Воспитание патриотизма, гражданственности, духовных, нравственных и волевых качеств у современных школьников является сегодня одним из наиболее актуальных направлений воспитательного процесса. К сожалению, в постперестроечное время этому вопросу уделялось недостаточное внимание. Это явилось одной из причин потери ценностных ориентиров у целого поколения.
Государственная концепция «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» определила своей целью развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и становление граждан, обладающих позитивными качествами, способными проявлять их в интересах укрепления государства и его устойчивого развития. Концепция воспитания гражданственности и патриотизма в коллективе и через коллектив была разработана и внедрена в практику А.С.Макаренко. Он доказал, что такое воспитание тем плодотворнее, чем больше оно сочетается с развитием творческой индивидуальности, стимулирует одновременно как моральные качества личности, так и «правовые эмоции» (А.С.Макаренко). Воспитание человека, гражданина, обладающего патриотической позицией и гражданской ответственностью, способного отзываться на социальные проблемы общества и окружающих его людей, бывшее в центре внимания А.С.Макаренко, становится необходимым требованием в современном российском обществе. Определяющими сторонами личности А.С.Макаренко считал наличие определенного уровня образованности, высокую политическую активность, коллективизм и умение управлять общественно-общественными и государственными делами.
Реализуя в нашей школе задачи модернизации патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что достигнуть их максимально эффективного решения помогает работа с детьми в творческих разновозрастных группах. Сама по себе идея создания разновозрастной группы для достижения высоких результатов в формировании патриотических качеств личности абсолютно естественна. Старшие члены такой группы имеют возможность проявить и передать собственный патриотический и духовный опыт, а у младших развивается любовь к малой и большой Родине, возникает ощущение связи с историей и культурой своего народа. У участников разновозрастной группы раньше проявляется творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни, формируется образ собственной жизнедеятельности во благо Отечества и своих близких. В год 79-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне было принято решение подготовить и претворить в жизнь проект «И внуки восславят радость Победы...». В состав разновозрастных групп, готовящих его, вошли учащиеся 3-го и 9-го классов, которых подружила и сплотила общая цель - сделать праздник ветеранам, которые спасли нашу родину от фашизма. На этапе планирования работы классными руководителями второго и восьмого классов был написан сценарий и разработан подробный план работы по воплощению цели этого проекта.
Были созданы разновозрастные творческие группы: актеров, художников, компьютерных дизайнеров, костюмеров, звукотехников, а также редколлегия, которая готовила актуальные репортажи. Учащиеся сами выбирали группы по интересам, но знали, что у них есть возможность перехода в другую группу. В процессе работы над проектом были заняты все ребята, без исключения. Если вначале некоторые из них не проявляли желания принять участие, то через некоторое время, загоревшись общим энтузиазмом, включились и самые нетрудолюбивые, инертные и несамостоятельные учащиеся. Сложные задачи, требующие специальных умений и навыков, решали старшие члены группы. Таким образом, формировались и поддерживались такие необходимые сегодня личностные качества, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплина, успешность и конкурентоспособность. Благодаря участию в мероприятии патриотической направленности вместе с младшими школьниками, восьмиклассники учились позитивно относиться к социальной и профессиональной деятельности, критически воспринимать негативные проявления в общественном сознании, связанные с отношением к своей Родине, ее истории и культуре. Именно среди старших школьников был достигнут максимальный воспитательный эффект. Они, организуя общую работу, демонстрировали увлеченность начатым делом, инициируя работу еще не включенных в нее младших школьников. Так, например, в группе художников старшие ребята научили своих младших коллег рисовать гимнастерки и гражданскую одежду времен Великой Отечественной войны. Они провели большое предварительное исследование, чтобы узнать из различных источников, что это было за время, как жили люди на фронте и в тылу, и рассказали об этом младшим.
В творческих разновозрастных группах дети чувствуют себя комфортно, легко общаются, предлагают и получают помощь. У членов таких групп раньше развивается способность принятия ответственности за конечный результат общей работы. Особенно впечатляет тот факт, что зачастую младшие ребята эмоционально инициируют работу старших, они требуют от них помощи в достижении конечного результата. Увлеченные общей идеей патриотического праздника они не позволяют своим старшим друзьям поддаться желанию бросить начатое дело. Старшие же чувствуют ответственность за взятые на себя обязательства, обеспечивают всю возможную, поддержку младшим ребятам. Кроме того, старшие, отвечая за наиболее трудные, требующие профессиональных навыков участки работы над проектом (дизайн и шитье костюмов, подготовка звукового сопровождения, компьютерного дизайна, оформление декораций и т.д.), сознательно отдают младшим значительную часть самой интересной и творческой части работы выступление на сцене. Общее дело, с возложением ответственности за результат на старших, стало незаменимым приемом работы по воспитанию воли к достижению общественно значимых целей.
Одним из важнейших условий развития патриотических качеств личности в разновозрастных группах является направляющая роль учителя в процессе воспитания. А.С.Макаренко обращает внимание на два фактора патриотического воспитания. Первый - нахождение учителем того материала, в котором присутствует подлинный патриотизм. Таким материалом в данном случае была литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне. Второй - демонстрация педагогом своей патриотической позиции, любви к Родине, любви к ученикам, «которым он готов отдать самое лучшее, что в нем есть, ибо его питомцы часть Родины, более того будущее его Отчизны» (А.С.Макаренко). Своим собственным примером учитель не только вызывает в детях патриотические чувства, но и воспитывает в них те личностные качества, которые необходимы гражданину нашей страны.
В заключении необходимо отметить, что работа по воспитанию патриотических качеств личности школьника может проводиться с применением различных педагогических технологий, новаторских и традиционных. Наш педагогический опыт работы B рамках государственной экспериментальной площадки «Использование ретро-инновационных технологий А.С.Макаренко в работе разновозрастных творческих объединений как фактор позитивной социализации обучающихся» показывает, что одной из эффективных методик сегодня является работа в творческих разновозрастных группах. Основанная на идее воспитания в коллективе, предложенной и развитой великим советским педагогом А.С.Макаренко, она эволюционирует вместе с общественной жизнью, в которой патриотизм снова востребован и необходим для воспитания нравственной личности.