Исследовательская работа ученицы 2-го класса "Моё портфолио – мой успех"

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом

Класс: 2


Введение

Вряд ли кто-то может точно сказать, для чего нужна школа. Вы думаете это слишком глупый вопрос?

Нет, это не так, хотя в это можно и не верить. Я сама даже не сразу поняла, что это гораздо большее, чем простое, стандартное понятие. Ведь на этот вопрос обычно говорят так: «Школа нужна для того, чтобы получить знания, необходимые для того, чтобы потом можно было поступить в любой университет». Но это не совсем так. Спросите у любого первоклашки и вы, несомненно, получите ответ такого смысла: «Школа нужна для того, чтобы научиться читать, считать, писать и учиться на «отлично».

То есть, если продолжить эту мысль, получать только «пятёрки» и четвёрки».

А задав этот вопрос уже своей маме, я получила приблизительно такой ответ: «Школа нужна всем. Это то место, в котором находишь настоящих друзей, в котором каждый день совершенно не похож на другой. Ты чему-то учишься, и не только читать и писать!»

«Так, - подумала я, - значит школа - это не только тетради, оценки, ответы у доски. Школа-это уровень твоих жизненных достижений!»

И если учебные успехи, то есть отметки, фиксируются в классном журнале, то где же можно «подсчитывать» свои достижения в творческом порыве, в сочинительстве и изобретательстве, участия в конкурсах и олимпиадах?

«Где и как отслеживать мои достижения, помимо учебных?» - этот вопрос стал проблемным в нашем проекте, который мы назвали «Моё портфолио - мой успех!!»

Актуальность

В современном обществе, в том числе и в школе, происходят значительные перемены. Одно из изменений связано с тем, что каждый человек должен сам как можно раньше определить, кем он станет в будущем. Для этого ученик должен точно знать, какие способности и достижения у него имеются.

Совсем недавно мы стали учениками. В этом учебном году мы уже второклассники. Кроме привычных для всех названий уроков и других школьных премудростей, мы познакомились со словом «портфолио». И если вы считаете, что «портфолио» - это из взрослой жизни, вы ошибаетесь. Теперь это слово знают и ученики начальной школы. В нашем 2 классе об этом слове не только слышали, каждый ученик уже знает, что это такое и не только знает, но и у каждого есть своё портфолио.

Наши портфолио - это папки с файловыми листами, которые мы заполняем своими работами по следующим предметам - математика, русский язык, художественный труд; здесь каждый помещает материалы, какие он считает нужным: рассказ о своих увлечениях и поездках, различного рода дипломы и грамоты и так далее.

Цель, задачи, методы исследования

Основополагающий (главный) вопрос нашего проекта: «Могу ли я предложить свой вариант оформления портфолио?»

Цель проекта: разработка варианта оформления ученического портфолио ученика начальной школы.

Задачи проекта.

  • Познакомиться с информацией, которая «расскажет» нам, что такое «Портфолио»?.
  • Разработать стратегию поиска информации по оформлению портфолио.
  • Научиться составлять вопросы для социологического опроса.
  • Провести социологические опросы среди учащихся 3 и 4 классов «Что такое «Портфолио?».
  • Предложить свои разделы в папку-портфолио.
  • Определить оформления титульных листов каждого раздела.
  • Сделать презентацию выступления.

Тип проекта: практико-ориентированный, внепредметный, индивидуальный.

Основные методы исследования:

  • поиск и сбор информации по теме;
  • социологический опрос;
  • систематизация;
  • обобщение;
  • дизайн-анализ (определение формы, стиля, размера, цветов портфолио)

Сроки реализации проекта: сентябрь 2012г.- январь 2013г.

Механизм реализации проекта. Реализация проекта предполагает наличие трёх последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последовательных действий.

Этапы проекта

Название и содержание деятельности

Сроки

1.

