Проблема улучшения эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся и осознанным стремлением к усвоению основ изучаемой науки, которое поддерживается познавательными мотивами учащихся. Дидактическая игра выступает в качестве средства, стимулирующего процесс обучения химии.
Игровая ситуация способствует более быстрому и легкому усвоению знаний и навыков. Это происходит потому, что дидактическая игра сохраняет форму и характеристики традиционной игры, но меняет цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а основное внимание уделяется дидактической задаче игры - надежному усвоению, росту и воспитанию знаний ученика, которые действуют в скрытой форме. Под влиянием увлеченности, вызванной игровой ситуацией, легче и успешнее усваивается материал, который раньше был неинтересен и не доступен. Процесс обучения также становится более эффективным, поскольку учебные задачи решаются по инициативе самого ученика.
Главной функцией дидактических игр должна быть их образовательная функция, которая является основополагающей, так как включает в себя дидактические цели. В игровой ситуации перед учащимися ставятся дидактические цели в виде игровых заданий. В процессе достижения этой цели, учащиеся усваивают общие принципы работы с дидактическим материалом и используют свои умения при решении других задач, к которым могут быть применены их знания и умения.
Воспитательная функция дидактических игр проявляется в развитии положительного отношения к предмету, желания изучать химию, трудолюбия и усердия в познании нового. Правильно выстроив игровую деятельность, можно развить у учащихся умение вступать в дискуссию и отстаивать свое мнение.
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, игры обобщающего характера, повторения и контроля знаний.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы дидактических игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные и развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, профориентационные, диагностические психологические и др.
Обширна технология педагогических игр по характеру игровой методики.
Рассмотрим лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Требования к проведению дидактических игр:
- Соответствие темы игры теме и цели урока
- Четкость и определенность цели и направленности игры.
- Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
- Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
- Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
- Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
- Стимулирующий характер игры.
- Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
- Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
- Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
- Благоприятный психологический климат отношений.
- Простор для личной активности и творчества.
- В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Этапы игры включают:
Таблица 1.
Структурные компоненты |
Деятельность структурного компонента |
1) Игровой замысел |
- выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний. |
2) Правила |
- определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. |
3) Игровые действия |
- регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности. |
4) Познавательное содержание дидактической задачи |
- заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. |
5) Оборудование |
- включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители. |
6) Результат |
- это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения. |
Рассмотрим дидактическую авторскую разработку «Ионный пасьянс», которую составила учитель химии и биологии МАОУ Стрехнинская СОШ, Смольская Евгения Александровна.
Игра «Ионный пасьянс»
- Образовательные задачи: повторить понятия анион и катион; номенклатуру неорганических соединений; составление формул соединений по степени окисления; закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула; научить правильно составлять химические формулы соединений по степени окисления химических элементов.
- Развивающие: продолжить развитие навыков самостоятельной работы; совершенствовать навыки коллективной работы; развивать познавательную активность
- Воспитательные: формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи.
Игроки заранее делятся на 2 команды. За отдельным столом, так, чтобы было не видно игрокам, ведущий (учитель) раскладывает пасьянс (случайным образом) 5 х 5 карточек. К столу подходят по 1 игроку от каждой команды и в течение 30 секунд ищут (без слов, лишних комментариев и разговоров) совпадения катион + анион, образовавшиеся на поле, запоминают эту пару и идут к своей команде по сигналу. Карточки при этом не трогают и не переворачивают, соперникам о том, какие пары нашли, не сообщают! В команде на специальной карточке игрок записывает получившуюся формулу, пишет название и определяет растворимость полученного соединения. Далее подходит следующая пара игроков - по одному человеку от команды. Действия повторяются. И т.д. в зависимости от количества игроков в команде. Проверяет соединения, получившиеся на поле, учитель. Ученики считают свои баллы. Побеждает команда, правильно выполнившая задание на карточке и обнаружившая все совпадения на игровом поле. Внимание! Карточки после раскладки поворачивать нельзя!
Рис.1. Образцы карточек для игры
Был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность. Базой для эксперимента был выбран 9-А класс МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10», для закрепления материала и подготовки к экзамену с учащимся проводили игры на уроках химии: «Периодическая система и периодический закон», «Химия и охрана окружающей среды», «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Отгадай химический элемент», «Развитие теории электролитической диссоциации», «Клуб находчивых химиков», «Ионный пасьянс», «Химический аукцион», «Химическое лото», «Химия в твоих руках», «Своя игра».
В ходе эксперимента за период 2023-2024 года отметили положительную динамику качества знаний за данный период; повышение интереса к предмету и желанию его изучать; количества (%) учащихся, повысивших итоговую оценку
В итоге после эксперимента мы пришли к выводу, что дидактические игры способствуют лучшему пониманию химической сущности вопроса, разъяснению и формированию химических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: при объяснении нового материала, его закреплении, повторении и контроле. Игры позволяют вовлечь большее количество учащихся в активную познавательную деятельность.
Подводя итоги занятий, можно сделать вывод, что дидактические игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Отрицательные стороны игр: игры отвлекают внимание от материала; игры- это развлекательные моменты урока; трудно поддерживать дисциплину на уроке; требуется время на объяснение правил и задач игры, что приводит к потере времени урока; игровой метод затрудняет оценку работы каждого ученика на уроке; некоторые обучающиеся слишком поздно включаются в игру; требуется время на подготовку дидактических игр к уроку; трудность во влечения детей в игру и выхода из нее; нарушение детьми правил игры; возникают конфликты;
Положительные аспекты игр: игра - это средство, с помощью которого дети воспринимают действительность; в процессе игры, обучающиеся учатся анализировать свое поведение, оценивать свои поступки и способности, действовать в команде, бороться за честь класса; учащиеся становятся более активными; именно в условиях игровых отношений дети спонтанно упражняются и учатся нормативному поведению; дидактические игры развивают познавательные процессы школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность); игры закрепляют знания, полученные на уроках, и применяют их в нестандартных ситуациях.
Список литературы
- Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
- Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.
- Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.
- Иохвидов В.В. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. -С. 109-113.
- Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С.Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
- История дошкольной педагогики в России / Под ред. С.Ф.Егорова. -М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984. - 250 с.
- Кант И. Критика способности суждения // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 5. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.