Похвала как способ формирования гармоничной личности

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Похвала играет важную роль в воспитании ребёнка. Однако всё хорошо в меру. Родителям и учителям в школе важно нащупать эту тонкую грань и не переусердствовать с одобрениями. Как правило, излишне "захваленные" дети вырастают эгоистичными, ведь похвала обладает свойством наркотика: ещё и ещё! И, если её было много, а потом под воздействием каких-либо причин уменьшилось или совсем не стало, у ребёнка возникает состояние лишения и страдания, доводящее его иногда даже до нервных срывов и депрессии.

Подобное может случится, когда в семье появляется новый член (младшие брат или сестра) и всё внимание приковывается к нему; когда ребёнок получает в школе не те оценки, на которые изначально были ориентированы родители и учителя; когда взрослые дома решили: хватит ублажать - пора воспитывать.

В подобных случаях ребёнок обычно начинает искать ситуацию, где можно себя показать только с выгодной стороны, чтобы обратить на себя внимание и услышать новую порцию похвалы, такую необходимую ему. Получается, он будет стараться подстроиться под мнения и оценки взрослых. В итоге, возрастает риск получить на выходе приспособленца и лживую личность. Бытует гипотеза: "Если хочешь навредить человеку, почаще хвали его в присутствии других, восторгайся, превозноси, ставь в пример". Именно так рождаются зависть между одноклассниками, ревность между детьми в семье, неприязнь между друзьями. А эти пороки, в свою очередь, становятся причиной злобы, неуважения и клеветы.

Родителям и учителям важно понять, что хвалить не нужно за то, что не достигнуто трудом: внешнюю красоту, ум, сообразительность, силу и многое другое, дающееся человеку от природы. Однако взрослым необходимо вовремя заметить, что ребенок путём приложенных усилий, пусть даже и небольших, добился какого-то результата. Например, благодаря усидчивости и труду, стал сообразительнее и теперь без особых усилий сам выполняет домашнее задание. Он выучил правило или стихотворение, которое далось ему нелегко, кому-то помог, проявил заботу, терпение, сострадание? Поощрите его добрым словом! В данном случае похвала необходима, так как способствует формированию правильных нравственных ценностей, которые составляют основу жизни человека и всего общества в целом.

Похвала - витамин для души. В ней нуждаются все дети. Но у каждого своя мера одобрения. Для того чтобы избежать кризиса, нужно постараться организовать воспитание так, чтобы не фиксировать внимание ребёнка, особенно самолюбивого, на собственной личности. Воспитывать, прививать моральные нормы в современном мире - задача трудная, но выполнимая. Самолюбие, так широко культивируемое в нашем обществе, рождает людей, заботящихся исключительно о себе. Эгоизм можно победить только любовью и терпением.

Если родители и учителя хотят научить ребёнка чему-то важному, например, быть вежливым, смелым, самостоятельным, нужно начинать с личного примера и похвалы, а не с жалости. Поощряйте маленького человека за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке. Нередко в поведении взрослых можно увидеть обратное. Каждому, наверное, знакомы такие фразы, брошенные сгоряча:

- Вот бестолковый!

- Дай, я сделаю сама!

- Я же тебе сто раз говорила!

Нетерпение и раздражение - это ещё не самое страшное. Самое страшное - неверие в ребёнка. Не калечьте его душу, хвалите, но за дело. Джон Рёскин, английский писатель, сказал: " К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды". Дайте маленькому человеку аванс. Просто скажите ему:

- У тебя всё получится!

- Ты можешь это сделать!

- Ты лучше, чем тебе кажется! и др.

Используя в воспитании приём одобрения, вы рождаете в ребёнке гармоничную личность.