С 2023 года в Челябинской области реализуется Модель формирования и развития губернаторских инженерных классов в системе образования Челябинской области «Инженер будущего-74», в связи с чем в августе этого же года был проведен первый конкурсный отбор на открытие таких классов в общеобразовательных организациях области. По итогам отбора в 2023-2024 учебном году в составе 22 школ инженерные классы начали свою работу. Среди них - профильный 10 класс МБОУ «Лицей №39» города Озёрска.
Стратегическим фактором появления таких классов стала возрастающая потребность экономики Южного Урала в квалифицированных инженерных кадрах для высокотехнологичных отраслей производства в контексте задач региона по укреплению технологического суверенитета Российской Федерации. Тактической задачей проекта «Инженер будущего-74» определена необходимость организации многоуровневой системы формирования инженерной культуры обучающихся «от детского сада до вуза» как основы получения молодыми жителями Челябинской области высшего инженерного образования в вузах и дальнейшей их профессиональной деятельности в региональной экономике.
Для педагогического коллектива МБОУ «Лицей №39» города Озёрска тактическая задача проекта «Инженер будущего-74» близка и понятна. Уже более 10 лет для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования проводится муниципальный фестиваль «Дни естествознания», давно ставший традиционным. Зародился он «в недрах» предметных лабораторий химии и физики МБОУ «Лицей №39». С 2017 года «Дни естествознания» приняли формат фестиваля знаний, стали площадкой для эффективного взаимодействия воспитанников и сотрудников дошкольных образовательных учреждений, учеников разных школ, учителей химии, физики и биологии, преподавателей вузов, инженеров и учёных ФГУП «ПО «Маяк», специалистов Управления образования администрации Озёрского городского округа. С самого начала своего существования муниципальный фестиваль «Дни естествознания» был призван вовлечь в мир знаний детей с раннего возраста, дать им почувствовать себя инженерами, изобретателями, заложить в них интерес и любовь к науке, воспитывать новое поколение прогрессивных российских ученых и повышать престиж естественнонаучного образования. Ребятам интересно изобретать новое и улучшать имеющееся, чинить то, что сломалось, улучшать то, что работает, и изобретать то, чего еще нет. Но в конечном результате педагогам лицея хотелось бы, чтобы благополучным завершением этого метаморфического процесса стал осознанный выбор ребятами инженерных или научно-исследовательских специальностей в области естествознания. Именно концепция фестиваля «Дни естествознания» стала темой деятельности Опорной площадки - «Естествознание: от дошкольника до выпускника».
Обычно фестиваль включает в себя два-три десятка мероприятий, площадками которых становятся многие общеобразовательные учреждения, Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ, Центральная заводская лаборатория ФГУП «ПО «Маяк», Озёрский городской музей и музей ФГУП «ПО «Маяк». Хотелось бы поделиться направлениями, по которым проводится фестиваль «Дни естествознания».
Самые юные участники фестиваля - воспитанники детских садов - посещают уроки занимательной физики, биологии или химии. Не секрет, что в ходе таких встреч можно удивить дошкольников, привлечь их внимание к инженерным и естественным наукам. Сегодня ребята делают и запускают самолетики, а через несколько лет они уже смогут проектировать беспилотники, что впоследствии обернётся поступлением на инженерно-технические специальности в университеты.
Большое внимание уделяется встречам со специалистами ПО «Маяк», в частности, посильную помощь в просветительской и профориентационной работе оказывают шефы лицея №39 - инженеры и учёные Центральной заводской лаборатории ФГУП «ПО «Маяк». Они читают лекции, проводят практикумы и мастер-классы, экскурсии. Один из примеров такой встречи в 2024 году: турнир «Фабрика процессов» - деловая игра, включающая в себя главные элементы производства: склад запчастей, логистику доставки, производство по сбору деталей, приёмку готовой продукции, экономический отдел. В рамках фестиваля специалисты ФГУП «ПО «Маяк» дали возможность четырём командам из озёрских лицеев и школ испытать на себе все особенности производственного процесса и трудности командной работы. На градообразующем предприятии такие турниры используют для тренировки слаженной работы различных команд специалистов. Организаторы из Отдела повышения эффективности производства (ПСР) ФГУП «ПО «Маяк» надеются, что такая форма работы со школьниками станет регулярной. Турнир «Фабрика процессов» - это звено, которое самым естественным образом дополняет и развивает идеи ранней профориентации и проект подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий.
