Живой урок, или Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Мастер-класс


Цель:

  • осознать ценность совместной деятельности и необходимость использования эффективных форм обучения;
  • познакомить с различными методами и приёмами взаимодействия на уроках для активного включения учащихся в процесс получения знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Раздаточный материал: карточки красного, синего, зеленого, желтого цвета, чистые листы для каждого участника.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте, что вы - врач, у вас на приёме 30 человек и каждому нужно поставить диагноз. Но одни мешают, другие отвлекаются, третьи разговаривают. Врач так работать не сможет, а учителю приходиться работать так каждый день. Притом, каждый ученик индивидуальная личность: у него свой темперамент, особенности восприятия информации, работоспособность, у каждого свой багаж опыта. Мы постоянно ищем наиболее эффективные методы и приёмы обучения повышения качества знаний в школе, которые помогают выявить внутренние резервы познавательной активности, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству. Уверена, каждому учителю хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся, «живым».

Итак, начинаем. На столе у вас лежат разноцветные квадраты, возьмите, кому какой нравится.

Предлагаю забавный сюжет из мультфильма. Постарайтесь, просматривая видеоролик, сформулировать суть сюжета, используя слова только одной части речи: зеленые - глаголы, красные - прилагательные, синие - существительные, а жёлтые формулируют полным предложением то, что имели в виду члены его команды. Используйте чистые листы для записи.

Внимание на экран. Просмотр видеоролика «Миньоны» 40 сек.

(30 сек. для обмена своими мыслями)

Да, действительно, оценивая суть увиденного, вы назвали слова: «Взаимодействие, взаимодействовать, единство, сотрудничать, сотрудничество, команда, цель». Для достижения результата необходимо взаимодействовать, обмениваться знаниями, опытом, что способствует развитию личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Это и есть Концепция Российского образования. Это и есть главная идея новых стандартов. Это требование современной жизни.

Только взаимодействие бывает разное: пассивное, активное и интерактивное. Перефразируя известные слова Конфуция, «скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я научусь» именно интерактивное взаимодействие повышает интерес к изучению предмета, делает его «живым».

Следовательно, интерактивное обучения, как нельзя точно, совпадает с тем, что наши ученики встретят в реальных условиях, выйдя из стен школы.

Интерактивное обучение основано на сотрудничестве, диалоговом взаимодействии, включенности каждого ученика. Организация интерактивной учебной деятельности может осуществляться через различные формы:

  1. Работа в парах;
  2. Групповая работа;
  3. Индивидуально-групповая работа;
  4. Фронтальная работа;
  5. Работа в малых группах.

Сегодня мы постараемся на практике осуществить все формы организации учебной деятельности.

Далее, прошу ответить на следующие вопросы. Если согласны, то поднимите руку вверх, если не согласны, то топните ногами.

  • Новые знания ученики получают в результате самостоятельного обучения.
  • На уроке должно преобладать объяснение учителя.
  • Мы используем практический, деятельный подход на уроке.
  • Профессия педагога проста и легка.
  • У учителя есть свобода в выборе структуры урока.
  • Эффективность урока зависит от современного оснащения учебного процесса.

Спасибо за ваши ответы. Можно сделать вывод, что у каждого учителя в арсенале есть свой набор методов, близкий только ему, но, как сказал К.Ушинский «…учитель живет до тех пор, пока учиться сам…»

Следующий метод называется Team-building (Формирование команды).

Этот прием направлен на сплочение участников команды, на создание благоприятной атмосферы на уроке. Его можно применять для работы с лексикой, и лексической темой в целом. Team-building - это сингапурская структура обучения.

У вас на столах чистые листы. Возьмите каждый чистый лист и в течение минуты запишите, какие методы, приемы обучения вы используете на уроке и, по вашему мнению, они являются наиболее эффективными.

Время вышло. Теперь обменяйтесь своими мнениями в группе, свои идеи запишите на чистом листе, но оформите его следующим образом:

Если все записали данный метод или прием, запишите его в центре, если только два члена команды, то в соответствующем поле и т.д.

Пожалуйста, перечислите методы и приемы, которые используют все члены вашей группы.

Теперь у каждой группы есть 30 сек. для того чтобы назвать свою команду, используя в названии именно объединяющее понятие всего того, что записано у вас в центре листа. Запишите название внизу в свободном поле.

Представление команд, объяснение.

