Введение
В современном обществе постоянно увеличивается объем и скорость появления новой информации. Это требует от учащихся более эффективных навыков работы с книгой, справочниками и другими источниками, включая ресурсы сети Интернет. Для эффективной работы с большими объемами информации современным школьникам необходимо уметь выделять главное, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, выстраивать план действий и т.д.
Биологические схемы, таблицы, являются мощным визуальным инструментом для развития перечисленных умений и навыков. Учебный материал представляется наглядно, за счет чего выделяются ключевые понятия и логические связи между ним. Снижаются трудности усвоения темы школьником, связанные с возрастающим объемом информации, получаемым в школе.
Биология как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности.
За последние годы количество часов на изучение предмета биологии сокращается, а программа остается прежней, и учитель испытывает нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для учителя необходимостью на сегодняшний день.
Поэтому при разработке серии уроков к главе «Опорно-двигательная система» особое внимание уделялось графическим способам представления материала, что позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
С этой целью к каждой методической разработке урока по данному разделу, помимо технологических карт урока и мультимедийных презентаций, для повышения качества усвоения материала составлены приложения, тесты и практические работы.
Основная часть
Методическая разработка темы «Опорно-двигательная система» составлена по УМК «Биология» издательства «Просвещение» Москва, который включает рабочую программу «Биология» В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов «Биология» - издательство Москва «Просвещение» 2020 год. Учебно-методический комплекс В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов охватывает все основные темы, рассматриваемые ранее в курсе биологии 8 класса. Учебник знакомит учащихся с особенностями строения тела, физиологией и гигиеной человека
Глава «Опорно-двигательная система» изучается после знакомства с общим обзором организма человека и изучения нервной системы. Это логично, поскольку первой темой в данном разделе является тема общего обзора организма человека.
В данном главе изучаются темы:
- скелет человека, строение его отделов и функции;
- Кости, их химический состав, строение. Типы костей;
- Мышечная система человека;
- Нарушения опорно-двигательной системы;
- Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
На изучение каждой из которых отводится по одному часу учебного времени.
Цели и задачи главы
Цель изучения: Создание условий для развития коммуникативных умений при изучении главы «Опорно-двигательная система» как части организма человека, обеспечивающей опору и движение организма.
Задачи:
Познавательные
- научить различать основные органы опорно-двигательной системы;
- выявлять некоторые нарушения опорно-двигательной системы
Развивающие
- развивать умения использовать различные источники информации для решения учебной задачи,
- умения выделять главное, сравнивать, делать выводы,
- умения составлять таблицы, синквейны, интеллектуальные карты,
- умения составлять сообщения, презентации,
- умения составлять вопросы, отвечать на вопросы.
Воспитательные
- развивать коммуникативные основы поведения учащихся через умения работать в группах, самостоятельность, дисциплинированность, умения слушать другого, готовность и умение общаться, выступать перед аудиторией.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Личностные:
- понимают значимость знаний о строении скелета и мышц человека;
- умеют задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- умеют слушать, отвечать;
- умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умеют вести диалог, учитывая разные мнения;
- умеют строить понятные для одноклассников высказывания.
Предметные:
На основе знаний о
- внутреннем и внешнем строении костей;
- особенностях строения опорно-двигательной системы;
- основных формах мышц;
- основных костях и мышцах, взаимосвязях между ними;
- изменениях, происходящих в нарушении опорно-двигательной системы;
ученики научатся
- распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы;
- выявлять некоторые нарушения опорно-двигательной системы.
Метапредметные:
- В результате усвоения темы ученики умеют выявлять причину, следствия;
- умеют отвечать на вопросы; составлять вопросы;
- умеют определять основания для сравнения фактов, явлений;
- умеют составлять планы, таблицы, схемы, синквейны, презентации.
