Проблема улучшения эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся и осознанным стремлением к усвоению основ изучаемой науки, которое поддерживается познавательными мотивами учащихся. Дидактическая игра выступает в качестве средства, стимулирующего процесс обучения химии.
Игровая ситуация способствует более быстрому и легкому усвоению знаний и навыков. Это происходит потому, что дидактическая игра сохраняет форму и характеристики традиционной игры, но меняет цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а основное внимание уделяется дидактической задаче игры - надежному усвоению, росту и воспитанию знаний ученика, которые действуют в скрытой форме. Под влиянием увлеченности, вызванной игровой ситуацией, легче и успешнее усваивается материал, который раньше был неинтересен и не доступен. Процесс обучения также становится более эффективным, поскольку учебные задачи решаются по инициативе самого ученика.
Главной функцией дидактических игр должна быть их образовательная функция, которая является основополагающей, так как включает в себя дидактические цели. В игровой ситуации перед учащимися ставятся дидактические цели в виде игровых заданий. В процессе достижения этой цели, учащиеся усваивают общие принципы работы с дидактическим материалом и используют свои умения при решении других задач, к которым могут быть применены их знания и умения.
Воспитательная функция дидактических игр проявляется в развитии положительного отношения к предмету, желания изучать химию, трудолюбия и усердия в познании нового. Правильно выстроив игровую деятельность, можно развить у учащихся умение вступать в дискуссию и отстаивать свое мнение.
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, игры обобщающего характера, повторения и контроля знаний.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы дидактических игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные и развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, профориентационные, диагностические психологические и др.
Обширна технология педагогических игр по характеру игровой методики.
Рассмотрим лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Требования к проведению дидактических игр:
- Соответствие темы игры теме и цели урока
- Четкость и определенность цели и направленности игры.
- Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
- Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
- Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
- Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
- Стимулирующий характер игры.
- Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
- Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
- Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
- Благоприятный психологический климат отношений.
- Простор для личной активности и творчества.
- В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Этапы игры включают:
Таблица 1.
Структурные компоненты |
Деятельность структурного компонента |
1) Игровой замысел |
- выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний. |
2) Правила |
- определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. |
3) Игровые действия |
- регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности. |
4) Познавательное содержание дидактической задачи |
- заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. |
5) Оборудование |
- включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители. |
6) Результат |
- это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения. |
Рассмотрим дидактическую авторскую разработку «Ионный пасьянс», которую составила учитель химии и биологии МАОУ Стрехнинская СОШ, Смольская Евгения Александровна.
Игра «Ионный пасьянс»
- Образовательные задачи: повторить понятия анион и катион; номенклатуру неорганических соединений; составление формул соединений по степени окисления; закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула; научить правильно составлять химические формулы соединений по степени окисления химических элементов.
- Развивающие: продолжить развитие навыков самостоятельной работы; совершенствовать навыки коллективной работы; развивать познавательную активность
- Воспитательные: формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи.
Игроки заранее делятся на 2 команды. За отдельным столом, так, чтобы было не видно игрокам, ведущий (учитель) раскладывает пасьянс (случайным образом) 5 х 5 карточек. К столу подходят по 1 игроку от каждой команды и в течение 30 секунд ищут (без слов, лишних комментариев и разговоров) совпадения катион + анион, образовавшиеся на поле, запоминают эту пару и идут к своей команде по сигналу. Карточки при этом не трогают и не переворачивают, соперникам о том, какие пары нашли, не сообщают! В команде на специальной карточке игрок записывает получившуюся формулу, пишет название и определяет растворимость полученного соединения. Далее подходит следующая пара игроков - по одному человеку от команды. Действия повторяются. И т.д. в зависимости от количества игроков в команде. Проверяет соединения, получившиеся на поле, учитель. Ученики считают свои баллы. Побеждает команда, правильно выполнившая задание на карточке и обнаружившая все совпадения на игровом поле. Внимание! Карточки после раскладки поворачивать нельзя!
![](full.jpg)
Рис.1. Образцы карточек для игры
Был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность. Базой для эксперимента был выбран 9-А класс МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10», для закрепления материала и подготовки к экзамену с учащимся проводили игры на уроках химии: «Периодическая система и периодический закон», «Химия и охрана окружающей среды», «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Отгадай химический элемент», «Развитие теории электролитической диссоциации», «Клуб находчивых химиков», «Ионный пасьянс», «Химический аукцион», «Химическое лото», «Химия в твоих руках», «Своя игра».
В ходе эксперимента за период 2023-2024 года отметили положительную динамику качества знаний за данный период; повышение интереса к предмету и желанию его изучать; количества (%) учащихся, повысивших итоговую оценку
В итоге после эксперимента мы пришли к выводу, что дидактические игры способствуют лучшему пониманию химической сущности вопроса, разъяснению и формированию химических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: при объяснении нового материала, его закреплении, повторении и контроле. Игры позволяют вовлечь большее количество учащихся в активную познавательную деятельность.
Подводя итоги занятий, можно сделать вывод, что дидактические игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Отрицательные стороны игр: игры отвлекают внимание от материала; игры- это развлекательные моменты урока; трудно поддерживать дисциплину на уроке; требуется время на объяснение правил и задач игры, что приводит к потере времени урока; игровой метод затрудняет оценку работы каждого ученика на уроке; некоторые обучающиеся слишком поздно включаются в игру; требуется время на подготовку дидактических игр к уроку; трудность во влечения детей в игру и выхода из нее; нарушение детьми правил игры; возникают конфликты;
Положительные аспекты игр: игра - это средство, с помощью которого дети воспринимают действительность; в процессе игры, обучающиеся учатся анализировать свое поведение, оценивать свои поступки и способности, действовать в команде, бороться за честь класса; учащиеся становятся более активными; именно в условиях игровых отношений дети спонтанно упражняются и учатся нормативному поведению; дидактические игры развивают познавательные процессы школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность); игры закрепляют знания, полученные на уроках, и применяют их в нестандартных ситуациях.
Список литературы
- Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
- Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.
- Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.
- Иохвидов В.В. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. -С. 109-113.
- Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С.Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
- История дошкольной педагогики в России / Под ред. С.Ф.Егорова. -М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984. - 250 с.
- Кант И. Критика способности суждения // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 5. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.