Современная система образования должна способствовать тому, чтобы знания, умения и навыки, получаемые ребенком, позволяли ему успешно адаптироваться в быстро меняющемся и динамично развивающемся мире. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Введение ФГОС в дошкольное образование подчеркнуло необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
У меня, как и у любого педагога существуют свои принципы работы с детьми:
- Не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений.
- Дать детям больше самостоятельности и права выбора.
- Не развлекательность, а занимательность и увлечения как основа эмоционального тона деятельности.
- Уметь вставать на позицию ребёнка, видеть в нём личность, индивидуальность.
- Помогать ребёнку быть социально значимым и успешным.
В поиске решения всех этих задач я нашла инновационную разработку, которая не так давно вошла в педагогическую деятельность всех педагогов. Наиболее эффективной методикой, мне показался метод интеллект-карт Тони Бьюзена, психолога, автора методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти), лектора и консультанта по вопросам интеллекта.
Что же такое интеллект-карта?
Интеллект карта, или карты мышления - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Интеллектуальная карта - это наглядный, графический инструмент мышления.
Интеллектуальная карта - это графический способ представления информации.
Интеллект-карта - это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме.
Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации .
Благодаря использованию метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Интеллект-карты имеют свои свойства:
В первую очередь это - наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
Так же привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно);
Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
Это своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
Творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
И возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Существуют и правила создания интеллект-карт:
- Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры и т.д.
- Начинать надо с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Читать карту по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
- Главные ветви должны соединятся с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми (как ветви дерева), а не прямыми. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше - не больше 5-7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
- Над каждой линией (ветвью) пишется только одно ключевое слово. Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Или рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден - рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Таким образом, интеллект-карта, это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого раскрывается интеллектуальный потенциал, активизируются как творческие способности, так и умения ставить цели и достигать их. Здесь можно проявить свое творчество и выработать свой стиль оформления.