Интеллектуальные игры и турниры являются неотъемлемой частью «Дней естествознания», потому что дают возможность раскрыться ребятам из разных школ, создают ситуации успеха, а, как известно, есть успех, есть желание учиться. Игры по физике и химии традиционны. А ещё в течение фестиваля учителя-предметники оказывают помощь школьникам в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по биологии, химии и физике.
В рамках фестиваля Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ регулярно собирает учителей естественных наук города Озёрска, становится местом обсуждения разнообразных вопросов преподавания физики или химии.
В связи с реализацией проекта «Инженерный класс» в этом году под пристальным вниманием оказались именно его обучающиеся. Кроме профильного изучения предметов технической направленности важно приобщать ребят к инженерным специальностям. В рамках фестиваля «Дни естествознания» Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ предоставил возможность ученикам инженерного класса познакомиться с оборудованием своих лабораторий физики и электроники. Подобные занятия позволяют осваивать азы инженерной профессии, видеть разницу между практической частью и теоретическими расчётами.
Разнообразные по форме мероприятия «Дней естествознания» способствовали решению целого комплекса образовательных и воспитательных задач. Безусловно, они обогатили кругозор детей и молодёжи дополнительными знаниями, помогли найти дорогу к научным и техническим идеям, показали направления использования знаний на практике и в повседневной жизни. Да и просто вызвали положительные эмоции от общения!
Стоит отметить, что экскурсии в высшие учебные заведения и на производственные предприятия давно стали доброй традицией в МБОУ «Лицей №39». В конце сентября 2023 года обучающиеся инженерного 10 класса, 9-х и 11-х классов вместе с учителями математики, информатики, физики и химии были приглашены на церемонию награждения победителей и призёров уровневых олимпиад, проводимых Физико-технологическим институтом (ФТИ) Уральского Федерального университета в Екатеринбурге. Уже много лет МБОУ «Лицей №39» и ФТИ УрФУ сотрудничают и совместно проводят Открытую межвузовскую олимпиаду школьников «Будущее Сибири» по физике и химии, Объединённую межвузовскую математическую олимпиаду (ОММО), Открытую региональную межвузовскую олимпиаду (ОРМО) по физике и математике, которые включены в перечень, утверждённый Министерством науки и высшего образования России. Дипломы таких олимпиад дают ребятам льготы при поступлении и повышенные стипендии в первом семестре.
Лицеисты и педагоги побывали на кафедрах, в лабораториях и в Инновационно-внедренческом центре радиационной стерилизации ФТИ. Восторг вызвал рекламный фильм ещё одного пункта экскурсии - Инновационного центра Химико-фармацевтических технологий, в котором лицеисты увидели выпускницу лицея №39 и УрФУ Марию Коновалову. Ещё одним сюрпризом стала встреча ребят в стенах ФТИ с популярным видеоблогером и молодым учёным Александром Ивановым, который на просторах Интернета занимается популяризацией науки и ведёт канал «Химия - просто».
Активное взаимодействие с предприятиями и вузами в рамках проекта инженерных классов открывает перед школьниками новые реальные пути в профессию. Умение ориентироваться в новых технологиях, владеть широким спектром компетенций, уметь решать уникальные задачи и принимать нестандартные решения - это неполный список того, чем должен владеть современный инженер.
Мероприятие «День проектов» - это успешная часть выстраивания модели профориентационной работы в МБОУ «Лицей №39», один из фрагментов единой модели профориентации, которая внедряется в школах России.
Профориентационное мероприятие «День проектов» - это особый день в жизни лицея №39, подводящий итоги работы с различными начинаниями исследовательской и творческой направленности, над которыми ученики трудятся в течение года. По традиции это событие организуется в апреле.
День проектов - это необычный учебный день, хотя все участники образовательного процесса находятся в лицее. Проводятся традиционные уроки по расписанию, но учебное заведение становится больше похоже на университет, на базе которого проходит большая научная конференция. Есть пленарные и секционные заседания, есть стендовые защиты и выставки, есть выступающие и задающие вопросы, есть фотокорреспонденты... В этот день в лицее всегда много гостей. Это родители учеников, которые пришли поболеть за своего ребенка во время его первого публичного выступления на большой аудитории, это преподаватели Озёрского технологического института НИЯУ МИФИ и студенты, которым есть чем поделиться со школьниками, это многочисленные друзья лицея, шефы. В лицее №39 «День проектов» считают праздником творчества, научного поиска и открытий, праздником риторики и самопрезентации.
