Создание условий для социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов (из опыта работы школы)

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: дети мигрантов


Приоритетные задачи содействия социализации и адаптации детей-мигрантов определены Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). Важнейшими институтами первичной социализации детей-мигрантов являются семья и образовательная организация. Дети-мигранты осваивают культурное пространство принимающей страны, нормы поведения, общаясь с педагогами и сверстниками. Поэтому образовательная организация с полиэтническим составом должна создать все условия для удовлетворения образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе и для ребенка-мигранта, с целью познания культур разных народов и сохранения самобытности каждой из них.

Основной проблемой социализации, адаптации и интеграции для детей из семей мигрантов является недостаточный уровень владения русским языком. Слабое владение языком порождает страх, нежелание разговаривать. Оказавшись в непривычных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем: социальными (отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.), бытовыми, материальными, психолого-педагогическими. Вследствие всех этих проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых, и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам. Дети, прошедшие ситуацию вынужденной миграции, требуют особого внимания со стороны педагога-психолога и педагогов. Экстремальные переживания не просто изменяют личность - они накладывают неизгладимый отпечаток на развитие ребенка, зачастую в корне меняя его направление.

В настоящее время в МБОУ «СОШ № 2» п.г.т.Уренгой обучается 4 ребенка-инофона, слабо владеющих русским языком, из них 2 обучаются по программам начального общего образования, 2 - по программам основного общего образования. Родным языком для 3 является азербайджанский, для 1 - узбекский. В семьях говорят на родном языке, один из родителей владеет русским языком на достаточном для общения уровне. В школе существует комплекс мер (совокупность мероприятий) для создания условий для успешной социально-культурной и языковой адаптации для обучающихся из семей мигрантов. Это организационно-педагогическая модель организации психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность данной практики продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории нашей страны, вследствие чего в российских школах появляется все больше детей мигрантов. Дети, которые резко изменили среду проживания, языковую среду, а также дети, в семьях которых принято говорить на своём родном языке, испытывают большие трудности в общении со сверстниками и учителями, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. В п.г.т. Уренгой с населением около 10 000 человек нет миграционных центров и центров культурно-языковой адаптации, как в мегаполисах. Поэтому образовательная организация выполняет функцию по созданию комфортного образовательного и воспитательного пространства для адаптации, социализации ребёнка- иностранца, а также раскрытия его потенциала и гармоничного развития личности в целом.

Особенность практики заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Цель - создание условий для адаптации и социализации детей из семей мигрантов в общеобразовательной организации.

Задачи:

  • Осуществить психолого-педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной среде школы.
  • Создать условия для интенсивного овладения русским языком.
  • Формировать культурные компетентности обучающихся из семей мигрантов.
  • Воспитывать толерантное сознание обучающихся школы.
  • Включить родителей детей-мигрантов в процесс адаптации.

Такой подход позволяет обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, поселка детей из семей мигрантов, эффективно организовать работу по комплексному сопровождению семей специалистами школы.

Целевая группа: обучающиеся-мигранты и члены их семей.

Формы работы: индивидуальные, групповые и массовые.

Методы и технологии работы: анкетирование, беседы, наблюдение, оформление стендов, выставки творческих работ родителей и детей, игровые приемы, консультации для родителей и обучающихся, тренинги, классные часы.

Результаты:

  • Качественные: созданы равные образовательные возможности для детей из семей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант - ребенок, носитель русского языка), сняты психологические проблемы, активно развивается поликультурное пространство школы.
  • Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, осваивают Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующем уровне, 100% учащихся-мигрантов включены в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.

Данная организационно-педагогическая модель в МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой включает три основных направления: «Учебная адаптация», «Социально-психологическая адаптация» и «Культурная адаптация».

Учебная адаптация. Предмет ОРКСЭ в 4 классах направлен на формирование представлений обучающихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.

В рамках этого предмета проводятся беседы с представителями духовенства религиозных конфессий п.г.т.Уренгой, внеклассные мероприятия по религиозным праздникам разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и многонациональном обществе. В этих мероприятиях активно задействованы родители (законные представители) обучающихся.

В рамках реализации программы внеурочной деятельности с 5 сентября 2022 года первым уроком в понедельник после обязательных линеек с гимном и поднятием флага России проходит урок «Разговоры о важном». Предмет направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников.

Социально-психологическая адаптация

Беседы с социальным педагогом, направленные на правовое просвещение школьников, профилактику правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся занятия по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями УМВД.

При поступлении детей-мигрантов в образовательное учреждение создается психолого-педагогический консилиум, в который входят классный руководитель, учителя предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель директора по образовательному процессу, социальный педагог. По итогам консилиума составляется список детей-мигрантов, нуждающихся в специализированном сопровождении, и разрабатывается индивидуальный план для каждого из них. Для успешной адаптации организуют психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка-мигранта.

Роль классного руководителя в процессе адаптации детей-мигрантов является ключевой: он координирует и обеспечивает взаимодействие специалистов, участвующих в процессе адаптации. Совместными усилиями службы сопровождения проводится языковая и психолого-педагогическая диагностика, разрабатывается план мероприятий и программа адаптации, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Культурная адаптация

Мероприятия направлены на развитие творческих способностей учащихся, вовлечение их в общественно значимую деятельность, развитие готовности принимать культурные образцы принимающего общества и следовать им.

На базе МБОУ «СОШ № 2» п.г.т.Уренгой успешно реализуются программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования различной направленности. В школе успешно работают 34 объединения дополнительного образования детей.

Согласно плану воспитательной работы традиционно в школе проводятся «Фестиваль национальных культур», мероприятия, приуроченные к Дням воинской Славы России, предметные декады и недели, месячники безопасности, правовых знаний, культуры здоровья, краеведения, духовно-нравственного воспитания, оборонно-массовой и спортивной работы, профориентационной работы и т.д.

Обучающиеся из семей мигрантов активно участвуют в интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня.