Методика преподавания футбола

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: футбол


Проблема физического воспитания во все времена была актуальной, но на современном этапе развития общества этот вопрос приобрел глобальный масштаб. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят сидя за компьютерами. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. На сегодняшний момент эта проблема очень актуальна. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества.

В настоящее время одной из актуальных задач физического воспитания является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы повышению работоспособности детского организма, делали бы его стойким и выносливым, обладающими высокими защитными свойствами к неблагоприятным внешним воздействия.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что единственной возможностью нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, - это активная и определенным образом организованная физкультурно-оздоровительная работа в школе, в том числе во внеурочное время. Футбол - поистине один из самых массовых и любимых видов спорта. Его популярность среди детей чрезвычайно велика. Футбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью, слаженностью действий команды спортсменов. Кроме того, это эффективное средство укрепления здоровья, совершенствования всех функций организма.

Методика преподавания курса

Обучение и тренировка младших школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развития их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Этот возраст идеально подходит для тренировочных занятий начальной стадии, тем самым подготавливая организм ребенка к более значительным физическим и интеллектуальным нагрузкам. В условиях тренировки этот процесс можно разделить на два года обучения:

  • на первом году (8-9 лет) младшим школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
  • на втором году (10-11 лет) тренером ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.

Таким образом, в процессе двухлетней подготовки детей в объединении «Футбол», как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает противостояние этих дух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка тесно связаны между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физической, специальной, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техническим приемом, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д. Например, развитие физических качеств и освоения техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Развитие физических качеств младших школьников, занимающихся в секции футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. Поскольку футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для развития у школьников важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:

  • метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;
  • переменный метод, отличающийся от предыдущего лишь длительностью выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в футбол;
  • повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей в самой игре. Рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;
  • интервальный метод, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться;
  • метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, выполняемых с максимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности.

Таким образом, из вышесказанного сказанного в своей работе на первом году обучения я чаще использую повторный и интервальный методы, т.к. ребята в младшей группе еще маленькие, неусидчивые, невнимательные, у них слабо развита координация движения, скоростная способность, нет четко согласованных движений, что кардинально отличает их от ребят старшей группы. В начале обучения основное внимание детей направляю на овладение правильными движениями, а затем стремлюсь, чтобы они освоили точные удары и скорость движений. Обучение технике провожу постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, удар по мячу провожу в такой последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, и, наконец, перехожу к изучению удара при движении самих занимающихся.

Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость бега при этом постепенно увеличивается. По мере того как дети овладевают этим действием, перехожу к обучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек - фишек. Наконец, следующий этап - это обучение ведению мяча при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в футбол. Однако упражнения и игры, в которые включаются изучаемые движения, должны быть очень разнообразными и интересными для занимающихся. Однообразие и монотонность действия снижают интерес у детей. Упражнения и игры должны быть доступными данному возрасту.

Программный материал для младшей и старшей групп состоит из теоретического и практического разделов. Занятия по теоретическому разделу провожу в течение всего года в виде бесед в процессе практических занятий. Практический раздел программы включает общую, специальную физическую, техническую подготовку, тактическую подготовку, участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.

Специальная физическая подготовка включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста. Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки. Техническая подготовка включает специальные приемы: удары по мячу, остановки, ведение мяча, обманные движения, вбрасывание и отбор мяча, а также техника игры вратаря.

По мере освоения технической подготовки, усложняется условия выполнения упражнений: остановка мяча в движении, передача мяча с различной степенью силы и т.д. Увеличивается быстрота исполнения приема, вводится пассивное и активное сопротивление со стороны партнера. В ходе технической подготовки основное внимание уделяется правильности выполнения движений и приемов. Совершенствование владения основными техническими приемами проводится в игровых упражнениях и в процессе самой игры. Конкретный подбор упражнений определяется возрастом занимающихся, уровнем подготовленности. Важной составляющей на втором году обучения является тактическая подготовка, которая проводится различными методами. Отрабатывается взаимодействие в парах и тройках. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуются в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, в игре в одни ворота, в игре в мини-футбол, и непосредственно в игре.

На первом и втором годах обучения, два раза в год провожу диагностический контроль, с целью выявления динамики развития каждого воспитанника. Диагностика проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физической и технической подготовке. Для каждой возрастной группы существуют свои величины показателей. Но самым эффективным и наилучшим средством диагностики является участие команд в соревнованиях различного уровня. С каждым годом количество желающих заниматься в объединении «Футбол» младшего возраста увеличивается. Рост мотивации к занятиям футболом во второй половине дня в школе, прежде всего, связан с победами на соревнованиях старшей группы учащихся объединения. Популярность этого вида спорта в нашей стране, высокие показателями выступлений сборной команды России.

В объединение «Футбол» приходят заниматься ребята самые простые «дворовые» мальчишки, не имеющие возможности в силу определенных обстоятельств заниматься «большим» спортом. Также активно идет работа по привлечению в объединение «Футбол» ребят, состоящих на внутришкольном контроле и ребят с «девиантным» поведением. Они регулярно ходят на занятия, активно тренируются и удачно выступают на соревнованиях. Мною и педагогическим коллективом, было замечено, что многочисленные тренировки благоприятно сказываются на их моральном, физическом воспитании, у этих ребят повысилась успеваемость.

Выводы

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях оказывают всестороннее влияние на учащихся: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятия спортом способствуют также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики. Воспитание нового, всесторонне развитого человека - одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества.