В культуре Древней Руси нашли отражение как наследие древних славян, так и влияние Византии.
Женские украшения часто отделывали зернью: мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывали по рисунку на пластины и припаивали, создавая сложный орнамент.
Скань - изделие из мелкой металлической проволоки.
В X веке на Русь пришла славянская азбука, созданная братьями монахами Кириллом и Мефодием (в 60-х г. 9 века).
(глаголица)
Остромирово Евангелие (XI век). Создана дьяком Григорием с помощниками для новгородского посадника Остромира, содержит недельные евангельские чтения.
О широком распространении письменности на Руси свидетельствует и «Граффити» - надписи, сделанные на штукатурке соборов в Новгороде, Киеве и других городах.
На рубеже X-XI вв. возникает русское летописание (летопись). В них не только повествуется о событиях, изложенных по годам, в них есть и размышления летописцев, взгляды на историю Руси и других стран.
К началу XII века относится написание монахом Киево-Печерского монастыря Нестором «Повести временных лет» - древнейшей из дошедших до нас летописей. Автор пытается выяснить «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
М.М.Антокольский. Нестор-летописец 1890. Нестор-летописец. Реконструкция Никитина С.А.
В XI в. в русской церковной литературе возникает житийный жанр - жизнеописания духовных и светских лиц, как правило, причисленных к лику святых (Житие Бориса и Глеба, Житие игумена Феодосия).
- Первому Киевскому митрополиту, поставленному без санкции Константинопольского патриарха, Илариону принадлежит замечательное по своему патриотическому пафосу «Слово о законе и Благодати». Говорил о значении христианизации церкви Руси, восхваление деятельности князей Владимира и Ярослава Мудрого и их роли в развитии русского государства.
- В XII веке появляется «Поучение детям» князя Владимира Мономаха - своего рода памятник мемуарной литературы. Его цель - дать наставления потомкам. Он призывает к единству русской земли, распространению ее славы, стремиться передать потомкам высокие нравственные качества.
- Памятники фольклорного жанра - былина о борьбе Добрыни со змеем, о Соловье разбойнике, об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче и др.
С принятием христианства в 988г. На Руси началось каменное строительство. В 996 г был возведен первый каменный храм - собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь).
В XI веке в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены Софийские соборы. Это крестово-купольная система.
Золотые ворота построили в 1017 - 1037 гг. - во времена правления Ярослава Мудрого. Сооружение было главным входом в город, а также важной частью оборонительной системы Киева.
Мозайка - кусочки смальты, вносимые в сырую штукатурку для украшения внутренного убранства храма.
Фрески - роспись водяными красками по сырой штукатурке.
В 30-х годах XI века был построен, а в первой четверти XII века - Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (летопись сохранила имя создателя - русского мастера Петра).
Образ Эпохи
В.М.Васнецов. Богатыри 1881-1898
В.М.Васнецов. Прощание Олега с конем. 1899
В.М.Васнецов. Витязь на распутье
К 1000 летию государства Российского был объявлен конкурс на проект народного памятника. По замыслу устроителей конкурса, памятник по своему внешнему виду должен соответствовать историческому назначению и отражать 6 главных эпох в истории России: основание государства, введение христиантсва, начало освобождения от татарского ига, основание самодержавного царства русского, восстановление самодержавного цартсва избранием Михаила Романова и основание Российской империи. Автор памятника 24 летний непрофессиональный скульптор М.О.Микешин. Памятник Тысячилетию России 1862 год стоит в Великом Новгороде. Помогал в реализации плана Клодт.