Выдающийся музыкант-педагог Генрих Нейгауз считал методику познанием, а источником его - неуклонное стремление к известной цели. Он утверждал, что хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно в столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении и оживлении.
На этом пути верными помощниками учителя музыки могут стать интерактивные методы обучения. Личностный подход к их внедрению подтверждает идею, что путь художественного познания мира, путь познания самого себя обучающимся в урочной системе пролегает через интонационное постижение искусства в совместном творчестве учителя и учеников и во взаимосвязи всех видов искусств.
Предметом внимания на уроке музыки является художественная картина мира. Но понимание любого явления, любого произведения музыкального искусства приходит с практическим его освоением. Поэтому так важны размышления ребят - их освоение «фрагмента» мира, его изучение через художественное, чувственное осмысление. Слушая разную музыку, они убеждаются, что одна и та же тема рождает множество музыкальных произведений. И в каждом из них - свой взгляд, своё мироощущение, своё отношение.
Как сделать этот процесс познания интересным и приятным? Учитель должен постоянно находиться в творческом поиске, быть свободным в выборе методов, критериев педагогического процесса для возникновения на уроке сотрудничества, сотворчества, открытия, откровения.
Однако, свобода педагогического творчества обусловлена не только спецификой преподавания музыкального искусства, но и овладением законами развития мышления ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Известно, что дети школьного возраста имеют наглядно-образное мышление. Поэтому, знания, которые учитель доносит до учеников, нужно представлять не только в виде слов, формул, записей, беседы, диалога, но и в виде наглядных изображений, видеороликов, таблиц, иллюстраций. Современные школьники - дети информационного общества мало читают, но легко воспринимают экранную информацию.
И в этом на помощь учителю музыки приходят информационные технологии, так как на экране монитора или мультимедийного проектора материал воспринимается учениками намного лучше, чем печатная книжная информация. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемый материал доступным и наглядным на качественно новом уровне.
Компьютер, укомплектованный мультимедиа, позволяет сделать урок музыки живым, красочным, динамичным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Таким образом, мы рассматриваем применение ИКТ на уроке музыки в качестве «поддерживающего» средства, которое позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужное время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме.
Время, сэкономленное на уроке, используется для увеличения объема информации или творческих заданий. Кроме того, ведется электронный классный журнал, электронный мониторинг учебного процесса, возможно дистанционное обучение. Также информационные технологии применяются нами для подготовки печатных раздаточных материалов (самостоятельных, практических работ, дидактических карточек для индивидуальной работы). Благодаря мультимедийному сопровождению урока (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики) становится возможным дифференцировать обучение, осуществлять индивидуализацию, повысить объем выполняемой работы на уроке.
Каждый отдельно взятый урок становится звеном в цепи уроков. Этой преемственности в системе способствует также использование интерактивного обучения, то есть основанного на взаимодействии, диалоге с учителем. Этот диалог строится также на линиях «ученик - ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах), «ученик - аудитория» или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах и т.д.
Используя интерактивные технологии на уроках музыки мы ставим перед собой целью оптимизировать развитие навыков совместной работы - ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы. Например, расспрашивание, распределение, планирование заданий, оценка успешности работы группы в учебно-игровом поле позволяют максимально приблизить ученика к условию учебного материала, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
На наш взгляд интерактивная игра с использованием ИКТ - одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников образовательного процесса.
В Краснодарском ПКУ на уроках музыки в 6 классе с обучающимися 12-13 лет, наиболее удачно было апробировано использование разработанного нами интерактивного пособия «Инструменты симфонического оркестра» по разделам «Тембры» (в рамках тем уроков «Тембры - музыкальные краски» и «Соло и тутти») и «Динамика» (тема «Громкость и тишина в музыке»).
Для реализации этих тем мы выбрали форму урока-игры, центральное место в которой отводилось интерактивной игре. Ее целью было изменение и улучшение моделей поведения, взаимодействия учеников и осознанное усвоение этих моделей в процессе усвоения новых знаний о возможностях тембров инструментов и различной громкости звучания как средствах музыкальной выразительности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на этих уроках музыки происходило по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставилась перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчинялась правилам игры;
- учебный материал использовался в качестве её средства;
- в учебную деятельность был введен элемент соревнования, который осуществил перевод дидактической задачи в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с его игровым результатом.
На этих уроках в игровой соревновательной форме были выполнены интерактивные упражнения «Волшебный смычок» на определение инструментов струнной группы и «Угадай, какой инструмент звучит» на развитие музыкально-слуховой памяти, и творческие задания «Как «озвучить» молчащую природу», «Музыкальная раскраска», «Чудеса оркестра», которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Поэтому работа проводилась в малых группах и в парах. Обучающие игры включали в себя работу с интерактивным пособием, видео- и аудиоматериалами, приемы «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого». Были использованы проблемные вопросы, которые способствовали формированию своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
Проведенные творческие задания придали особый смысл обучению, мотивировали учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего одноклассника, друга, позволили сделать еще один шаг в создании фундамента для сотрудничества, сообучения, межличностного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя.
Работа в малых группах - позволила всем учащимся (в том числе и стеснительным) участвовать в работе, дала возможность активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия. Мы учли, что обучающиеся уже имеют определенные знания и умения, необходимые для выполнения группового задания.
Мы постарались сделать свои инструкции максимально четкими, так как из опыта работы уже знали, что группа из 3-5 человек сможет с трудом воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Поэтому продемонстрировали инструкции на мультимедийной доске (можно было использовать карточки). При выполнении заданий мы не торопили ребят и предоставляли каждой группе достаточно времени на выполнение задания.
Предложенные творческие задания были составлены нами исходя из опыта организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они содержали определенный элемент неизвестности и имели несколько подходов к выполнению.
Мы убедились в своей практике, что создание подобных творческих заданий в опоре на технологию художественно-образного преподавания музыки, информационную и интерактивную технологии смогут стать отправной точкой в педагогической деятельности учителей музыки.
Список использованных источников
- Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии. - Петрозаводск, 2008.
- Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. - Мн., 2000.
- Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. - Мн., 2005.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1961.
- Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. - М., 2003.