Методическая разработка урока ОРКСиЭ. Тема: «Россия – наша Родина»

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Ключевые слова: Россия


Цели:

  • Формирование представлений обучающихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  • Развитие мотивации обучающихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  • Сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  • Формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;

1. Оргмомент

Эмоциональный настрой: Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

«Россия – наша Родина»

- Добрый день ребята. Я хочу начать наш урок со стихотворения.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

2. Актуализация опорных знаний

Я предлагаю вам поработать в группе и определить значение предложенных слов.

На столе у каждой группы обучающихся конверт со словами.

1 группа

2 группа

Отец

род

отчество

родной

Отечество

родитель

Отчизна

Родина

Учащиеся каждой группы дают определение словам:

  • «Отчий дом» – дом твоего отца.
  • «Отчество» – величание по имени отца.
  • «Отечество», «Отчизна» – земля наших предков и т.д.

Учитель: Есть ли слова – понятия из первого и второго столбика одинаковые по значению?

– Какой можно сделать вывод?

(Ученик: слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению)

Учитель: Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране? (ответы детей)

3. Работа над новым материалом

- В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это наш окружающий мир.

- Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

«Материальный и духовный мир» Карточки с заданиями.

Распределите в две колонки ценности человека.

Деньги, здоровье, семья, занятия творчеством, природа, знания, дружба, дача, развлечения, отдых, спорт, автомобиль

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен

Материальный мир

Духовный мир

- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

- А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

- Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

- Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

4. «Известные люди России». Небольшие рассказы детей об известных людях России

- Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

- Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

- Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

«Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

- Что выберете вы? (Ответы детей)

«Народы России»

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

«Народные традиции». Представители разных национальностей из числа учашихся рассказывают о традициях своего народа.

По последней переписи населения на территории РФ проживают около 147 миллионов человек. Всех граждан, живущих в нашей стране, называют россиянами. Но национальности у них разные.

Россия - великое многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

Физкультминутка

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение.

- Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

- В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

- А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

5. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

«Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

   

Распредели словосочетания на 2 группы.

Волонтерство, работа в поле, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка огорода.

«Продолжи фразу»

2. Работа в парах

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы березу. Белая красавица стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия.

- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свое дерево - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!

(На доске ствол березы. На нем написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия листьев, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все листья собираются в один общее дерево.)

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.

- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Итог урока. Что вы расскажете членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока? Как объясните слова патриот, Отечество, Родина. О ком из известных людей хотели бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?