Методическая разработка серии уроков по теме "Опорно-двигательная система"

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат


Введение

В современном обществе постоянно увеличивается объем и скорость появления новой информации. Это требует от учащихся более эффективных навыков работы с книгой, справочниками и другими источниками, включая ресурсы сети Интернет. Для эффективной работы с большими объемами информации современным школьникам необходимо уметь выделять главное, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, выстраивать план действий и т.д.

Биологические схемы, таблицы, являются мощным визуальным инструментом для развития перечисленных умений и навыков. Учебный материал представляется наглядно, за счет чего выделяются ключевые понятия и логические связи между ним. Снижаются трудности усвоения темы школьником, связанные с возрастающим объемом информации, получаемым в школе.

Биология как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности.

За последние годы количество часов на изучение предмета биологии сокращается, а программа остается прежней, и учитель испытывает нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для учителя необходимостью на сегодняшний день.

Поэтому при разработке серии уроков к главе «Опорно-двигательная система» особое внимание уделялось графическим способам представления материала, что позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

С этой целью к каждой методической разработке урока по данному разделу, помимо технологических карт урока и мультимедийных презентаций, для повышения качества усвоения материала составлены приложения, тесты и практические работы.

Основная часть

Методическая разработка темы «Опорно-двигательная система» составлена по УМК «Биология» издательства «Просвещение» Москва, который включает рабочую программу «Биология» В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов «Биология» - издательство Москва «Просвещение» 2020 год. Учебно-методический комплекс В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов охватывает все основные темы, рассматриваемые ранее в курсе биологии 8 класса. Учебник знакомит учащихся с особенностями строения тела, физиологией и гигиеной человека

Глава «Опорно-двигательная система» изучается после знакомства с общим обзором организма человека и изучения нервной системы. Это логично, поскольку первой темой в данном разделе является тема общего обзора организма человека.

В данном главе изучаются темы:

  • скелет человека, строение его отделов и функции;
  • Кости, их химический состав, строение. Типы костей;
  • Мышечная система человека;
  • Нарушения опорно-двигательной системы;
  • Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

На изучение каждой из которых отводится по одному часу учебного времени.

Цели и задачи главы

Цель изучения: Создание условий для развития коммуникативных умений при изучении главы «Опорно-двигательная система» как части организма человека, обеспечивающей опору и движение организма.

Задачи:

Познавательные

  • научить различать основные органы опорно-двигательной системы;
  • выявлять некоторые нарушения опорно-двигательной системы

Развивающие

  • развивать умения использовать различные источники информации для решения учебной задачи,
  • умения выделять главное, сравнивать, делать выводы,
  • умения составлять таблицы, синквейны, интеллектуальные карты,
  • умения составлять сообщения, презентации,
  • умения составлять вопросы, отвечать на вопросы.

Воспитательные

  • развивать коммуникативные основы поведения учащихся через умения работать в группах, самостоятельность, дисциплинированность, умения слушать другого, готовность и умение общаться, выступать перед аудиторией.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Личностные:

  • понимают значимость знаний о строении скелета и мышц человека;
  • умеют задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • умеют слушать, отвечать;
  • умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • умеют вести диалог, учитывая разные мнения;
  • умеют строить понятные для одноклассников высказывания.

Предметные:

На основе знаний о

  • внутреннем и внешнем строении костей;
  • особенностях строения опорно-двигательной системы;
  • основных формах мышц;
  • основных костях и мышцах, взаимосвязях между ними;
  • изменениях, происходящих в нарушении опорно-двигательной системы;

ученики научатся

  • распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы;
  • выявлять некоторые нарушения опорно-двигательной системы.

Метапредметные:

  • В результате усвоения темы ученики умеют выявлять причину, следствия;
  • умеют отвечать на вопросы; составлять вопросы;
  • умеют определять основания для сравнения фактов, явлений;
  • умеют составлять планы, таблицы, схемы, синквейны, презентации.

Календарно-тематическое планирование раздела «Литосфера»

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

1

Скелет человека, строение его отделов и функции.

