Разработка урока музыки для 6-го класса на тему «Симфонический оркестр»

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель урока: Развивать духовный и культурный уровень обучающихся с помощью знакомства с симфоническим оркестром и приобщения их к классическому музыкальному искусству.

Задачи:

  • Дать представление о группах инструментов симфонического оркестра. Научить различать музыкальные инструменты по звучанию и приемам игры на них.
  • Выяснить, какую роль играет дирижёр в оркестре.
  • Развивать интерес к классической музыке.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оснащение урока: компьютер, телевизор, мультимедийная презентация, рояль.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы начнем наш урок с повторения некоторых музыкальных понятий. Итак:

- Как называется многочисленный коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах? (Оркестр)

- Как называют музыкантов, входящих в состав оркестра? (Оркестранты)

- Как называют руководителя оркестра? (Дирижёр)

Молодцы! Я не просто так задала эти вопросы, ответы на них помогут вам сформулировать тему нашего урока. Посмотрите внимательно на слайд, что вы видите? (Ответы детей). Правильно. Вы видите, как дирижер управляет оркестром. А теперь попробуйте предположить тему сегодняшнего урока. (Ответы детей). Вы правильно мыслите, тема нашего урока: «Симфонический оркестр».

Преподаватель: Ребята, как вы считаете, легко ли управлять симфоническим оркестром? (Ответы детей). Управлять симфоническим оркестром - это великое мастерство. Дирижёра можно сравнить с волшебником, который знает, как должно звучать произведение композитора, и как добиться этого звучания от музыкантов. Как вы считаете, что самое главное для дирижёра: умение играть на всех инструментах, знание устройства всех инструментов, безупречное знание симфонических произведений, харизма-Божий дар, широкое образование или что-то другое? (Ответы детей). Возникают главные проблемные вопросы: Сложно ли быть дирижёром? Что должен знать и уметь дирижёр симфонического оркестра? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно, прежде всего, знать, что такое симфонический оркестр. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Ответы детей). Ваши предположения верны, цель урока: познакомиться с различными группами инструментов симфонического оркестра, понять роль дирижёра в управлении оркестром.

Преподаватель: Итак, все инструменты симфонического оркестра делятся на четыре группы или четыре семейства: 1 - струнно-смычковые, 2-деревянные духовые, 3-медные духовые, 4-ударные инструменты. В состав оркестра также входят сольные инструменты: рояль, арфа и челеста.

Познакомимся поближе с каждым семейством инструментов. Для этого вам нужно разделиться на 4 группы. Я раздам вам карточки с номером группы, посмотрите номер и пройдите к своему столу.

1 группа - Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Вы по очереди будете изображать, как играют на этих инструментах.

Скрипка - самый распространенный струнно-смычковый инструмент, её часто называют королевой оркестра. Звук скрипки очень похож на женский голос, поэтому часто говорят, что скрипка поёт. Особенно красиво звучат скрипки великих итальянских мастеров. Самые известные скрипичные мастера: Страдивари, Гварнери, Амати. На струнно-смычковых инструментах можно играть смычком, а можно пальцами. В чем разница таких приемов игры? (Дети показывают приемы игры на скрипке и объясняют, какой будет звук).

Альт - этот инструмент чуть больше скрипки, звучание альта более низкое и более глухое, но зато более теплое и объемное. (Показ детей под музыку).

Виолончель - по размерам гораздо больше альта и скрипки, ставится на пол на шпиль. Звучание более насыщенное, низкое, «бархатистое», играют на виолончели смычком, сидя. (Показ детей под музыку).

Контрабас - самый большой и низкий по звучанию инструмент. На нём можно играть стоя и сидя, смычком и пальцами. (Показ детей под музыку).

2 группа - Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Флейта - один из старейших инструментов этого семейства, её название произошло от слова "Flatus" - дуновение. Её «прабабушкой» была тростинка. Флейта может звучать как человеческий голос. (Дети изображают под музыку игру на флейте).

Гобой (английский рожок) - не менее древний инструмент, его предшественницей была первобытная свирель. Гобой - «камертон» оркестра, по нему настраивают любой оркестр. Гобой - это язычковый инструмент, он имеет трубочку - «язычок», через которую музыкант вдувает воздух и воспроизводит звуки. (Дети изображают под музыку игру на гобое).

Кларнет - (Clarinetto) - маленькая труба, отличается светлым тембром. Один из самых совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. (Дети изображают под музыку игру на кларнете).

Фагот - (Fagotto) - в переводе с итальянского языка означает - вязанка дров. Самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент. У него также имеется «язычок» - тонкая трубочка для подачи воздуха. (Дети изображают под музыку игру на фаготе).

3 группа - Медные духовые инструменты: труба, валторна, тромбон, туба. Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого они изготавливаются: тонкие листы меди или латуни. Звучание медных духовых инструментов связано в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами.

Труба - один из самых древних медных духовых инструментов. Трубы играли важную роль в боевых действиях русского воинства. Издревле труба использовалась как сигнальный инструмент - извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию. (Дети слушают звучание трубы и показывают приемы игры на трубе).

