бы я была историческим персонажем, хотя бы в течении недели, я бы была...
- Вы сова или жаворонок? Во сколько Вы стаете и ложитесь?
- Ваш любимый исполнитель (группа, песня)?
Коллеги, посмотрите, в середине круга у нас образовалась паутина из пряжи. Это означает что, что мы сейчас с вами объединились в одну большую группу, связанную одной целью.
Введение в тему.
"ОЖИДАНИЯ"
Сегодня тема нашего круглого стола звучит " Мотивационная готовность к школе". Перед тем, как мы с вами активно начнем работать, очень хочется от вас услышать, чего же вы ожидаете от сегодняшней встречи.
У вас на столах имеются листочки бумаги, где нужно прописать свои ожидания и этот лист прикрепить на ветви "дерева ожиданий".
(участники ГМО прикрепляют свои листы с ожиданиями на ветви дерева).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема роста немотивированных детей с нормой к школьному обучению в последнее время стала очень актуальной. Об этом говорят ученые, и это подтверждается результатами диагностических обследований в детском саду, и о ситуации в школе мы сейчас послушаем педагогов-психологов СОШ.
В соответствии с ФОП целью образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. И одной из задач является - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
При этом готовность к школе - это итог работы образовательной системы в период дошкольного детства.
Среди критериев готовности детей к школе важным является мотивационная готовность.
Сегодня мы с вами будем много говорить о мотивационной готовности детей к школе.
Мотивационная готовность к обучению в школе - это сложное психолого-педагогическое понятие, которое вот так просто выразить в словах и понять, наверное, тяжело сразу.
- Давайте сейчас с вами немного порассуждаем. Как вы понимаете, что такое мотивационная готовность?
- У вас на столах имеются стикеры, где я прошу вас написать, что вы понимаете под мотивационной готовностью, без подписей, коротко в 2-4 словах.
Участники пишут на стикерах свое понимание мотивационной готовности. (1-2 мин).
(Ведущий собирает стикеры и зачитывая фразы, приклеивает стикер на доску).
Уважаемые педагоги, давайте попробуем все вместе понять и составить определение мотивационной готовности, как мы с вами это понимаем.
Под мотивационной готовностью мы понимаем желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности, включению в учебные взаимодействия и в учебную деятельность.
- «это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника».
- это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Отсюда следует, что личностно-мотивационная готовность к обучению в школе - это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль.
Давайте в основе слова "мотивационная" выделим корень - МОТИВ.
В основе любого поступка или действия лежит определённый мотив.
Мотив - это внутреннее стремление быть активным. В качестве мотивов выступают интересы, убеждения, потребности, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе.
2 стикер. А давайте с вами СЕЙЧАС подумаем: Какие же мотивы определяют отношение будущих первоклассников к учению: Предлагаем вам объединиться в группы по 5 человек. Работаем со стикерами, на которых прописываем эти мотивы.
Работа со стикерами.
Ведущий зачитывает мотивы, которые прописали педагоги (печатаем и выводим на экран)
Вот у нас с вами получился определенный список мотивов.
Список мотивов выводим на экран.
А.Н.Леонтьев выделил шесть групп мотивов, «определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
- Учебно-познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому); «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».
- Социальные (понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника); «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»
- Позиционные (интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника);
«Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду». - Внешние по отношению к школе и учению мотивы (высказывания окружающих о необходимости обучения в школе);
«Я пойду в школу, потому что так мама сказала». - Игровые (перенос игровой деятельности в условия школьного обучения);
«Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями». - Оценочные (стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение)» «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».
На формирование и характер учебной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста будет влиять каждый из перечисленных мотивов. Сочетание различных видов мотивов и степень их выраженности для каждого дошкольника будет индивидуальным.
Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка.
Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе.
Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.
Для того чтобы взрослый мог правильно понять поведение и действия ребёнка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
Его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации.
В наблюдении поможет следующая таблица:
Тип мотива |
Поведение ребенка |
Социальный |
Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно. |
Учебно-познавательный |
Занимается лишь тогда, когда ему интересно. |
Оценочный |
Занимается, потому что хвалит взрослый. |
Позиционный |
Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий. |
Внешний |
Занимается, когда настаивает взрослый. |
Игровой |
Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры. |
Есть и дополнительные признаки, которые помогут вам лучше разобраться в мотивах, чтобы увидеть это у своих воспитанников.
Сейчас вам по определенным фразам нужно определить, к какому мотиву это относится.
- Если дошкольник постоянно задает большое количество вопросов, у него широкий круг интересов, то о каком наличии мотива мы можем говорить? (познавательный).
- Интерес к новой ситуации и новой социальной роли. (Позиционные мотивы учения)
- Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят нам о каком мотиве? (о наличии социального мотива).
- Самым эффективным стимулом активности ребенка являются положительная оценка взрослого, похвала и одобрение. (оценочный)
Если ребёнок не обращает внимание на оценку и замечания педагога, то это указывает на недостаточное развитие оценочного мотива. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ребенка.
