Современная школа обладает большими резервами и возможностями для формирования гармоничной личности, в процессе не только обучения, но и воспитания, социализации подрастающего поколения. Воспитательный процесс - это особое искусство, целью которого является ненавязчивая, последовательная передача нравственных ценностей одного поколения другому. При этом формы и методы воспитания могут быть самыми разнообразными.
Одной из эффективных форм построения общения и сотрудничества между педагогами, психологами и обучающимися выступает клубная форма. Она позволяет молодым людям сбросить закрепленные за ними роли учеников и надеть «человеческие одежды», стать «просто людьми». В этих условиях общение происходит значительно свободнее, доброжелательнее, открываются возможности для поисков новых содержательных контактов.
Тем более, как мы знаем, ранний юношеский возраст - время поиска смысла жизни, самоопределения, формирование «Я-концепции», самосознания. Молодые люди стремятся глубже узнать себя и других. Это время стремления к человеческой близости, гармонии, как внешней, так и внутренней, когда ценности дружбы, любви играют доминирующую роль. Спецификой данного возраста является процесс самоосознавания. В этом периоде открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе вопросы в процессе самоанализа, рефлексии, носят мировоззренческий характер, становятся элементами социально-нравственного и личностного самоопределения.
Поэтому вопросы психологии, связанные с личностным ростом и развитием, с межличностной коммуникацией вызывают у учащихся старших классов большую заинтересованность.
Методологической основой, теоретической базой, программы психологического клуба может выступать одно из направлений психологии. От гуманистического направления К. Роджерса, трансактного анализа Э.Берна, до интегрированного подхода, сочетающего в себе несколько направлений.
Программа клуба складывается в результате взаимодействия психолога и школьников с учетом интересов и возможностей обеих сторон.
Рассмотрим работу психологического клуба на примере действующего клуба «Школа личностного роста» ГБОУ Школы №1359. Теоретической основой программы психологического клуба, который посещают обучающиеся 10-11 классов, является трансактный анализ.
Данное направление в психологии рассматривает вопросы взаимоотношений между людьми, установки человека, его жизненный сценарий. Применение трансактного анализа считаю обоснованным, так как в нем используется метод открытой коммуникации.
Каждое занятие обозначено определенной темой, но это не обучение психологии в классическом варианте, а трансляция психологических знаний по средствам общения и взаимодействия с участниками.
На заседаниях клуба мы рассматриваем вопросы структуры личности, обсуждаем вопросы взаимодействия между участниками коллектива, моделируем и проигрываем различные ситуации, анализируем свои жизненные сценарии. Участники клуба придерживаются позиции «Я в порядке - Ты в порядке». Это основа конструктивного сотрудничества и полноценного общения. Каждый участник осознает, что любые эмоциональные затруднения разрешимы и, преодолевая их, мы расширяем и пополняем свой жизненный опыт, изменяем свое восприятие реальности, раздвигаем горизонты будущего.
Рассмотрение теоретических вопросов на занятиях чередуется с практическими упражнениями, направленными на развитие рефлексии (самоосознания), эмпатии (принятие себя и других), снятие барьеров в общении. Чрезвычайно продуктивно использование игровых форм. Они позволяют ненавязчиво, мягко обнаруживать наличие психологических трудностей в общении, выявляют внутриличностные конфликты.
Выполнение практических упражнений вначале может вызывать у старшеклассников недоумение, так как они привыкли себя считать взрослыми и игровое занятие воспринимается как что-то детское, несерьезное. Но по прошествии определенного времени картина меняется: члены группы с большим удовольствием участвуют в выполнении задания и в его обсуждении.
Недаром еще А. Энштейн говорил, что «высшая математика, по сравнению с игрой, игрушки». Во время моделирования ситуации молодые люди сами выбирают роли, которые им предстоит сыграть. Это может быть совсем другой типаж, отличный от привычного образа. В ходе такого разыгрывания ребята открывают новые стороны своего «Я», расширяют границы опыта, получают новый взгляд на проблему. Затем каждый участник игрового процесса делится впечатлениями: мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе обсуждения возникают жаркие дискуссии, но они не разобщают, а наоборот, сплачивают участников, учат их принимать позицию окружающих. Благодаря игровым моментам закрепляются новые поведенческие навыки, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные способы общения.
В процессе совместной работы и общения мы с участниками клуба формулируем следующие выводы:
- У каждого из нас есть право быть таким, какие мы есть.
- У каждого из нас есть право просить о помощи и эмоциональной поддержке и давать её другим.
- У каждого из нас есть право на свои собственные чувства, выражать их.
- У каждого из нас есть право иметь свое мнение и убеждения, транслировать их, но не в ущерб другого человека.
Таким образом, психологический клуб для старшеклассников является эффективной формой активации актуальных возможностей обучающихся, а также их потенциала в плане личностного саморазвития, социализации и межличностной коммуникации.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: «Ось-89», 2001. 224 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.