Тромбон - чудесный инструмент, обладающий богатым тембром и особой виртуозностью. Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным. Отличие тромбона от остальных инструментов медной духовой группы - это наличие особой детали, выдвижной кулисы, с помощью которой он единственный может скользить из одного звука в другой. (Дети слушают звучание тромбона и изображают игру на тромбоне).

Валторна - самый высокий по звучанию медный духовой инструмент. Голос валторны наиболее поэтичный, мягкий и нежный. Слово «валторна» произошло от немецкого слова Waldhorn - лесной рог. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили во время охоты. Для того, чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобней, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. (Дети слушают звучание валторны и изображают игру на ней).

Туба - самый большой и потому самый низкий по звучанию инструмент из группы медных духовых музыкальных инструментов. Голос её гулкий, неповоротливый. Своим мощным басом она создаёт прочный фундамент симфонического оркестра. При игре на инструменте музыкант нажимает на клапаны. Дует исполнитель в маленькую часть тубы, похожей по форме на чашечку или колокольчик, - она называется мундштук. Из-за довольно большого веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень. (Дети слушают звучание тубы и изображают игру на ней).

4 группа - Ударные инструменты: литавры, барабан, ксилофон, колокольчики, тарелки, треугольник, кастаньеты, бубен, там-там, челеста.

Барабан - бывает большой и малый. Большой барабан звучит мощно, как раскаты грома, как пушечный выстрел. Малый барабан имеет сухой и отчетливый звук, подчёркивает ритм, оживляет музыку. (Под музыку дети изображают игру на большом и малом барабане).

Литавры - очень древний музыкальный инструмент, имеет полный диапазон звука: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Литавры бывают разной величины, от которой зависит высота звука. (Дети показывают приемы игры на литавре).

Ксилофон - «звучащее дерево», состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками. (Дети изображают игру на ксилофоне под музыку).

Семейство ударных инструментов очень разнообразно и многочисленно: есть еще тарелки, бубен, колокольчики, треугольник, там-там, кастаньеты и др.

Существует специальная схема расположения инструментов в оркестре (рассматривают схему).

И, конечно, главенствующая роль в оркестре принадлежит дирижёру.

Учащийся: Дирижёр (от фр. diriger - управлять, направлять, руководить) - руководит оркестром. Дирижёры существуют в музыке очень давно. В средние века они назывались по-разному - магистры, канторы и др. Символом высокого положения дирижёра служил тяжёлый, искусно украшенный жезл, который во время церковной службы дирижёр ставил на самое видное место.

Было время, когда дирижёр руководил оркестром, играя при этом на скрипке или клавесине. Так дирижировал И.С.Бах. Со временем состав оркестра увеличился и, играя самому, руководить большим коллективом стало невозможно. В начале 19 века появилось понятие дирижёра, близкое современному. Но в то время дирижёр стоял лицом к публике, так как неприлично было поворачиваться к слушателям спиной. Поэтому он стоял спиной к оркестру и руководил им, не видя музыкантов. Это было крайне неудобно. Поэтому, композиторы - дирижёры (Ф.Мендельсон, Р.Вагнер) решили повернуться во время концерта лицом к оркестру. Затем композиторы и дирижёры стали применять небольшую палочку для дирижирования, она стала называться дирижёрской палочкой.

Заставить весь оркестр играть ритмично и слаженно - это сложная задача. Но дирижёр не только следит за тем, чтобы все играли согласованно, он ещё разучивает произведение с исполнителями, показывает вступление всем инструментам, и как они должны играть. Главная задача дирижёра - наиболее полно передать авторский замысел, а для этого дирижёр должен обладать тонким слухом, огромной творческой фантазией, быть человеком, широко образованным. Только, обладая этими качествами и искренне любя своё искусство, дирижёр может подчинить себе оркестр и подарить слушателям величайшую радость, которую несёт в себе музыка. В мире много великих дирижёров: Евгений Светланов, Леонард Бернстайн, Клаудио Аббадо, Евгений Мравинский, Валерий Гергиев и другие.

Преподаватель: Для того, чтобы закрепить знание инструментов симфонического оркестра, поиграем в игру «Угадай музыкальный инструмент». (Мультимедиа-игра)

Преподаватель: Подошло время исполнить песню. Сегодня мы споём «Марш защитников Москвы» музыка Б.Мокроусова, слова А.Суркова. Разделимся на три группы, каждая группа споёт по одному куплету, а затем выберем лучших исполнителей. (Обучающиеся исполняют песню под аккомпанемент преподавателя). Как вы думаете, кто лучше всех исполнял песню? (Ответы детей). Итак, победила группа №… Молодцы!

Преподаватель: Наш урок заканчивается. Ребята, как вы думаете мы достигли цели урока? (Дети вспоминают цель и отвечают на вопрос)

Цель урока достигнута.

Рефлексия. Ребята, прошу вас оценить свои ощущения от урока. Продолжите фразы, которые вы видите на слайде.

  • Сегодня я узнал….
  • Лучше всего у меня получилось…..
  • Больше всего мне понравилось….
  • Я оцениваю свою работу на ….

Преподаватель: Итак, вы сегодня хорошо потрудились, молодцы! Все ребята старались, правильно отвечали на вопросы, выразительно исполняли песню, отгадывали музыкальные инструменты, поэтому заслужили отметки - «5».

Задание на самоподготовку: Индивидуальные задания.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу!