Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России.
Цель личностно-ориентированной системы заключается в раскрытии и развитии каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного общественно значимого опыта.
Задачи личностно-ориентированного воспитания по физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);
- формирование умений двигательной подготовленности (развивающая деятельность);
- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность);
- формирование культорологических стремлений и социально значемых качеств личности (воспитательная деятельность).
Основные принципы личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании:
- принцип природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания;
- принцип личностной направленности воспитания и образования;
- принцип гуманизма;
- принцип демократизации педагогических отношений;
- принцип личностной значимости деятельности;
- принцип оздоровительной направленности.
Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организованных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно - ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развитию физических качеств, формирование знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Недостаточная двигательная активность является одной из основных причин заболеваемости школьников и сказывается на развитии таких заболеваний, как ожирение, неврозы, нарушение осанки и др.
По моему мнению многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и не уделяют должного внимания физическому воспитанию своих детей. Поэтому моя задача - объяснять детям о положительном воздействии физической культуры на состояние здоровья и физического развития. Урок физической культуры - это главный урок здоровья.
А как же добиться того, чтобы ученик стремился быть физически развитой личностью? Ведь некоторые школьники идут на урок физкультуры далеко не с удовольствием, боясь, что они не смогут выполнить задание, оказаться смешным. Моя задача найти к каждому ребенку такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявлять его возможности, которые будут стимулировать его самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование. В этом и есть суть личностно-ориентированного подхода.
Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Ведь ценность физической культуры для личности имеет образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни. Разнообразные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Огромную роль по итогом работы учителя является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. На своих уроках я применяю задания, которые соответствуют возрасту, физическому развитию, состоянию здоровья, технологии обучения, каждый учитель может и должен научить ребенка не только правильно двигаться, выполнять упражнения, понимать как занятия физкультурой определяют его здоровье и работоспособность, но и заинтересовать детей, чтобы они не просто осваивали программу, а приходили на уроки увлеченно, с желанием.
Именно поэтому на своих уроках я ориентируюсь на личность, учитываю индивидуальные возможности и способности каждого учащегося.
Наиболее актуальным в деятельности современного учителя является реализация личностно-ориентированного подхода в образовании. Это означает, что для каждого обучающегося я разрабатываю индивидуальный комплекс упражнений, который учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития.
Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части урока. Подготовительная часть урока и заключительная одинаковы для всего класса. Основная часть имеет свои особенности, в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. В основной части я делю класс на группы, по уровню их физической подготовленности, раздаю карточки с заданиями на урок, это помогает мне эффективно спланировать свою работу. Чтобы ребятам было интересно, применяю разнообразные формы организации обучения: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный.
Личностно-ориентированный подход важен для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика.
При учете индивидуальных особенностей необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство ученика, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к урокам физической культуры.
Необходимо создавать на уроке ситуацию успеха, ведь успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
На своих уроках я стараюсь предоставить учащимся возможность выбора разноуровневых заданий по сложности выполнения, затратам энергии, нагрузкам соответственно индивидуальным возможностям.
При личностно-ориентированном подходе используются не только индивидуальные, но и групповые формы организации урока. Это способствует стимулированию познавательной и коммуникативной активности школьников. Кроме того, групповые формы организации занятий создают возможность для интенсивной физической активности обучающихся, что способствует развитию двигательных качеств.
Развитие двигательных способностей - одна из главных задач физического воспитания в школе. Как показывает мой опыт, чем выше уровень развития физических качеств, тем быстрее идет процесс овладения двигательными умениями и навыками. При развитии двигательных качеств эффективным является метод круговой тренировки. Во время выполнения упражнений на «станциях» объём физической нагрузки я предлагаю учащимся выбирать самостоятельно: низкий, средний, высокий, в зависимости от уровня физического развития. Это дает им возможность самостоятельно оценить себя, проанализировать свою физическую подготовку.
По моим наблюдениям учащиеся имеют разную мотивацию на уроке физической культуры. Одни учащиеся работают на уроках на повышение спортивных результатов, другие учащиеся, с низким уровнем физического развития, на улучшение своих личных результатов. Дети с ослабленным здоровьем дольше работают над совершенствованием техники физических упражнений. При этом каждый ребенок чувствует себя комфортно на занятиях, что способствует повышению мотивации к занятиям физической культуры и, как следствие, улучшению уровня физического развития.
Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворительность уроками можно использовать игровой и соревновательный методы.
Для объективной оценки достижений использую методы самооценивания и взаимооценивания. Самооценивание дает ученикам возможность соотносить свою деятельность с критериями оценивания, анализировать свои возможности и проблемы. При взаимооценивании учащиеся учатся признавать слабые и сильные стороны свои и других учеников и видеть свой прогресс или наоборот.
Важным составляющим моих уроках является рефлексия. Рефлексия помогает мне "держать руку на пульсе", видеть, что получилось на уроке, а что осталось на доработку, а также обеспечивает обратную связь. А учащимся - выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В результате использования личностно - ориентированного подхода на уроках физической культуры мне удается:
- раскрыть потенциал учащихся;
- улучшить физические показатели;
- укрепить здоровье;
- повысить мотивацию к занятиям физической культурой;
- научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни;
- повысить качество знаний учащихся.
Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности должен знать не только учитель, но и ученик и его родители. За теорию и практику выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Критерии оценивания должны разрабатываться отдельно для учащихся с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности. Ученики направляют свои усилия не борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнования с самим собой, на познание самого себя. Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого - то результата, а ради того, чтобы быть здоровым.
Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что личностноориентированный подход является одним из важнейших условий обучения, где во главу угла ставится самобытность ребенка, его цели, психологический склад, т.е. ученик как личность. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся. Это способствует развитию физических качеств и интереса к предмету. Оценка не должна являться самоцелью, главное - научить правильному выполнению изучаемых движений и упражнений. Для каждого ребенка должна ставиться индивидуальная цель в соответствии с его физическими и психологическими возможностями.
Литература
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011.
- Качашкин В.М., Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение, 1978.
- Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография Текст. А.А. Плигин М.: КСП, 2011.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-isport/library/2012/11/10/didakticheskie-osnovy-provedeniya-urokovfizicheskoy
- Шаулин В.Н. Развивающее обучение на материале физической культуры. - Физкультура и спорт. -2014. № 6.