Если познавательный и социальный недостаточно развиты, а оценочная мотивация является ведущей, то у него могут сформироваться нежелательные способы учебной деятельности: неумение оценить правильность своих действий, низкий уровень самостоятельности при выполнении задания. Такие дошкольники постоянно стараются уловить эмоциональную реакцию воспитателя (одобрение или неодобрение) на выполненное ими задание.
- Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения (свидетельствуют о наличии внешнего мотива).
- Внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, сосредоточены на занятии, они просят помощи, если что-то не понято или не получается. Их не нужно заставлять выполнять задачи, они обычно выполняют их полностью. Если что-то не успевают делать или оказывается не так, как «просил воспитатель», то они испытывают недовольство плохо выполненной работой (социальный).
Если познавательная мотивация недостаточно развита, а социальный мотив является основным, то такие дети добросовестно выполняют задания, но у них отсутствует желание самостоятельно приобретать знания. Такие дети часто не выходят за рамки задач, предложенных педагогом, не предлагают новых способов решения проблем.
Если ведущим является познавательный мотив, а социальный мотив недостаточно развит, то обучение в школе будет волнообразным. Ребенок внимателен и активен только тогда, когда учебный материал ему незнаком и интересен. Такие дети могут отвлекаться, заниматься другими делами или разговаривать с соседом за столом, если педагог говорит о чем-то, с чем они уже знакомы, или (и) им это не интересно. Выполняя задания, эти дошкольники быстро и легко выполняют то, что им нравится и что им интересно, но задачи, которые требуют усилий, вообще не справляются или выполняются с большим трудом.
Педагог-психолог: А сейчас, для того, чтобы закрепить полученную информацию о мотивах, мы предлагаем вам поработать в группах.
3 команды рассматривают по 2 ситуации, где необходимо определить мотив.
Раскладываются карточки с рисунком и ответом ребенка.
Определить мотив.
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках.
(Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка. Оценочный мотив).
ИГРА: КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИИ».
Продолжаем работу в наших группах:
Ситуация 1. Илюша 6 лет. В группе и дома предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности -не любит. Выполнил рисунок не приложив никаких усилий, видно, что может рисовать лучше, но не старается. В беседе с педагогами группы по поводу невнимательности и нежелания выполнять задания, Мама, посмотрев его работы, говорит: - Он у меня молодец! Ведь выполняет! Мать считает, пойдет в школу и всему научится!
Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все ему дается легко и просто, усилия и старания не нужны. У ребенка может не сформироваться серьезное отношение к занятиям. Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. Большую роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка.
1. Определите, какой мотив преобладает у ребенка в данной ситуации?
2. Проанализируйте прочитанное и сделайте предложение, как может сказаться такое отношение матери на его готовность к обучению к школе?
3. Какие рекомендации может дать воспитатель маме?
Ситуация 2. Воспитатель обратила внимание, что Девочка Лиза, на занятиях сначала с увлечением принимается за задание, но быстро теряет интерес. Доводит начатое дело до конца только под контролем взрослого, особенно если при этом требуются навыки рисования, лепки, владения ножницами, т.д.
(позиционный)
1. Почему ребенку трудно учиться?
2. И к чему следует приучать ребенка с самого начала дошкольного образования?
В этом деле большая роль отводится как педагогам, так и родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания в детском саду и т.д. Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Правильно организованная деятельность постепенно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
Ситуация 3. «Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу, потому что он не хочет делать уроки».
С данной проблемой она обратилась к педагогам группы за советом.
Вопросы.
1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?
Здесь работу воспитатель проводит с родителем, чтобы они правильно настраивали ребенка на школу. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной.
Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью - учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовки к школе. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба - это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Педагог-психолог: Как вы думаете, с каким мотивом ребенок будет лучше учиться?
Не забывайте, что мы с вами говорим о нормотипичном ребенке.
Педагог-психолог: Формирование мотивов учения и отношения к школе - одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенком по трем направлениям:
1. Формировать правильные представления о школе и учении;
2. Формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе;
3. Формировать элементарный опыт учебной деятельности.
А сейчас продолжаем работу в группах. Каждой группе дается возможность вытянуть конверт с темой недели. Ваша задача: в соответствии с темой недели подобрать методические приемы для развития мотивационной готовности детей к школе. (время работы в группах 5-7 минут) (Для примера на столах имеются активные формы и методы работы по формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе).
Каждая группа представляет свою модель тематической недели.
Педагог-психолог: Мы с вами попытались разобраться в понимании мотивационной готовности и какие бывают мотивы, поработали над формами и методами работы по формированию мотивационной готовности, но не следует забывать, что решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства.
Поэтому родителям нужно:
- Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т.п.
- Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.
- Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».
- Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.
- Научить сравнивать результат с образцом.
- Научить исправлять свои ошибки (ошибка - это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).
- Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).
- Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки - не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).
Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.
РЕФЛЕКСИЯ: «Оправдались ли ваши ожидания?» Стикер приклеить на свои ожидания (+) и (-)