Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса. Я считаю, что чтение - самый главный предмет в начальной школе. Нужно научить ребёнка сознательному, правильному, беглому и выразительному чтению.
Занятия выразительным чтением приобретает особое значение в начальной школе, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка и его норм.
Выразительное чтение - это умение передать с помощью интонации основные мысли и чувства автора.
С 1 класса начальной школы необходимо уделять особое внимание орфоэпии.
Начиная с букварного периода, нужно учить детей наблюдать за правильной артикуляцией звуков, правильно произносить звуки, сочетания звуков, отчётливо произносить слова, усваивать правильную постановку словесного ударения.
Другим важным условием выразительного чтения является соблюдение правильной интонации. Основы выразительного чтения как чтения правильно интонированного, соответствующего нормам русского литературного произношения, должны закладываться на всех уроках. Даже на математике, если ученик не может правильно прочитать задачу, грамотно расставив акценты на нужных словах, он не справится с решением.
Выразительное чтение - это та первая и основная форма конкретного наглядного обучения, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Самой природой звучащего слова определён метод проникновения слова в сознание - метод его выразительного произношения.
Чтобы читать выразительно, надо, прежде всего, научиться управлять речевым аппаратом, владеть дыханием. Педагог обязан приучать детей правильно распределять дыхание во время чтения, показать, что сила голоса зависит от дыхания. Многие дети приходят в школу с дефектами речи, поэтому важно обращать внимание на чёткое произношение.
Очень хорошим материалом для упражнений являются скороговорки с хорошо выраженным ритмом. На уроках дети учатся говорить громко и шёпотом. Для таких упражнений подбираются специальные тексты. Умение правильно пользоваться силой голоса в зависимости от содержания читаемого не только придаёт выразительность, но и делает чтение более осмысленным.
Когда учащиеся овладеют навыками усиления и ослабления голоса, можно начинать учить чтению в разных темпах. Сначала читаем вместе под счёт учителя с замедлением и ускорением, но постоянно обращаем внимание на чёткость произношения. Практикуется чтение парами, групповое за хорошо читающим ребёнком, за учителем.
Одним из условий выразительного чтения является умение читать знаки препинания и соблюдать паузы. Важно логическое ударение. С работой над логическим ударением тесно переплетается упражнение на соблюдение логических пауз.
Ребята знакомятся с интонацией, отражающей различные настроения, переживания, чувства - радости, гордости, удивления, испуга…
Полезно упражняться в чтении диалогов, по ролям. Важную роль в выразительном чтении играет дикция, то есть правильное и чёткое произношение звуков.
Выразительное чтение - процесс творческий, так как в нём проявляется самое ценное - собственное, оригинальное видение ребёнком мира. Темп, ритм, интонация чтения - лишь средство его воплощения. Процесс эстетического развития школьников осуществляется именно в словесно-действенном виде чтения, так как умение выразительно читать в этом случае становится фактором развития творческого воображения.
Программа начальной школы по чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. Изучение стихотворных произведений формирует и развивает эстетический вкус, обогащает поэтическое видение мира, совершенствует речь.
Выразительное чтение является наиболее демократичной, общедоступной, массовой формой художественного воспитания.
Если ученик научился читать, пересказывать текст выразительно, с нужной интонацией, то его с удовольствием слушают другие ребята, и все получают удовольствие от услышанного.