Цели урока:
- Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Электрический ток в различных средах», проконтролировать усвоение учащимися основных законов по теме «Электрический ток в различных средах» и умение их применять.
- Развивающие: Развивать мышление, умение делать логические выводы, выделять главное; развивать познавательные интересы; формировать умение планировать работу и ориентироваться в информационном пространстве; совершенствовать умение сравнивать, анализировать учебный материал при составлении обобщающих таблиц; формировать навыки проводить исследования и умение выступать перед аудиторией, защищая свою работу; совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы;
- Воспитательные: Формировать навыки взаимообучения, воспитывать самостоятельность; формировать навыки адекватной самооценки и оценки работы товарищей; устанавливать связь с жизненным опытом; формировать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде, сотрудничать; воспитывать у учащихся уважение к чужому и собственному труду, умение выслушать товарища, адекватно воспринимать критику.
Регламент: 1 урок.
Группы: пять групп из 3-5 участников, по желанию.
Задание для групп: самостоятельно изучить по дополнительной литературе ток в заданной среде, подготовить выступление, сопровождающееся демонстрацией и (или) компьютерной презентацией.
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Пояснительная записка
Структура урока
Этапы урока |
Содержание работы |
Время (минуты) |
Методы и приемы |
1. Вводный |
Оргмомент |
2-3 |
|
2. Обобщение и систематизация полученных знаний |
Обсуждение особенностей процесса протекания тока в разных средах;
|
15 |
Выступления ребят |
3. Контролирующий |
Контроль знаний |
10 |
Игра «Брейн-ринг» |
4. Итоговый |
Рефлексия |
1-2 |
Рефлексия |
1. Вводный
На доске группы слов.
Найдите лишнее:
- Фарадей, электролит, положительные и отрицательные ионы, вакуум, электрохимический эквивалент. (Электрический ток в жидкостях)
- Газ, дырки, электроны, p-n переход, запирающий слой. (Электрический ток в полупроводниках)
- Анод, катод, электроемкость, термоэлектронная эмиссия, нить накала (Электрический ток вакууме)
- Ионизация, рекомбинация, самостоятельный разряд, раствор соли (Электрический ток в газах)
- Вакантное место, катушка, ток, гальванометр, электрон (Электрический ток в металлах)
Учитель: Что объединяет оставшиеся на доске слова? Ответ: Среда протекания электрического тока.
2. Обобщение и систематизация полученных знаний
За неделю до этого урока класс был поделен на 5 творческих групп, которые подбирали и систематизировали материал по прохождению тока в различных средах. Каждая группа представила отчет о своей работе в виде презентации. Мы их объединили в одну, и сейчас каждая группа должна представить свою работу.
Представление работ учеников (презентация).
3. Контролирующий
Игра «Брейн-ринг»
Правила игры: В игре принимают участие одновременно все 5 команд. На размышление дается 1 минута. Для определения права первого ответа обычно используется электронная система: если ответ готов, команда нажимает на кнопку. Если ее нет, играем на хлопках: кто первый хлопнет, тот и отвечает. В случае неверного ответа команде соперника даётся 20 секунд.
Вопрос 1. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем»?
Ответ: Создателем этих необычайных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.
Вопрос 2. Птицы часто сидят на проводах. Почему их не убивает током?
Ответ: Сидят они на одном проводе, а второй проходит от него на некотором расстоянии. Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна.
Вопрос 3. Гигантский электрический скат создаёт в воде напряжение 50-60 В. Нильский сом - 350 В, а угорь-электрофорус - более 500 В. На тело самой рыбы это напряжение не оказывает никакого действия. Мышечная ткань электрических органов - проводник, а соединительная - изолятор. Почему нильскому сому и угорю-электрофорусу нужно создавать более высокое напряжение, чем гигантскому скату?
Ответ: Из-за худшей проводимости пресной воды по сравнению с солёной, пресноводным рыбам необходимо создавать более высокое напряжение, чем морским. Оказавшись в пресной воде, обитатель морей - ромбовидный скат не сможет использовать своё электрическое «оружие».
Вопрос 4. Почему электрические лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения?
Ответ: В момент включения сила тока во много раз больше номинальной, так как сопротивление холодной нити накала мало.
Вопрос 5. Если баллон неоновой лампы потереть о шерсть, то лампа может зажечься. КАК объяснить это явление?
Ответ: В результате трения стекло электризуется, т.е. возникают заряды. Электрическое поле зарядов вызывает кратковременное свечение лампы.
Вопрос 6. Почему газосветные трубки тлеющего разряда необходимо беречь от попадания в них воздуха?
Ответ: Тлеющий разряд возникает при низком давлении. При попадании воздуха давление резко растет, длина свободного пробега электронов сокращается и их кинетическая энергия оказывается недостаточной для ионизации электронным ударом.
Вопрос 7.
- Внучек, объясни, пожалуйста, по-научному, почему я сначала вижу молнию, а потом уже слышу гром?
- А это, бабушка, потому, что у тебя глаза находятся впереди ушей.
Ответьте правильно на вопрос бабушки.
Ответ: скорость света больше скорости звука
4. Итоговый. Рефлексия
Литература
- Воротынец Е.М., Волосникова О.О., Алеева И.В. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. - Физика («ПС»), № 20/05.
- Данильченко Г.Д. Опыт активизации учебной деятельности. - Физика в школе, 2005, № 6.
- Шиян Н.В., Шиян А.А. Метод проектов в физическом образовании. - Физика в школе, 2005, № 5.
- http://u1003035.isp.regruhosting.ru/course/view.php?id=47