Тип урока: исследовательский, интегрированный.
Основные цели урока:
- Обучающая. Отработать навыки ведения эксперимента, научить представлять данные эксперимента в табличном виде и в виде графика, ввести понятие функции, аргумента, значения функции.
- Развивающая. Развивать самостоятельность мышления, учить применять имеющиеся знания в новой ситуации, анализировать, обобщать, дифференцировать и интегрировать полученный результат. Формировать познавательный интерес учащихся через интеграцию естественнонаучных предметов (физики) и математики.
- Воспитывающая: Воспитывать культуру общения во время совместной работы, умение работать в группах, критически оценивать собственную деятельность и анализировать работу; повышать интерес к физике и математике как к учебным предметам; показать связь между изучаемыми предметами для понимания целостности структуры мира.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: формировать первоначальное понятие функции, научить определять зависимую и независимую переменные, познакомить с различными способами задания функции.
- Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, приобретение опыта групповой работы.
- Метампредметные:
- регулятивные - умение ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, прогнозировать результат;
- коммуникативные - умение вести диалог, слушать, аргументированно высказывать свои суждения, взаимодействовать с одноклассниками в деловой ситуации, доносить широкой публике результат своей деятельности;
- познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение анализировать имеющиеся знания.
Деятельность учителя и обучающихся |
Содержание этапов урока |
Личностные качества и универсальные учебные действия (под этапы урока) |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) |
Проверка готовности к уроку
|
Готовность к учебному сотрудничеству
|
2. Актуализация базовых теоретических и практических знаний |
Учитель физики: Пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями из жизни и окружающей среды, в которых можно выявить какие-то зависимости некоторых величин.
|
Умение самостоятельно определять цели учебной деятельности
|
3. Проведение эксперимента в малых группах |
Учитель физики: Предлагаем проделать экспериментальные работы. Для этого делимся на группы по два человека.
|
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
|
4. Представление работы групп |
Участники групп предлагают к обсуждению результаты своих наблюдений и выводы по проделанной работе. Остальные учащиеся задают вопросы. Идет обсуждение итогов и выявление общих закономерностей всех работ. |
Умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
|
4. Осмысление и перенос полученных знаний по физике в математику. Изучение нового раздела алгебры «Функция» |
Учитель математики: А теперь переведем полученные результаты на математический язык.
|
Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
|
5. Итог урока (рефлексия деятельности) |
Вопросы к учащимся: 1. Является ли функцией зависимость давления жидкости от массы жидкости в сосуде? 2. При каких условиях давление газа в сосуде под поршнем является функцией объема? |
Умения определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи
|