Урок изучения нового материала

Скелет: головы. Туловища, конечностей. Сустав. Сферический, цилиндрический, эллипсовидный. Суставная сумка, суставная полость. Кости черепа: лобная, теменная, височная, затылочная, клиновидная и решётчатая

2

Кости, их химический состав, строение. Типы костей.

Урок формирований умений и навыков

Кости: длинные и короткие трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Свойства костей. Диафиз. Эпифиз. Надкостница. Остеоны. Красный и желтый костный мозг

3

Мышечная система человека.

Урок формирований
умений и навыков

Брюшко скелетной мышцы, сухожилие, фасция. Жевательные и мимические мышцы. Мышцы спины, груди, живота, плечевого пояса и руки, тазового пояса и ноги. Брюшной пресс. Диафрагма. Белки: миозин и актин. Синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление. Восстановление

4

Нарушения опорно-двигательной системы.

Урок формирований умений и навыков

Рахит. Искривление позвоночника. Сводчатая стопа и плоскостопие. Сколиоз. Остеохондроз. Остеомиелит. Ревматоидный артрит

5

Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Урок формирований умений и навыков

Ушибы, вывихи, растяжения. Переломы: открытые и закрытые. Травма. Травматизм: производственный и непроизводственный

Заключение

На протяжении нескольких лет использую в преподавании биологии ранее конспекты. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день.

На примере разработанной серии уроков по теме «Опорно-двигательная система» можно заметить, что обучение приемам конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний. При данной работе возрастает интерес к предмету, учащиеся лучше усваивают определения и термины. Кроме того, самостоятельная деятельность переходит на качественно иной, творческий уровень. Позволяет отработать уже имеющиеся знания и умения, и получить новый опыт применения учебных навыков. При этом можно использовать различные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.

Особое значение имеют конспекты для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Конспект, в таком случае, становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

При выполнении практических работ ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию стойкого интереса к своему телу и биологии в целом. Творческой активности, любознательности. А именно творческий ребенок способен к саморазвитию.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

См. серию уроков по теме "Опорно-двигательная система"

Список источников

  1. Епифанов В.А. «Лечебная физическая культура и спортивная медицина». Учебник. М.: Медицина, 1999.
  2. Попов. «Лечебная физическая культура». Москва, 2004.
  3. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1993.
  4. Физиология движений под ред. М.А.Алексеева и др. - 1976.
  5. «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В.И. - Москва: «Медицина», 1993.
  6. Интернет-ресурс wikipedia.org
  7. Studref.com - система органов движения. (https://studref.com/340408/agropromyshlennost/sistema_organov_dvizheniya)
  8. Egevideo.ru - строение, свойства костей и типы их соединений. (https://egevideo.ru/stati/chelovek/stroenie-svoystva-kostey-i-tipy-ikh-soedineniy/)
  9. Studopedia.ru - строение и химический состав костей (https://studopedia.ru/4_8932_stroenie-i-himicheskiy-sostav-kostey.html)
  10. Наука.Club - осевой скелет человека - состав, строение и функции (https://nauka.club/anatomiya/skelet-cheloveka.html)
  11. Clubmango - как проверить осанку (http://www.clubmango.ru/articles/reabilitaciya-i-zdorovje/narushenie-osanki/)
  12. Nsportal.ru - Влияние факторов на развитие опорно-двигательного аппарата (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/01/vliyanie-faktorov-na-razvitie-oporno-dvigatelnogo-apparata)
  13. Ecopharmacia.ru - болезни, связанные с опорно-двигательной системой (http://www.ecopharmacia.ru/publ/aptechnye_konsultacii/zabolevanija_oporno_dvigatelnogo_apparata/bolezni_kotorye_svjazany_s_oporno_dvigatelnoj_sistemoj/62-1-0-828)
  14. Knowledge.allbest.ru - влияние физических упражнений на состояние скелетной мускулатуры (https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65625b3bd79a4c53a89521216c37_0.html)