Примеры современных технологий обучения и предпосылки их развития

Разделы: Начальная школа


Термин «технология обучения» - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которому обеспечивается наиболее эффективное достижение целей. В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания:

  • по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические),
  • по способам взаимодействия обучающих и обучающихся (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).

Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

В своей работе с младшими школьниками следую мудрости Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу. Позволь мне сделать это самому, и я научусь». Известный дидакт Щукина Г.И. считает, что в первую очередь в современном мире, в изменяющихся технологиях необходимо изменение личности учителя, тогда с любой современной технологией можно будет справиться на достойном уровне.

  1. Технология проблемного обучения. Сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися о познавательных задачах, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Цель - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
  2. Концентрированное обучение. Сущность - глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки. Цель - создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса
  3. Модульное обучение. Сущность - самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Цель - обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
  4. Развивающее обучение. Сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Цель - развитие личности и ее способностей.
  5. Дифференцированное обучение. Сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Цель - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей
  6. Обучение развитию критического мышления. Сущность - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
  7. Технология коллективного взаимодействия. Сущность - организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г.Ривиным, его учениками и последователями В.В.Архиповой. Цель - сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: ориентироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы и др.
  8. Технология разноуровневого обучения. Сущность - предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Цель - обеспечить полноценное развития каждого ученика.
  9. Технология программированного обучения. Сущность - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому уча­щемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Цель - программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом.
  10. Технология концентрированного обучения. Сущность - уроки объединяются в блоки; в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая форма организации учебного процесса максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.
  11. Технология проектного обучения. Сущность - организация учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Цель - формирование практических умений и навыков,

Ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. Поэтому так много различных современных технологий представлено в обучении, главное правильно организовать деятельность обучающихся и деятельность учителя.

Уроки окружающего мира во 2-Д классе по теме «Физическая карта. Материки. Океаны».

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. - М., 2000.
  3. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., ШияновЕ.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластепина: В 2 ч. М.: ВЛАДОС. 2002.