Да, 13 апреля этого года расписание дня выглядело необычно. Оно изобиловало, было насыщено встречами, лекциями, защитами проектов для лицеистов разного возраста.
Старшеклассники встретились с инженером-радиохимиком шефствующей организации, Центральной заводской лаборатории ФГУП «ПО «Маяк», узнали о перспективах развития ядерной медицины.
Девятиклассники приняли участие в интерактивном мероприятии «День атомных профессий», которое подготовили и провели члены объединённого совета молодежи ФГУП «ПО «Маяк». На первом этапе ребятам предложили выполнить тест, проверяющий знания по использованию радиоактивных изотопов в жизни человека. На втором этапе познакомили с профессиями атомной промышленности в очень интересном и необычном формате. Девятиклассники погрузились в роль руководителей предприятия атомной энергетики. В ходе деловой игры надо было подобрать персонал на инженерные и технические должности в аналитическую лабораторию, проанализировав необходимые характеристики и компетенции.
В актовом зале участники мероприятия и гости знакомились с лучшими проектами года, которые были представлены учениками разных классов. Презентации проходили в самых разных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (компьютерных презентаций, чертежей, моделей, плакатов и др.). Докладчики рассказывали об этапах создания своих проектов: о поиске и отборе актуальной информации, о практическом применении знаний, о выборе, использовании и освоении подходящих технологий, об изготовлении проектного продукта, о проведении исследования, о трудностях, с которыми они столкнулись в ходе работы.
Живой интерес вызвал проект семиклассника, выполненный под руководством преподавателей по мобильной робототехнике Озёрского технологического института НИЯУ МИФИ. Поддержать его на презентации пришла заведующая кафедрой электроники и автоматики. Она рассказала гостям о возможностях занятий мобильной робототехникой в условиях Озёрского технологического института.
Ещё одной важной составляющей межорганизационного взаимодействия является сотрудничество с шефами. Формы работы разнообразны, и дело не ограничивается только эпизодическими встречами в рамках, например, фестиваля «Дни естествознания».
В течение учебного года один раз в неделю 10-классники нашего лицея отправляются на факультатив по аналитической химии в Центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ) ФГУП «ПО «Маяк». Такая профориентация - шефская работа с химическим уклоном - длится уже много лет. В разные годы с лицеистами занимались разные специалисты ЦЗЛ. Среди выпускников лицея немало тех, кто связал свою жизнь с инженерными и естественными науками, а после окончания вуза вернулся в родной Озёрск и трудится на «Маяке».
Подходы к преподаванию у специалистов ЦЗЛ и обычных школьных учителей, конечно, различаются. Инженерные сотрудники демонстрируют другой взгляд на предмет. Для профориентации это очень важно. У ребят появляется возможность увидеть науку как будто изнутри - на производстве и в лабораториях. И здесь у шефов, в условиях ЦЗЛ, для этого замечательные условия. Инженеры отмечают увлечённость ребят, которые в течение года научились работать с лабораторной посудой и несложным оборудованием, отработали технику и приемы работы в процессе практических занятий. Пример одного из последних практических занятий: надо было определить важный показатель качества и свежести молока - титруемую кислотность. Для этого лицеисты принесли три пакета молока от разных производителей, в том числе детское и фермерское молоко. Есть результаты работы по изучению качества молока. Раствор окрасился в розовый цвет, это значит, что достигнута конечная точка титрования. Остаётся выполнить расчёты и сравнить результаты с требованиями нормативных документов. Итак, титруемая кислотность всех образцов контрольной закупки молока оказалась в пределах нормы, то есть молоко хорошего качества. По определяемым показателям самое свежее - фермерское молоко.
Мы рассказали о некотором опыте работы, связанном с реализацией образовательных программ губернаторских инженерных классов на основе межорганизационного взаимодействия с партнёрами. Надеемся, что наш опыт поможет в формировании региональной модели реализации взаимодействия образовательных организаций, высшего профессионального и дополнительного образования.