Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизация.

Цели урока:

  • образовательные: систематизация и обобщение знаний и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
  • развивающие: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения, расширение кругозора учащихся;
  • воспитательные: воспитание у школьников ответственности, аккуратности и дисциплинированности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Планируемые результаты:

  • предметные: закрепление навыка сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений и задач.
  • личностные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
  • метапредметные: формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Отработка навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
  4. Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений.
  5. Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении задач.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Дополнительное задание.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, сообщает тему и цель урока.

2. Актуализация знаний

1) Актуализация теоретических знаний:
а) Как выполняется сложение чисел с одинаковыми знаками?
б) Как выполняется сложение чисел с разными знаками?
в) Как выполняется вычитание?

2) Устный счет:

-2+(-5) -1,2+(-3,4)

-4+(-10)

-7,8-2,8

7+(-12)

6,4+(-14)

15-21

3,9-5,1

-5+23

-1,7+5

3-(-14)

4,1-(-6,9)

-24-(-65)

-3,7-(-2,1)

-35-35

-3,2+3,2

3) Учитель предлагает учащимся расположить числа в порядке возрастания и узнать, какой математический термин зашифрован в таблице.

-6,5

-2,75

-6,8

-6,6

2,1

2,75

-1,2

3,5

-0,9

6,6

о

р

к

о

н

а

д

т

и

а

Ответ: координата

Учащиеся вспоминают определение координаты точки.

4) Даны числа -12 и 3.
а) назовите модули этих чисел;
б) назовите целые числа, расположенные между ними;
в) назовите несколько целых чисел, меньших -12;
г) чему равна сумма этих чисел? Разность?

5) Отметить на координатной прямой точки А(-5), В(-3,5), Д(2,5), Е(5), С(-0,5)

3. Отработка навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

Учитель: Решив следующее задание, вы разгадаете имя древнегреческого ученого, зашифрованное в данной таблице. Для этого необходимо решить каждый пример, найти полученный ответ в таблице и вписать в эту таблицу букву, соответствующую данному примеру.

Ответ: Пифагор

4. Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений

Учитель: Ребята, а в каком веке жил древнегреческий ученый Пифагор? Мы узнаем, если решим данное уравнение:

(х-3,4)-13= -10,4

Ответ: в 6 веке до н.э.

Учитель: Решив следующее уравнение, мы узнаем в каком веке появилась десятичная система счисления:

(х-3,5)-6= -3,5

Ответ: в 6

Учитель: корень последнего уравнения подскажет нам в каком веке дроби стали восприниматься как числа.

(30-х)-12,4= - 4,4

Ответ: в 18

5. Применение навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении задач

Из задуманного числа Таня вычла 16,2 и прибавила 4,8. В результате получила -5,1. Найдите задуманное число.

Ответ: 6,3

6. Самостоятельная работа (10 мин)

1 вариант

Решите уравнения:

а) х+3,8 = 2,7

б) 7,1+у = -1,8

в) -1,2 -а =3

г) (х+2,4) +10,3 = -1,5

2 вариант

Решите уравнения:

а) -3,2+х = 5,2

б) 6,7+у = - 4,3

в) 5,7-х = 8,9

г) (х-6,8) +9,3 = 1,7

7. Дополнительное задание

Древнегреческая задача. - Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?

- Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучает математику, четверть - природу, седьмая часть проводит время в размышлениях, и, кроме того, есть еще три женщины.

Ответ: 28 учеников

8. Подведение итогов урока

Учащиеся заканчивают предложения:

  • чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, надо…
  • чтобы сложить два числа с разными знаками, надо…
  • вычитание всегда можно представить как …
  • вычесть отрицательное число, значит…