Введение
Вряд ли кто-то может точно сказать, для чего нужна школа. Вы думаете это слишком глупый вопрос?
Нет, это не так, хотя в это можно и не верить. Я сама даже не сразу поняла, что это гораздо большее, чем простое, стандартное понятие. Ведь на этот вопрос обычно говорят так: «Школа нужна для того, чтобы получить знания, необходимые для того, чтобы потом можно было поступить в любой университет». Но это не совсем так. Спросите у любого первоклашки и вы, несомненно, получите ответ такого смысла: «Школа нужна для того, чтобы научиться читать, считать, писать и учиться на «отлично».
То есть, если продолжить эту мысль, получать только «пятёрки» и четвёрки».
А задав этот вопрос уже своей маме, я получила приблизительно такой ответ: «Школа нужна всем. Это то место, в котором находишь настоящих друзей, в котором каждый день совершенно не похож на другой. Ты чему-то учишься, и не только читать и писать!»
«Так, - подумала я, - значит школа - это не только тетради, оценки, ответы у доски. Школа-это уровень твоих жизненных достижений!»
И если учебные успехи, то есть отметки, фиксируются в классном журнале, то где же можно «подсчитывать» свои достижения в творческом порыве, в сочинительстве и изобретательстве, участия в конкурсах и олимпиадах?
«Где и как отслеживать мои достижения, помимо учебных?» - этот вопрос стал проблемным в нашем проекте, который мы назвали «Моё портфолио - мой успех!!»
Актуальность
В современном обществе, в том числе и в школе, происходят значительные перемены. Одно из изменений связано с тем, что каждый человек должен сам как можно раньше определить, кем он станет в будущем. Для этого ученик должен точно знать, какие способности и достижения у него имеются.
Совсем недавно мы стали учениками. В этом учебном году мы уже второклассники. Кроме привычных для всех названий уроков и других школьных премудростей, мы познакомились со словом «портфолио». И если вы считаете, что «портфолио» - это из взрослой жизни, вы ошибаетесь. Теперь это слово знают и ученики начальной школы. В нашем 2 классе об этом слове не только слышали, каждый ученик уже знает, что это такое и не только знает, но и у каждого есть своё портфолио.
Наши портфолио - это папки с файловыми листами, которые мы заполняем своими работами по следующим предметам - математика, русский язык, художественный труд; здесь каждый помещает материалы, какие он считает нужным: рассказ о своих увлечениях и поездках, различного рода дипломы и грамоты и так далее.
Цель, задачи, методы исследования
Основополагающий (главный) вопрос нашего проекта: «Могу ли я предложить свой вариант оформления портфолио?»
Цель проекта: разработка варианта оформления ученического портфолио ученика начальной школы.
Задачи проекта.
- Познакомиться с информацией, которая «расскажет» нам, что такое «Портфолио»?.
- Разработать стратегию поиска информации по оформлению портфолио.
- Научиться составлять вопросы для социологического опроса.
- Провести социологические опросы среди учащихся 3 и 4 классов «Что такое «Портфолио?».
- Предложить свои разделы в папку-портфолио.
- Определить оформления титульных листов каждого раздела.
- Сделать презентацию выступления.
Тип проекта: практико-ориентированный, внепредметный, индивидуальный.
Основные методы исследования:
- поиск и сбор информации по теме;
- социологический опрос;
- систематизация;
- обобщение;
- дизайн-анализ (определение формы, стиля, размера, цветов портфолио)
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012г.- январь 2013г.
Механизм реализации проекта. Реализация проекта предполагает наличие трёх последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последовательных действий.
Этапы проекта
№ |
Название и содержание деятельности |
Сроки |
1. |
Проектировочный этап
|
Сентябрь
|
2. |
Деятельный этап
|
Октябрь -
|
3. |
Итоговый этап
|
Январь 2013г. |
Ожидаемые результаты. По окончании деятельности в рамках проекта в 2012-2013 учебном году предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению. Мы прогнозируем повышение уровня заинтересованности в нашем продукте учеников не только нашего класса.
История вопроса
Мы поработали в библиотеке, посмотрели в словарях, обратились к поисковым системам интернета и нашли много определений, что такое «Портфолио». Вот что мы, сложив большой объём информации, узнали.
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV - XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы, эскизы, наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». В наше время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений организации, фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями. В школе идея использовать портфолио стала популярной в конце прошлого века.
Дословно портфолио (от франц. Porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений.
В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» даётся следующее толкование:
- визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.
- досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
- портфолио - файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения.
- портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период обучения.
Мы будем придерживаться следующего определения.
Портфолио - это коллекция работ и результатов, которая демонстрирует способности и достижения в различных видах деятельности.
Социологические опросы
Мы оформляем папки-портфолио совместно с родителями. Среди родителей нашего класса мы провели социологический опрос, в котором было три вопроса:
- С каким чувством вы приняли предложение учителя о том, что вам предстоит оформлять портфолио вашего ученика?
- Вам был понятен план работы над портфолио? Если нет, то, что было самым трудным?
- Считаете ли вы, что портфолио необходимо каждому?
Мы получили самые разные ответы на наши вопросы. Но читая ответы на вопрос №2, каждый из родителей отвечал, что самым трудным было начать оформление портфолио, какие материалы помещать в папку, как располагать материалы - в определённом порядке или как каждому хочется.