Проектировочный этап
Основная деятельность - проектирование.
1.1. Определение темы и актуальности проекта.
1.2. Определение стратегии поиска информации по теме «портфолио».

Сентябрь
2012г.

2.

Деятельный этап
2.1. Разработка плана пошагового действия по созданию варианта оформления портфолио.
2.2. Проведения социологических опросов.
2.3. Разработка вариантов оформления портфолио ученика начальной школы.
2.4. Определение наиболее приемлемого варианта оформления портфолио.
2.5. Создание итогового продукта.

Октябрь -
Декабрь 2012г.

3.

Итоговый этап
3.1. Подготовить презентацию выступления;
3.2. Подвести итоги работы над проектом.
3.3. Подготовить доклад для выступления.

Январь 2013г.

Ожидаемые результаты. По окончании деятельности в рамках проекта в 2012-2013 учебном году предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению. Мы прогнозируем повышение уровня заинтересованности в нашем продукте учеников не только нашего класса.

История вопроса

Мы поработали в библиотеке, посмотрели в словарях, обратились к поисковым системам интернета и нашли много определений, что такое «Портфолио». Вот что мы, сложив большой объём информации, узнали.

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV - XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы, эскизы, наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». В наше время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений организации, фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями. В школе идея использовать портфолио стала популярной в конце прошлого века.

Дословно портфолио (от франц. Porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений.

В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» даётся следующее толкование:

  • визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.
  • досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
  • портфолио - файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения.
  • портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период обучения.

Мы будем придерживаться следующего определения.
Портфолио - это коллекция работ и результатов, которая демонстрирует способности и достижения в различных видах деятельности.

Социологические опросы

Мы оформляем папки-портфолио совместно с родителями. Среди родителей нашего класса мы провели социологический опрос, в котором было три вопроса:

  1. С каким чувством вы приняли предложение учителя о том, что вам предстоит оформлять портфолио вашего ученика?
  2. Вам был понятен план работы над портфолио? Если нет, то, что было самым трудным?
  3. Считаете ли вы, что портфолио необходимо каждому?

Мы получили самые разные ответы на наши вопросы. Но читая ответы на вопрос №2, каждый из родителей отвечал, что самым трудным было начать оформление портфолио, какие материалы помещать в папку, как располагать материалы - в определённом порядке или как каждому хочется.

Такие же вопросы были и у моих родителей. И тогда мы обратились к различным источникам информации, чтобы найти ответ на вопрос: «Как же оформлять портфолио?» И много раз встречали такою фразу: «Жестких требований (государственного образца) оформления портфолио на данный момент не существует».

И это замечательно! Значит, оформление портфолио - это возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Мы считаем, что не следует портфолио ученика начальной школы превращать в «Портфель моих достижений» и чтобы не выводился на передний план раздел, где найдут своё место всевозможные грамоты, дипломы и сертификаты.

Работая с источниками информации, мы решили узнать, что знают ученики 3-4 классов о портфолио с помощью социологического опроса.

Первый социологический опрос «Что такое портфолио?»

Опрос проводился 18 декабря 2012 года в 3-4 классах нашей школы. Для данного социального опроса были приготовлены бланки и каждый ученик, мог написать, как он понимает, что такое портфолио.

Из данного социального опроса, мы увидели, что из 28 опрашиваемых 4 ученика ответили, что не знают, что такое портфолио, 9 учащихся ответили, что портфолио это документ и 15 опрашиваемых назвали портфолио папкой личных достижений.

Второй социологический опрос «Есть ли у тебя портфолио?»

Опрос проводился 25 декабря 2012 года в 3-4 классах школы.

Результаты ответов

Из 28 опрашиваемых имеют собственное портфолио 16 учащихся, нет своего портфолио у 12 учеников.

  • Вывод №1: большинство учащихся из числа опрошенных, даже не имея собственного портфолио, знают, что это такое, хотя и не дают ему однозначного определения.
  • Вывод №2: единого определения слову «Портфолио» не существует. Отсюда, так мы предположили, не может быть и единого оформления портфолио, так как кроме множества определений и расшифровок существует также несколько видов портфолио.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче. Придумать что-то своё, оригинальное.

