Классный час направлен на расширение представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, об отваге, о воспитании чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности
Учащимся предлагается рассмотреть праздничную открытку, на которой изображён солдат на Красной площади с цветами в руке. Вокруг разноцветное зарево от праздничного салюта.
Учитель задаёт вопросы.
- Что изображено на открытке? (Красная площадь, салют, солдат с букетом цветов.)
- О каком событии мы сегодня будем говорить? (О Победе в Великой Отечественной войне.) Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 год - 9 мая 1945 год.)
- Сколько лет исполняется в этом году с окончания Великой Отечественной войны? (79 лет) - Какие представления у вас возникают, когда произносим слово «война»? (Страх, взрывы, голод и другие.)
Начало войны
Учащимся предлагается прослушать аудиозапись диктора Юрия Борисовича Левитана об объявлении начала войны. <Приложение 1>
Учитель задаёт вопросы.
- О чём сообщает диктор? (Диктор сообщает о том, что 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну. Они стали бомбить наши города: Житомир, Киев, Севастополь и другие.)
- Как зовут диктора? (Юрия Борисович Левитан)
В летний теплый выходной день после трудовой недели миллионы советских людей отдыхали. Вдруг предрассветную тишину разорвали тысячи орудий. Танки, самолёты с чёрными крестами на бортах ринулись на наши города и сёла. В воскресенье 22 июня в четыре часа утра началась Великая Отечественная война.
Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации и рассказать, о чем рассказывают они.
Рассмотрите плакат «Родина-мать зовёт».
- Кто изображён на нём? (Женщина, образ матери.)
- К чему она призывает? (Родина-мать зовёт своих сыновей на помощь, встать на защиту родной земли.)
Рассмотрите фотографию, как солдат отправляли на фронт.
Каждый день на фронт эшелоны увозили бойцов. Наши бойцы мужественно сражались за каждый метр родной земли, стояли насмерть на последних рубежах.
Рассмотрите фотографию, чем занимались люди, которые остались в тылу.
В тылу остались женщины, дети, старики, которые обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, топливом, продовольствием, одеждой, работая на заводах. Главным девизом страны стало: «Всё для фронта, всё для Победы!».
22 июля 1941 года прозвучала первая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налёт на советскую столицу. Началось укрытие населения на станциях и в тоннелях метрополитена. Рассмотрите иллюстрацию.
- Как называется станция метрополитена, изображённая на ней. (Метро «Маяковская»)
Города-герои. Работа в группах
Как вы понимаете значение слова «герой»? (Человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, самоотверженность, готовность к самопожертвованию.)
Учащимся предлагается поработать с текстом и ответить на вопросы.
Когда в июне 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своих армий, на их пути могучими бастионами встали советские города. Кровопролитная борьба шла буквально за каждую пядь земли на подступах к ним, за каждый квартал и за каждый дом. Особо отличившимся городам за массово проявленные мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высшее звание «Город‑герой».
Впервые городами‑героями были названы в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года города Ленинград, Севастополь, Одесса и Сталинград, а Киев - в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года. Так советское правительство отметило важный вклад в итоговую победу всех героических защитников этих городов. Многим из них ещё во время войны были вручены специально учреждённые медали.
В 1965 году, в канун 20‑летия Победы в Великой Отечественной войне, было утверждено Положение о почётном звании «Город‑герой». Его присвоили шести городам. Кроме тех, что уже были отмечены в приказах 1945 и 1961 годов, городом‑героем стала Москва, а Брестской крепости присвоено звание «Крепость‑герой». В 1973 году высшее звание «Город‑герой» присвоили Новороссийску и Керчи, в 1974‑м - Минску, в 1976‑м - Туле. В год 40-летия Победы (1985) звания «Город‑герой» удостоились Смоленск и Мурманск.
Согласно Положению от 8 мая 1965 года, городу-герою вручается орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые разрешено размещать на флаге и гербе города. Также в этих городах устанавливался памятный обелиск с текстом наградного указа и изображением медали.
- За что городу присваивали звание «Город-герой»? (За массово проявленные мужество и героизм их защитников.)
- Какие города имеют это звание? (Ленинград, Севастополь, Одесса, Сталинград (Волгоград), Киев, Москва, Брестская крепость, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Смоленск, Мурманск.)
- Сколько их? (13)
- Какое отличие у этих городов? (Городу-герою вручается орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые разрешено размещать на флаге и гербе города. Также в этих городах устанавливается памятный обелиск с текстом наградного указа и изображением медали.)
Учащимся предлагается поработать в группе по плану. Каждой группе надо найти информацию о городе-герое (города выбрать путём жеребьёвки). Группы выполняют задание на рабочих листах, используя приложение или материал на сайте используя ссылку. <Приложение 2, Приложение 3> https://may9.ru/victory/heroic-cities/
План
- Дата нападения на город.
- Дата освобождения города (продолжительность оккупации немецкими войсками).
- Дата присвоения звания «Город-герой».
- Самые известные памятные места, посвящённые Великой Отечественной войне.
Люди-герои
Благодаря кому города-герои стали героями? (Людям, которые любили свою Родину.)
Посмотрите фотографии, что вы знаете об этих людях?
Первая фотография.
Таня Савичева жила в Ленинграде. Когда началась война, Тане было 11 лет, она только окончила 3 класс. Во время блокады девочка вела дневник, в который записывала уход своих близких от голода холода. Сама Таня умерла в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нюра и брат Михаил, благодаря которым дневник уцелел. Дневник Тани Савичевой - символ блокады.
Вторая фотография.
