Тип урока: обобщение и систематизация.
Цели урока:
- образовательные: систематизация и обобщение знаний и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
- развивающие: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения, расширение кругозора учащихся;
- воспитательные: воспитание у школьников ответственности, аккуратности и дисциплинированности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Планируемые результаты:
- предметные: закрепление навыка сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений и задач.
- личностные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
- метапредметные: формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Отработка навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
- Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений.
- Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении задач.
- Самостоятельная работа.
- Дополнительное задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, сообщает тему и цель урока.
2. Актуализация знаний
1) Актуализация теоретических знаний:
а) Как выполняется сложение чисел с одинаковыми знаками?
б) Как выполняется сложение чисел с разными знаками?
в) Как выполняется вычитание?
2) Устный счет:
-2+(-5) | -1,2+(-3,4) |
-4+(-10) |
-7,8-2,8 |
7+(-12) |
6,4+(-14) |
15-21 |
3,9-5,1 |
-5+23 |
-1,7+5 |
3-(-14) |
4,1-(-6,9) |
-24-(-65) |
-3,7-(-2,1) |
-35-35 |
-3,2+3,2 |
3) Учитель предлагает учащимся расположить числа в порядке возрастания и узнать, какой математический термин зашифрован в таблице.
-6,5 |
-2,75 |
-6,8 |
-6,6 |
2,1 |
2,75 |
-1,2 |
3,5 |
-0,9 |
6,6 |
о |
р |
к |
о |
н |
а |
д |
т |
и |
а |
Ответ: координата
Учащиеся вспоминают определение координаты точки.
4) Даны числа -12 и 3.
а) назовите модули этих чисел;
б) назовите целые числа, расположенные между ними;
в) назовите несколько целых чисел, меньших -12;
г) чему равна сумма этих чисел? Разность?
5) Отметить на координатной прямой точки А(-5), В(-3,5), Д(2,5), Е(5), С(-0,5)
3. Отработка навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел
Учитель: Решив следующее задание, вы разгадаете имя древнегреческого ученого, зашифрованное в данной таблице. Для этого необходимо решить каждый пример, найти полученный ответ в таблице и вписать в эту таблицу букву, соответствующую данному примеру.
Ответ: Пифагор
4. Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений
Учитель: Ребята, а в каком веке жил древнегреческий ученый Пифагор? Мы узнаем, если решим данное уравнение:
(х-3,4)-13= -10,4
Ответ: в 6 веке до н.э.
Учитель: Решив следующее уравнение, мы узнаем в каком веке появилась десятичная система счисления:
(х-3,5)-6= -3,5
Ответ: в 6
Учитель: корень последнего уравнения подскажет нам в каком веке дроби стали восприниматься как числа.
(30-х)-12,4= - 4,4
Ответ: в 18
5. Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении задач
Из задуманного числа Таня вычла 16,2 и прибавила 4,8. В результате получила -5,1. Найдите задуманное число.
Ответ: 6,3
6. Самостоятельная работа (10 мин)
1 вариант
Решите уравнения:
а) х+3,8 = 2,7
б) 7,1+у = -1,8
в) -1,2 -а =3
г) (х+2,4) +10,3 = -1,5
2 вариант
Решите уравнения:
а) -3,2+х = 5,2
б) 6,7+у = - 4,3
в) 5,7-х = 8,9
г) (х-6,8) +9,3 = 1,7
7. Дополнительное задание
Древнегреческая задача. - Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
- Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучает математику, четверть - природу, седьмая часть проводит время в размышлениях, и, кроме того, есть еще три женщины.
Ответ: 28 учеников
8. Подведение итогов урока
Учащиеся заканчивают предложения:
- чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, надо…
- чтобы сложить два числа с разными знаками, надо…
- вычитание всегда можно представить как …
- вычесть отрицательное число, значит…