В одном из своих выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Идея патриотизма может стать движущей силой, если она будет принята обществом и станет для него убеждением и мировоззрением. Патриотизм может не только объединить население нашей страны, но и раскрыть смысл жизни для многих людей.
Важность патриотического воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В данном документе подчеркивается, что патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность учащихся, направленный на обогащение их знаний о Родине, развитие патриотических чувств, формирование навыков и умений нравственного поведения, воспитание потребности трудиться на общее благо.
Актуальность и большое значение патриотического воспитания в современных реалиях заключается в поиске новых ориентиров для подражания для школьников, новых способов и методов воздействия на их сознание, эмоции и чувства, а также в формировании качеств, определяющих всесторонне развитую личность.
Внеурочная деятельность является важным звеном образовательно-воспитательного процесса и обладает большим потенциалом в решении задачи, направленной на патриотическое воспитание младших школьников.
Поскольку патриотизм включает в себя не только любовь к своей стране, но и активные действия на ее благо, то первоочередной задачей в патриотическом воспитании младших школьников выступает организация активной, разнообразной деятельности. Учителю необходимо организовывать такую работу, содержание которой будет отвечать целям и задачам патриотического воспитания, а форма будет доступной каждому школьнику. Для этого учитель должен хорошо знать особенности организации и управления разнообразными видами деятельности учащихся и умело сочетать их в едином педагогическом процессе.
Рассматривая особенности организации работы по патриотическому воспитанию младших школьников, необходимо учитывать их возрастные особенности. На данном этапе важная роль отводится игре и увлекательным мероприятиям, доступным для понимания.
В работе по формированию патриотизма у детей младшего школьного возраста можно использовать встречи, беседы, викторины, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы.
В литературе в качестве одного из важнейших средств патриотического воспитания младших школьников выделяется организация трудовой деятельности. Любовь к своей стране будет настоящим и глубоким чувством, в случае ее выражения не на словах, а в желании и потребности трудиться на благо Отечества. Организация самостоятельной трудовой деятельности имеет огромное значение для воспитания будущего гражданина. Труд младших школьников хоть и несложен, тем не менее, он является необходимым для формирования личности.
Особое внимание обращается на воспитание у младших школьников бережного отношения к природе родного края, путем проведения бесед, чтения художественной литературы, включения школьников в практическую деятельность, направленную на сохранение природы.
Более эффективно работа по формированию патриотизма проходит при установлении тесной связи между школой и семьей. Необходимость включения семьи в процесс патриотического воспитания объясняется наличием особых педагогических возможностей, которыми обладает семья и которые не заменяет школа: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Когда дети знакомятся с историей своей семьи, у них развиваются положительные эмоции, чувство сопереживания, внимательное отношение к близким, к своим историческим корням.
Необходимо уделять должное внимание грамотной разработке методики и форм проведения занятий по патриотическому воспитанию в начальной школе.
Эффективнее всего патриотизм может быть рассмотрен как модульная система, в которую входят следующие блоки:
- я, моя семья;
- школа, друзья;
- история города, области, страны;
- наука, культура, политика, экономика, спорт;
- экология.
Очень важно выбирать наиболее эффективные формы проведения занятий по патриотическому воспитанию.
Беседа представляет собой важную форму организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию младших школьников, так как ее основные задачи заключаются в формировании гражданско-патриотических представлений детей, разъяснении норм и правил поведения в обществе, обсуждении и анализе поступков учащихся класса, деятельности коллектива.
В качестве материала для беседы могут быть использованы произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина), происходящие события (в классе, школе, стране, мире), вопросы и проблемы, интересующие детей.
Важна и роль экскурсий в гражданско-патриотическом воспитании школьников. В ходе проведения экскурсии (в музеи, на выставки, на производство, по городу и т.д.) учащиеся знакомятся с историей своей страны, культурой своего народа, его обычаями и традициями. Экскурсии помогают расширить кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники и архитектуры, позволяют школьникам почувствовать себя частью природного, культурного, социального пространства.
В патриотическом воспитании младших школьников широко используется игровое оформление и игровые элементы. В методической литературе представлен ряд игр, которые можно использовать для формирования ценностного отношения к своей стране, ее истории и культуре, людям, их традициям, обычаям, искусству и т.д.
Например, познавательные игры способствуют более увлекательному изучению жизни страны, ее истории, облегчают духовные усилия, которые необходимы для процесса познания.
Без подвижных игр невозможно представить быт русского народа, ведь с ними связаны народные праздники и традиционные ритуальные и обрядовые действия. В играх отражается история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.
С помощью настольных игр дети знакомятся с географическим положением страны, узнают ее достопримечательности, этнографические особенности, известных исторических деятелей.
В социально-педагогических играх отмечается переплетение игровой ситуации с реальной заботой детей о тех, кому необходима помощь и защита (малыши, животные, ветераны, природные объекты).
Военно-патриотические игры обладают необходимым патриотическим пафосом, оказывающим положительное воздействие на чувства и эмоции детей.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, можно выделить и организовывать следующие формы проведения внеурочных занятий:
- праздники, посвященные памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы);
- устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Аллея славы»);
- выставки рисунков и поделок («Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей»);
- викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края»);
- проекты («Зеленый наряд моего двора», «Как сделать город чистым?»);
- акции («Накорми птиц», «Посылка солдату»);
- конкурсно-игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!», «Смотр строя и песни»);
- круглые столы («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности»).
Данные формы работы внеурочной деятельности помогут младшим школьникам осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, формированию любви к Родине, ответственности перед близкими людьми и гражданами своей страны, бережного отношения к окружающей среде.
Разумеется, невозможно воспитать патриотов и будущих защитников Отечества, просто посвятив несколько внеурочных занятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм и гражданская позиция. А вот если воспитывающие действия производить регулярно, сделав их привычными и естественными для школьников, то дети станут патриотами, даже не заметив, что их воспитывали в этом духе.
В заключение будет уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой по отношению к стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Литература
- Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А.Дмитриева // Начальная школа. - 2007. - №7. - С.31.
- Краснощекова Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников / Н. А. Краснощекова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №6. - С.22.
- Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А.Леонтьев // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №4. - С.4-6.
- Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Е.М.Отрадная // Воспитание школьников. - 2012. - № 4. - С.18.