Разделы портфолио

Для своего портфолио я выделила следующие разделы.

  • «Титульный лист».
  • «Мой мир» (содержание).
  • «Давайте знакомиться! Обо мне».
  • «Моя семья».
  • «Мои достижения» (официальные документы).
  • «Моё творчество».
  • «Мом впечатления».
  • «Моя учёба».

Информация о разделах.

Титульный лист

Содержит основную информацию о владельце (фамилия, имя, отчество, учебное заведение). Можно также включить контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта). Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.

Мой мир (содержание)

Давайте знакомиться! Обо мне.

Здесь следует представить информацию о владельце портфолио. Я посчитала нужным отразить о себе следующие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Период, за который собраны документы.
  • Образовательное учреждение.
  • Класс и фамилию, имя, отчество моего классного руководителя.
  • Сведения о внеурочной деятельности.
  • Интересы.

Моя семья

В данном разделе можно рассказать о маме, папе и, по желанию, о тех родственниках, с которыми живёшь. Кто они, где работают, чем занимаются. Какие существуют семейные традиции, какое место ты занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Прилагаются фотографии или рисунки.

Мои достижения (официальные документы)

Это важный раздел. Здесь демонстрируются успехи в делах, возможности, способности. Это различные свидетельства, сертификаты, грамоты, дипломы, похвальные листы, благодарственные письма. Почти каждый может представить свои успехи в учёбе, во внеклассной и внешкольной деятельности, творчестве и спорте.

Как расположить материалы в этом разделе? Это зависит от того, что для ученика главное. Не удалось в учёбе, но проявил себя в спорте? Не добился пока результатов в олимпиадах и викторинах, но умелец в творческих мероприятиях? Каждый ученик имеет разные результаты. Если главное - учебные достижения, то на первый план выйдут именно эти документы, демонстрирующие успехи на уроках. Также можно разложить документы в хронологическом порядке.

Моё творчество

Здесь собираются рисунки или фото любых рукотворных работ: лепки, рисунков, вязания, шитья, аппликаций и т.д. В своё портфолио я включила и работы нашей семьи.

Мои впечатления

В этом разделе запечатлены моменты конкурсов, в которых я принимала участие, интересные места, где я побывала, понравившиеся мероприятия, мои впечатления.

Моя учёба

В этом разделе представлены результаты моей учебной деятельности по предметам.

Титульный лист каждого отдельного раздела имеет свой цвет, своё оформление.

Помимо данных разделов, можно включить и такие:

Моя школа. Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете, его нужности). Мои учителя.

Моя общественная работа. Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержание класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.

Все разделы могут дополняться и пересматриваться со временем по необходимости.

При работе над проектом мы приобрели следующие навыки:

  • формулировать, высказывать и доказывать собственную мысль, делать выбор и объяснять выбор данного оформления;
  • ориентироваться в общественных мнениях и давать им собственную оценку;
  • выявлять личное отношение к этапам работы над проектом.

Заключение

Термин «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь «прорекламировать» себя с помощью собранной информации.

Отсюда, наш проект имеет продолжение, то есть мы, переходя из класса в класс, будем работать и дополнять его содержание!

Наш проект будет полезен ученикам начальной школы, родителям учеников, учителям начальных классов, классным руководителям, классным воспитателям, педагогам - организаторам, администрации образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Алексеенко Е.В. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио // Практика административной работы в школе. - 2005. - № 5. - С. 16.
  2. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио. // Практика административной работы в школе. - 2005. - №6. - с.16-19.
  3. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7.
  4. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №3. - с.27-33.
  5. Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. Юдина И.Г. - Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Портфолио учащегося начальной школы. Компакт-диск для компьютера. Волгоград: Учитель, 2011.