Общие правила для развития музыкальности

Разделы: Музыка


Для развития слуха, ритма и проч. Предлагается принцип концентрации внимания.

Концентрация внимания на движениях ускоряет достижении техники, а здесь концентрация внимания на звуке ускоряет развитие слуха и вообще музыкальности.

Предлагаемый метод развития музыкальности резко отличается от общепринятого.

Вот два его общих положения:

  1. Концентрация внимания на звуке, как таковом. Этим одновременно достигаются две цели: во-первых - развитие кортиева органа ( органа слуха) для точного восприятия музыкальных звуков, и во-вторых - расширение познавательной способности сознания, для восприятия физической красоты звука.
  2. Концентрация внимания на впечатлении, производимым двумя звуками, идущими один за другим. Здесь уже сознание имеет дело не с физическим звуком, как таковым, но с тем настроением, которое вызвано последовательностью двух звуков, или иначе - с чувством

Что такое музыкальность?

Под музыкальностью подразумевается ряд способностей: музыкальный слух и ритм (внешний и внутренний), музыкальная память, чтение нот с листа, способность сознания воспринимать истинную красоту музыкальных звуков, способность их анализировать и, наконец способность переживания различных настроений, даваемых музыкальными пьесами. Три последних способности можно назвать высшими и главными, а первые - низшими и второстепенными. При отсутствии высших способностей стоит ли развивать низшие? Их исключительное развитие может создать только музыкального автомата. Музыкальным человеком может считаться только тот, кто понимает и чувствует красоту в музыке.

Каждый звук в отдельности не вызывает никакого настроения в слушателе. Сознание слушателя может определить только красоту и высоту звука - его физические свойства. Но когда, после первого звука, появляется второй, то сейчас же слушатель реагирует на эту последовательность звуков, и она вызывает в его душе какое-либо впечатление, независимо от качества каждого отдельного звука.

Поэтому, если бы слушатель обратил все свое внимание только но красоту звуков исполняемой вещи, то от него легко ускользнуло бы содержание пьесы. Буквально на практике этого, конечно, не бывает. Но бывает два случая, благодаря которым внимание слушателя переносится почти на одни звуки. В первом случае, когда исполнитель играет фальшиво и некрасивым тоном; во втором, - когда исполнитель сам всю свою душу и внимание устремляет только на красоту и чистоту звуков. Первого исполнителя слушатель воспринимает с негодованием; о втором говорит, что он играет сухо, хотя красиво и чисто

Следовательно, когда внимание обращено только на звуки, как таковые, - участвует сознание; когда внимание обращено на моменты переходов между звуками - участвует чувство

Для сравнения неподвижных и движущихся звуков можно привести примеры из живописи.

Если провести одну линию, то эта линия не вызовет никакого впечатления в душе, кроме сознания, которое констатирует качество этой линии. Но если к этой линии провести еще одну в любом направлении, то в этот момент наступает какое-то движение в душе (настроение, чувство) и получается впечатление фигуры .Если внимание опять остановится на этой фигуре, то сейчас же является участие сознания, определяющее качество этой фигуры. Для дальнейшего участия чувства нужно дальнейшее движение линий.

Поэтому, чем талантливее композитор, т.е. чем больше он чувствует (не понимает, а чувствует) красоту вообще (универсальную красоту), тем более прочувствованы будут его произведения, т.е. переходные моменты между звуками в его пьесах будут производить неотразимое впечатление на слушателя. Следовательно, верная передача музыкального произведения всецело зависит от исполнителя: если он будет реагировать на эти переходные моменты, то исполнение его будет правильно. В противном случае, его передача будет верна только в акустическом смысле, без внутреннего содержания.

Итак, для проявления во внешнем мире внутреннего чувствования красоты композитор имеет три дара:

  • чувствование универсальной красоты;
  • представление этой красоты в частностях (различные настроения), которые существуют в пьесах в моментах перехода одних звуков в другие;
  • проявление этих представлений в конкретной форме, в виде различных пьес, посредством музыкальных звуков.