В современных условиях основная функция педагога сводится к развитию у учащихся познавательных универсальных учебных действий, обозначенных новыми образовательными стандартами. Это побуждает учителя к поиску и внедрению инновационных педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, побуждающих учащихся к более глубокому изучению предмета, мыслить нестандартно, действовать активно и творчески.
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных методических приемов, позволяющих на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика - это прием «кроссенс», головоломка нового поколения.
Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.*
_____________
* Бритова Т.В., Фролова Н.С. Кроссенс как современное средство развития логического и неординарного творческого мышления учащихся начальных классов // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.
Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Перед читателями стоит задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками.
Таким образом, каждый кроссенс представляет собой совокупность двенадцати (по числу соседних пар) ассоциативных задачек, требующих для отгадки не только стандартной эрудиции (как в большинстве кроссвордов или телевизионных игр для знатоков), но и широкого образования, прекрасного ассоциативного мышления и, наконец, сообразительности. Поэтому кроссенс - головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений**.
_____________
** https://infourok.ru/prezentaciya-krossens-golovolomka-novogo-pokoleniya-4395908.html
Использовать такой метод можно при изучении нового материала, выведение темы урока, установке проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.
Работа над овладением приемом «кроссенс» подразумевает несколько ступеней:
- на первой ступени - подготовительной - предлагаем учащимся игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления;
- на второй - разгадывание кроссенсов из трех простых картинок (ассоциативные цепочки);
- на третьей ступени - учащиеся решают кроссенсы из пяти изображений;
- на четвертой - из девяти ассоциативных задачек;
- на пятой - создают свой кроссенс.
Вашему вниманию я предлагаю кроссенс на тему «Налоги». Урок изучения нового материала.
Необходимо, в начале урока учащимся объяснить суть работы. Им нужно по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
1 картинка. Таким образом, в первой картинке закодировано определение понятия «Налоги» - это обязательные платежи в пользу государства, взимаемые с организаций и физических лиц. НА данном этапе идет знакомство учащихся с ключевым понятием урока. Учащиеся могут сами дать определение данному понятию. Учитель, при необходимости, корректирует их ответы.
2 картинка. Такие отношения в нашем государстве зародились в Древней Руси, на картине изображено Полюдье - объезд князя своих земель с целью сбора дани. Эта информация знакома учащимся с 6 класса. Так, что они без особых проблем проводят ассоциации этих изображений.
3 картинка. Речь идет о прямых налогах, которые зародились в древней Руси. Здесь можно рассказать учащимся о том, что первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побеждённых народов. Со временем дань стала систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.
Единицей обложения данью служил «дым», который определялся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.
В настоящее время прямые налоги взимаются с имущества и доходов граждан. К примеру, в РФ подоходный налог составляет 13 %
4 картинка. На графике мы видим зависимость налоговой ставки от уровня дохода. Этот вывод учащиеся должны сделать сами, проверяется умение работать с графической информацией. Учитель раскрывает эту зависимость. Пример: Пропорциональный налог - 13% пропорционально доходам. Прогрессивный налог - налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог - налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Используем ссылку, если материал сложный. Сайты, которыми я пользуюсь на своих уроках: ваши.финансы.РФ, финграмотность.РФ, Банки.ру, Финансовая грамотность (проект РЭШ), финансовое просвещение (ВК).
5 картинка Примером регрессивного налога в России является НДС, государственные пошлины, акцизы. Все они относятся к косвенным налогам. Косвенные налоги это налоги, заложенные в цену товара, и уплачиваемые только в случае, если гражданин приобретает данный товар.
6 картинка. Назначение налогов. Как показывает практика, этой информацией учащиеся владеют и легко дают пояснения. Учителю можно сделать общий вывод: в наше время налоги служат основным источником государственных доходов, необходимых для реализации его основных функций: содержания аппарата управления, силовых и социальных служб.
7 картинка На данной иллюстрации представлено изречение Тибирея - римского императора, насчет налогов. На просьбу своих наместников о повышении налогов, он ответил - «Лучше стричь шерсть с овец, нежели снимать с них шкуру». Учащиеся выдвигают интересные версии, и зачастую, приходят к правильному ответу.
8 картинка. В заключение урока можно предложить учащимся разнообразные задания. включила задание на расчет налога на транспорт. Можно дать краткую справку транспортному налогу. Прямой, региональный налог, уплачиваемый владельцами автотранспорта. Выбирают любой вид транспорта, указывают год, период 12 мес., мощность. Озвучивают сумму налога. Мотоцикл 210 рублей, а яхта 44.000. Сравниваем, делаем вывод, отчего зависит сумма транспортного налога.
Таким образом, «кроссенс» - головоломка нового поколения - методический прием, который дает гарантированные результаты уже с первых дней его применения, улучшает качество образования и облегчает процесс учения, позволяет достигать предметные, метапредметные и личностные результаты. Умение высказывать свою точку зрения и защищать ее, умение творить - являются важнейшими умениями современного человека.