Кузьмин Матвей Кузьмич самый пожилой обладатель звания Героя Советского Союза. Он должен был провести немецкий батальон через лес. Однако вперёд отправил своего внука Василия, чтобы тот предупредил советских партизан. Матвей Кузьмич долго водил немцев по зимнему лесу и вывел их на советские позиции у деревни Першино. Немецкий батальон понёс большие потери, сам Кузьмин был убит немецким командиром.
Третья фотография.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет в упор выстрелила в гестаповца.
Четвёртая фотография.
Виктор Талалихин лётчик-испытатель 177-авиационного полка московской обороны. В ночь с 6 на 7 августа 1941 года совершил первый в истории авиации ночной таран. Погиб в октябре 1941 года в бою с превосходящими силами противника.
Пятая фотография.
На протяжении всей Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков назначался командующим на самые сложные участки советско-германского фронта. В 1943 году Георгию Константиновичу Жукову присвоили высшее воинское звание Маршала Советского Союза. Битва под Москвой, оборона и прорыв фашистской блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина - это только некоторые важнейшие победы Маршала Жукова.
- Что такое подвиг? (Самоотверженный, героический поступок. Действие, совершённое в трудных условиях с риском для жизни.)
- Какими качествами должен обладать человек для совершения подвига? (Храбрость, доблесть, отвага.)
Роль собаки во время войны. Работа в паре
Учащимся учитель предлагает поработать в паре. Прочитайте текст о собаке-герое. Найдите в таблице слова, которые расскажут о собаке-герое.
Среди собак миноискателей, есть такие, которые навсегда вошли в историю. Пёс по кличке Джульбарс, отличался особенным чутьём. В период с сентября 1944-го года по август 1945-го года, он обнаружил семь с половиной тысяч мин и снарядов. Благодаря одной лишь немецкой овчарке, сохранились до наших дней многие имеющие мировое значение памятники архитектуры в Праге, Вене, Киеве на Дунае. Джульбарс получил приглашение принять участие в Параде Победы. Однако он не мог ходить, поправляясь после полученного ранения. Подполковник Александр Мазовер главный кинолог служебного собаководства и командир тридцать седьмого отдельного батальона разминирования, пронёс собаку на руках. Ему было даже разрешено не отдавать честь главнокомандующему и не чеканить шаг. В марте 1945 года за героизм Джульбарс был удостоен медали «За боевые заслуги». А после войны знаменитый Джульбарс участвовал в съёмках фильма «Белый клык».
Найдите в таблице слова, которые расскажут о собаке-герое. (Героизм, миноискатель, овчарка, Джульбарс, медаль.)
х |
э |
г |
г |
е |
р |
о |
и |
з |
м |
ю |
д |
ь |
з |
ы |
м |
и |
н |
о |
и |
с |
к |
а |
т |
е |
л |
ь |
ъ |
ц |
т |
м |
г |
ж |
е |
с |
б |
р |
ю |
ф |
д |
м |
ф |
ч |
э |
ы |
ф |
р |
о |
т |
л |
п |
о |
в |
ч |
а |
р |
к |
а |
р |
ь |
э |
и |
у |
я |
з |
ю |
д |
ж |
у |
л |
ь |
б |
а |
р |
с |
в |
а |
г |
ч |
у |
г |
м |
и |
п |
ь |
ю |
р |
ы |
н |
ы |
Никто не забыт, ничто не забыто
Учащимся учитель предлагает послушать песню Олега Газманова «Бессмертный полк». <Приложение 4>
- О чём поёт известный артист Олег Газманов? (В песне говорится о шествии «Бессмертный полк».)
- Чему посвящено шествие «Бессмертный полк»? (Бессмертный полк - общественное движение по увековечению памяти ветеранов Великой отечественной войны.)
В 2007 году состоялось первое шествие, не имеющее название. Тюменские жители с фотографиями родственников - участников Великой Отечественной войны прошли по площади. О нём упомянули в газете, как о «Семейном альбоме на параде». Уже через год инициативу поддержали и была организована акция под названием «Парад Победителей». Эту инициативу поддержала разом вся Россия и каждый год присоединялись всё новые города и страны. Первое шествие под названием «Бессмертный полк» состоялось в 2012 году в городе Томск. 9 мая 2015 года при поддержке президента РФ акция состоялась и в Москве. Около полумиллиона участников прошлись по центру столицы, включая Владимира Владимировича Путина, с портретом его отца-участника Великой Отечественной войны. Это важное событие, которое сближает и объединяет всех жителей нашей страны. Сегодня Бессмертный полк - это Межрегиональное историко-патриотическое общественное движение.
- Планируете ли вы поучаствовать в этом шествии?
- Почему люди должны знать и помнить о событиях Великой Отечественной войны? (Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения, чтобы они жили в мире и согласии.)
Великая Отечественная война 1941-1945 года стала событием, которое запомнилось навсегда. В ней участвовало множество героев, которые отдали свои жизни за спасение нашего будущего. И пока люди будут помнить об этих героях, рисковавших своими жизнями и отдавших их, они будут жить в сердцах и памяти.
Учащимся учитель предлагает рассмотреть Георгиевскую ленту.
- Как называется этот символ?
- Чему посвящен он?
- Что обозначают цвета? (Георгиевская лента - символ Победы. Для миллионов людей не только в России, но и за рубежом георгиевская ленточка является символом памяти, связи поколений и воинской славы. Оранжевый цвет символизирует огонь. А чёрный - порох.)
Учащимся предлагается нарисовать Георгиевскую ленту в форме банта, сложенном или развёрнутом виде, используя схему.