Календарно-тематическое планирование раздела «Литосфера»
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы обязательного минимума образования |
1 |
Скелет человека, строение его отделов и функции. |
Урок изучения нового материала |
Скелет: головы. Туловища, конечностей. Сустав. Сферический, цилиндрический, эллипсовидный. Суставная сумка, суставная полость. Кости черепа: лобная, теменная, височная, затылочная, клиновидная и решётчатая |
2 |
Кости, их химический состав, строение. Типы костей. |
Урок формирований умений и навыков |
Кости: длинные и короткие трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Свойства костей. Диафиз. Эпифиз. Надкостница. Остеоны. Красный и желтый костный мозг |
3 |
Мышечная система человека. |
Урок формирований
|
Брюшко скелетной мышцы, сухожилие, фасция. Жевательные и мимические мышцы. Мышцы спины, груди, живота, плечевого пояса и руки, тазового пояса и ноги. Брюшной пресс. Диафрагма. Белки: миозин и актин. Синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление. Восстановление |
4 |
Нарушения опорно-двигательной системы. |
Урок формирований умений и навыков |
Рахит. Искривление позвоночника. Сводчатая стопа и плоскостопие. Сколиоз. Остеохондроз. Остеомиелит. Ревматоидный артрит |
5 |
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. |
Урок формирований умений и навыков |
Ушибы, вывихи, растяжения. Переломы: открытые и закрытые. Травма. Травматизм: производственный и непроизводственный |
Заключение
На протяжении нескольких лет использую в преподавании биологии ранее конспекты. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день.
На примере разработанной серии уроков по теме «Опорно-двигательная система» можно заметить, что обучение приемам конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний. При данной работе возрастает интерес к предмету, учащиеся лучше усваивают определения и термины. Кроме того, самостоятельная деятельность переходит на качественно иной, творческий уровень. Позволяет отработать уже имеющиеся знания и умения, и получить новый опыт применения учебных навыков. При этом можно использовать различные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.
Особое значение имеют конспекты для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Конспект, в таком случае, становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
При выполнении практических работ ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию стойкого интереса к своему телу и биологии в целом. Творческой активности, любознательности. А именно творческий ребенок способен к саморазвитию.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.
См. серию уроков по теме "Опорно-двигательная система"
Список источников
- Епифанов В.А. «Лечебная физическая культура и спортивная медицина». Учебник. М.: Медицина, 1999.
- Попов. «Лечебная физическая культура». Москва, 2004.
- Матвеева Л.П., Новикова А.Д. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1993.
- Физиология движений под ред. М.А.Алексеева и др. - 1976.
- «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В.И. - Москва: «Медицина», 1993.
- Интернет-ресурс wikipedia.org
- Studref.com - система органов движения. (https://studref.com/340408/agropromyshlennost/sistema_organov_dvizheniya)
- Egevideo.ru - строение, свойства костей и типы их соединений. (https://egevideo.ru/stati/chelovek/stroenie-svoystva-kostey-i-tipy-ikh-soedineniy/)
- Studopedia.ru - строение и химический состав костей (https://studopedia.ru/4_8932_stroenie-i-himicheskiy-sostav-kostey.html)
- Наука.Club - осевой скелет человека - состав, строение и функции (https://nauka.club/anatomiya/skelet-cheloveka.html)
- Clubmango - как проверить осанку (http://www.clubmango.ru/articles/reabilitaciya-i-zdorovje/narushenie-osanki/)
- Nsportal.ru - Влияние факторов на развитие опорно-двигательного аппарата (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/01/vliyanie-faktorov-na-razvitie-oporno-dvigatelnogo-apparata)
- Ecopharmacia.ru - болезни, связанные с опорно-двигательной системой (http://www.ecopharmacia.ru/publ/aptechnye_konsultacii/zabolevanija_oporno_dvigatelnogo_apparata/bolezni_kotorye_svjazany_s_oporno_dvigatelnoj_sistemoj/62-1-0-828)
- Knowledge.allbest.ru - влияние физических упражнений на состояние скелетной мускулатуры (https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65625b3bd79a4c53a89521216c37_0.html)