Метод интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: интеллект-карты


Современная система образования должна способствовать тому, чтобы знания, умения и навыки, получаемые ребенком, позволяли ему успешно адаптироваться в быстро меняющемся и динамично развивающемся мире. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Введение ФГОС в дошкольное образование подчеркнуло необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.

У меня, как и у любого педагога существуют свои принципы работы с детьми:

  • Не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений.
  • Дать детям больше самостоятельности и права выбора.
  • Не развлекательность, а занимательность и увлечения как основа эмоционального тона деятельности.
  • Уметь вставать на позицию ребёнка, видеть в нём личность, индивидуальность.
  • Помогать ребёнку быть социально значимым и успешным.

В поиске решения всех этих задач я нашла инновационную разработку, которая не так давно вошла в педагогическую деятельность всех педагогов. Наиболее эффективной методикой, мне показался метод интеллект-карт Тони Бьюзена, психолога, автора методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти), лектора и консультанта по вопросам интеллекта.

Что же такое интеллект-карта?

Интеллект карта, или карты мышления - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Интеллектуальная карта - это наглядный, графический инструмент мышления.

Интеллектуальная карта - это графический способ представления информации.

Интеллект-карта - это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме.

Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации .

Благодаря использованию метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

Интеллект-карты имеют свои свойства:

В первую очередь это - наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

Так же привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно);

Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

Это своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

Творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

И возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Существуют и правила создания интеллект-карт:

  1. Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры и т.д.
  2. Начинать надо с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  3. Читать карту по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
  4. Главные ветви должны соединятся с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5. Ветви должны быть изогнутыми (как ветви дерева), а не прямыми. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше - не больше 5-7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
  6. Над каждой линией (ветвью) пишется только одно ключевое слово. Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Или рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден - рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Таким образом, интеллект-карта, это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого раскрывается интеллектуальный потенциал, активизируются как творческие способности, так и умения ставить цели и достигать их. Здесь можно проявить свое творчество и выработать свой стиль оформления.