Для дальнейшей работы разделимся на «ЗА» и «ПРОТИВ»: команды 1,2,3 - «ЗА»; 4,5,6 - «ПРОТИВ».

Тема дебатов: «Современный учитель: профессия или призвание?».

У вас есть 30 сек., чтобы обдумать свои аргументы, по истечении времени предоставляется ещё 1 мин. чтобы поделиться своими аргументами.

Спасибо за ваши аргументы.

Уважаемые коллеги, скажите, в какой момент у вас лично, появляется желание слушать, делать, работать?

Другими словами, вам интересно то, что вас удивляет, то, что вы ещё не знаете, но уверены, что это, минимум, вас развлечет, а максимум сделает вас более знающим.

В поисках таких фишек, которые зацепят внимание ученика и позволят разбудить интерес, я применяю методика Петра Степичева «Педагогика удивления».

Педагогика удивления основывается на 4-х китах: удивление фактом, методом, средой, собственными силами.

Удивление фактом

На этапе подготовки к открытию новых знаний в качестве «спускового крючка» активизации познавательной деятельности очень простой и эффективный приём - «Верю, не верю», «Да/Нет» в которую включаю несколько фактов по предстоящей теме. Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет. А ответы они узнают, только изучив тему.

Удивление методом

Обучающая кружка. На первом уровне это глаголы в повелительном наклонении (просьбы и приказы), затем - утвердительные предложения, следующий уровень - общие вопросы, и, наконец, полная кружка - это специальные вопросы. Кружка, изображенная на рисунке, может служить основой для составления множества предложений за счет комбинации частей. Метод подачи материала вызывает удивление, которое затем перерастает в интерес.

Для активации познавательной деятельности в старших классах я использую интерактивные видеофильмы. Во время просмотра нужно выполнять предложенные задания.

Пример: 8 класс, тема «Профессии».

Грамматику можно изучать по сказкам, причем сказки придумывают сами учащиеся.

Пример: 9 класс, тема «Настоящие времена глагола»

Удивление средой

Например, при проведении предметной недели мы подписывали различные окружающие нас предметы по школе на английском языке: мебель, двери, лестницы, название кабинетов, расписание и др. Всё это активизирует познавательную активность.

Удивление собственными силами

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Я всегда говорю своим ученикам, что выучить иностранный язык могут абсолютно все. Поэтому не принимаю ответов учеников, таких как «Я не понимаю», «У меня не получается» и т.д. В качестве аргумента привожу свою любимую фразу «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины».

Например, тема «Словообразование» : детям нужно выучить за 1 минуту 5000 английских слов - все слова в русском языке, оканчивающиеся на - ция переводятся на английский язык изменяя только окончание на суффикс - tion: станция - station, революция - revolution, конституция - constitution, демонстрация - demonstration и т.д.

В рамках изучения грамматического материала, предлагаю своим ученикам лингвистические задачи - используя материал карточек, перевести дополнительные предложения на английский язык и выявить закономерности нового грамматического явления, сформулировать правило употребления его в речи. Такие задания дифференцируются по уровню сложности.

В целом, важным является тот факт, что в интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим (меняют рабочее место, пересаживаются), и с социальным (задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями) окружением, и с изучаемым содержанием (вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников опыта). Все три вида активности взаимосвязаны и представляют деятельностный подход в обучении.

Подведём итог занятия с помощью приёма «Модель Фрейер».

Лист А4 складывается в четверо и угол сгиба также загибается, после этого лист разворачивается. В середине записывается тема мастер-класса «Живой урок». В левой верхней части записываются обязательные характеристики. В правой верхней части - необязательные характеристики. В левом нижнем углу - примеры, в правом нижнем углу антипримеры.

Участники зачитывают свои ответы.

Спасибо огромное за совместную работу, я надеюсь, что наша встреча была полезной. Мы работали как настоящая команда, поддерживая друг друга во всем.

Показ завершающего видео. Wisdom of geese. (Гусиная мудрость).

Суть в том, что только все вместе мы можем двигаться дальше и не упасть!

Используемая литература

  1. Садкина Виктория Ивановна. 101 Педагогическая идея: как создать урок. - М: Феникс, 2015.-87с.
  2. Степичев Пётр Анатольевич Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке. // Парадигма познания. - 2015, №4. - С.35-38.
  3. Л.Н.Вахрушева, С.В.Савинов «Технология подготовки и проведения дебатов», 2018
  4. Архипова Ж.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся, 2013.