Основная цель развития диалогической речи у дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:
- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, объяснять свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);
- умение использовать мимику и жесты;
- умение общаться в паре, группе из 3—5 человек, в коллективе.
Ребёнок овладеет умениям общаться во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.
Методы обучения диалоговой речи. (см. рисунок). Расскажем о каждом методе.
К методам обучения диалоговой речи относится:
1. Разговор воспитателя с детьми.
Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания, зависят от возрастных особенностей детей и педагог использует все моменты жизни детского сада для данного способа общения.
Разговоры с детьми могут быть (по любому поводу, в разное время) коллективными (лучшее время – прогулка) и индивидуальными (лучше подходят утренние и вечерние часы).
Также разговоры (беседы) могут быть преднамеренными (подготовленными), которые планируются воспитателем заранее, и непреднамеренными (неподготовленными) – возникающие в свободном речевом общении, как по инициативе детей, так и по инициативе самого воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.
Очень эффективными приемами обучения диалогической речи являются такие как объединение детей сверстников в подгруппы для совместной деятельности (она способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а, следовательно, и развивает их).
Беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления (Конкретное мышление - это более буквальная форма мышления, которая фокусируется на физическом мире. Конкретные мыслители могут принимать информацию за чистую монету, не выходя за рамки и не обобщая информацию на другие значения или ситуации.) к простейшему абстрагированию (Абстрагирование это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.). В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.
Метод разговора на специальных занятиях может быть реализован через прием подготовленной беседы (разговора). Прямая задача подготовленной беседы: научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника. Сопутствующей задачей является научить отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.
Условием результативности такого занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание малышей на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал подготовленной беседы должен уже быть знаком детям. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т.е. развивается мышление детей.
По назначению беседы могут быть:
- вводными (предваряющими), цель которых - создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;
- сопутствующими (сопровождающими), цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове;
- заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей. Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.
Построение беседы идет по следующему плану:
- Вступление (зачин). Цель – привлечь внимание детей к теме разговора. К примеру, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Мне пришлось сегодня идти пешком, а не ехать на автобусе, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?..»; «Дети, кто знает, что это у меня в руках?..» Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка, чтение стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки.
- Основная часть. В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным, и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели.
При проведении бесед важно также использовать:
- Вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: "Чем отличается корова от теленка?";
- Вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: "Как можно облегчить ее труд, помочь ей?";
- Вопросы, требующие обобщения в слове, т.е. употребления соответствующего понятия. Например: "Яблоко, груша, слива - как все это назвать одним словом? (фрукты)", "Автомобиль, автобус, трамвай?" (транспорт).
- Концовка. Это может быть загадка, стих, показ и комментарий воспитателя соответствующей картины, но чаще беседа заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы. Так же можно провести дидактическую игру на том же программном материале. Предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы, прочитать художественный рассказ, дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.
Е.И.Радина и Э.П.Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:
- формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;
- вопросы должны быть конкретными, четко сформулированы;
- в вопросах не должно быть не понятных для детей слов;
- не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;
- нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ;
- вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
- количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу.
В беседе большую роль играют указания педагога. Они помогают устанавливать порядок и правила высказывания детей. Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картинку, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия.
2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
3. Словесные поручения. Можно дать ребёнку поручение – попросить у ребенка передать что-либо другому ребенку и т.д. Изначально к таким поручениям привлекают самых общительных детей и дают образец словесной просьбы, а постепенно привлекают и менее активных ребят, а по мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.
4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: направленных на формирование навыков составления диалога (развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения и т.п. на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:
Щенок спешил на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.
В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете о чем могли вести беседу щенок и котенок?» Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился». Дети должны придумать реплики.
Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры- драматизации).
- Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.
- Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и др.): «факты», «Согласен — не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить “да” и “нет”» и др.
- Подвижные игры, содержащие диалоги («У медведя во бору», «Коршун», «Гуси гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.
- Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Используемая литература
- М.М.Алексеева, В.И.Яшина, «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 2000;
- А.М.Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981;
- Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977.