Такие же вопросы были и у моих родителей. И тогда мы обратились к различным источникам информации, чтобы найти ответ на вопрос: «Как же оформлять портфолио?» И много раз встречали такою фразу: «Жестких требований (государственного образца) оформления портфолио на данный момент не существует».
И это замечательно! Значит, оформление портфолио - это возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Мы считаем, что не следует портфолио ученика начальной школы превращать в «Портфель моих достижений» и чтобы не выводился на передний план раздел, где найдут своё место всевозможные грамоты, дипломы и сертификаты.
Работая с источниками информации, мы решили узнать, что знают ученики 3-4 классов о портфолио с помощью социологического опроса.
Первый социологический опрос «Что такое портфолио?»
Опрос проводился 18 декабря 2012 года в 3-4 классах нашей школы. Для данного социального опроса были приготовлены бланки и каждый ученик, мог написать, как он понимает, что такое портфолио.
Из данного социального опроса, мы увидели, что из 28 опрашиваемых 4 ученика ответили, что не знают, что такое портфолио, 9 учащихся ответили, что портфолио это документ и 15 опрашиваемых назвали портфолио папкой личных достижений.
Второй социологический опрос «Есть ли у тебя портфолио?»
Опрос проводился 25 декабря 2012 года в 3-4 классах школы.
Результаты ответов
Из 28 опрашиваемых имеют собственное портфолио 16 учащихся, нет своего портфолио у 12 учеников.
- Вывод №1: большинство учащихся из числа опрошенных, даже не имея собственного портфолио, знают, что это такое, хотя и не дают ему однозначного определения.
- Вывод №2: единого определения слову «Портфолио» не существует. Отсюда, так мы предположили, не может быть и единого оформления портфолио, так как кроме множества определений и расшифровок существует также несколько видов портфолио.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче. Придумать что-то своё, оригинальное.
Разделы портфолио
Для своего портфолио я выделила следующие разделы.
- «Титульный лист».
- «Мой мир» (содержание).
- «Давайте знакомиться! Обо мне».
- «Моя семья».
- «Мои достижения» (официальные документы).
- «Моё творчество».
- «Мом впечатления».
- «Моя учёба».
Информация о разделах.
Титульный лист
Содержит основную информацию о владельце (фамилия, имя, отчество, учебное заведение). Можно также включить контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта). Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.
Мой мир (содержание)
Давайте знакомиться! Обо мне.
Здесь следует представить информацию о владельце портфолио. Я посчитала нужным отразить о себе следующие сведения:
- Фамилия, имя, отчество.
- Дата рождения.
- Период, за который собраны документы.
- Образовательное учреждение.
- Класс и фамилию, имя, отчество моего классного руководителя.
- Сведения о внеурочной деятельности.
- Интересы.
Моя семья
В данном разделе можно рассказать о маме, папе и, по желанию, о тех родственниках, с которыми живёшь. Кто они, где работают, чем занимаются. Какие существуют семейные традиции, какое место ты занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Прилагаются фотографии или рисунки.
Мои достижения (официальные документы)
Это важный раздел. Здесь демонстрируются успехи в делах, возможности, способности. Это различные свидетельства, сертификаты, грамоты, дипломы, похвальные листы, благодарственные письма. Почти каждый может представить свои успехи в учёбе, во внеклассной и внешкольной деятельности, творчестве и спорте.
Как расположить материалы в этом разделе? Это зависит от того, что для ученика главное. Не удалось в учёбе, но проявил себя в спорте? Не добился пока результатов в олимпиадах и викторинах, но умелец в творческих мероприятиях? Каждый ученик имеет разные результаты. Если главное - учебные достижения, то на первый план выйдут именно эти документы, демонстрирующие успехи на уроках. Также можно разложить документы в хронологическом порядке.
Моё творчество
Здесь собираются рисунки или фото любых рукотворных работ: лепки, рисунков, вязания, шитья, аппликаций и т.д. В своё портфолио я включила и работы нашей семьи.
Мои впечатления
В этом разделе запечатлены моменты конкурсов, в которых я принимала участие, интересные места, где я побывала, понравившиеся мероприятия, мои впечатления.
Моя учёба
В этом разделе представлены результаты моей учебной деятельности по предметам.
Титульный лист каждого отдельного раздела имеет свой цвет, своё оформление.
Помимо данных разделов, можно включить и такие:
Моя школа. Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете, его нужности). Мои учителя.
Моя общественная работа. Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержание класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.
Все разделы могут дополняться и пересматриваться со временем по необходимости.
При работе над проектом мы приобрели следующие навыки:
- формулировать, высказывать и доказывать собственную мысль, делать выбор и объяснять выбор данного оформления;
- ориентироваться в общественных мнениях и давать им собственную оценку;
- выявлять личное отношение к этапам работы над проектом.
Заключение
Термин «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь «прорекламировать» себя с помощью собранной информации.
Отсюда, наш проект имеет продолжение, то есть мы, переходя из класса в класс, будем работать и дополнять его содержание!
Наш проект будет полезен ученикам начальной школы, родителям учеников, учителям начальных классов, классным руководителям, классным воспитателям, педагогам - организаторам, администрации образовательных учреждений.
Список литературы
- Алексеенко Е.В. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио // Практика административной работы в школе. - 2005. - № 5. - С. 16.
- Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио. // Практика административной работы в школе. - 2005. - №6. - с.16-19.
- Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7.
- Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №3. - с.27-33.
- Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. Юдина И.Г. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Портфолио учащегося начальной школы. Компакт-диск для компьютера. Волгоград: Учитель, 2011.