Контрольный тест в формате ОГЭ (изменения 2024 года)

Разделы: Русский язык


Прочитайте текст и выполните задания 2,3

1.

(1) Перед началом летних каникул учителя литературы традиционно составляют списки для домашнего чтения. (2) Но не менее важно научить детей находить для себя книги самостоятельно. (3) Список - это полезно, но всегда ли он отвечает потребностям детей? (4) Можно быть отличником, но из школьного летнего списка всегда прочитывать очень мало книг. (5) Литературное образование бывает абсолютно хаотичным в силу особенностей воспитания и восприятия. (6) Но учителям хочется привить ученикам системность и осознанность в выборе книг для самостоятельного чтения.

2.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    Перед началом каникул составляют списки (предложение 1)
  1. Важно научить (предложение 2)
  2. Список - (это) полезно (предложение 3)
  3. Можно быть отличником (предложение 4)
  4. Литературное образование бывает (предложение 5)

Ответ:_____________________

3.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  1. В предложении 1 использовано простое глагольное сказуемое.
  2. Предложение 3 сложносочинённое.
  3. Предложение 4 бессоюзное сложное.
  4. Предложение 5 простое односоставное.
  5. Предложение 6 осложнено однородными дополнениями.

Ответ:________________

4.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) Дожди не прекращались: сильный циклон пришёл с запада.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивом, ставится тире.

2) Настанет утро-мы поедем в аэропорт.

В) Между частями БСП ставится двоеточие, если второе простое выражает причину действия в первом. Между ПП можно поставить союз «потому что»

3) Камни, украшая дома из зеленого мрамора, сверкали на солнце.

--------------------

4) Мы, добрые и бескорыстные,всегда пытались помочь друзьям.

--------------------

5) Жить - Родине служить

А

Б

В

5.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Наука(1) это целая планета. Приживаются на этой планете люди(2) называемые чудаками. Погрузиться в размышления(3) быть активным в работе(4) это и значит быть учёным. Рабочий день учёного(5) двадцать четыре часа в сутки.

Ответ:____________________________

6.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) Замочек - в суффиксе существительного пишется гласная е, так как в косвенном падеже гласная выпадает.

2) Сбить - правописание одиночной приставки с зависит от глухости-звонкости следующего согласного.

3) Приоткрыть - правописание гласной и в приставке при- зависит от значения (неполнота действия).

4) Замуж - на конце наречий после шипящих должен быть мягкий знак.

5) Купленный - полное причастие, образованное от глагола совершенного вида (без приставки), пишется с двумя Н.

Ответ:________________________

7.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите цифры, на месте которых пишется буква О.

Мы отпр(1)вились. Через низкие в(2)рота гор(3)да мы вышли в поле и, пр(4)йдя шагов сто вдоль каменн(5)й ограды,ост(6)новились перед узенькой к(7)литкой.

Ответ:___________________

8.

Раскройте скобки и запишите слово «договор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Предприятие заключило с партнёрами по бизнесу новые (договор).

Ответ:___________________________

9.

Замените словосочетание «рассказывал с интересом», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.

Ответ:___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)Однажды в походе ребята отошли далеко от лагеря и решили заночевать в лесу. (2)Вечером развели костёр. (3)Варили картошку. (4)Тепло и вкусная еда разморили ребят. (5)Каждому вспомнилось что-то своё, захотелось поделиться об этом с товарищами.

(6)Саша вспомнил, как однажды получил двойку по математике. (7)Дома об этом не сказал. (8)Зато назавтра получил пятёрку по русскому языку. (9)Подумал, что мешать плохое с хорошим не следует. (10)И пошло: о хорошем сообщает, а о плохом нет. (11)Но скоро всё это ему опротивело. (1 (13)Дима тоже поделился своей проблемой. (14)Вспыхнув ярким румянцем, мальчик признался, что леса боится. (15)Никак этот страх побороть не может. (16)Уж сколько раз себя проверял, ночью из палатки выходил, но каждый раз и шагу к лесу сделать не смог. (17)Всё чудилось, что за чёрными кустами зверь его подстерегает. (18)А то ведь и заблудиться можно. (19)Странно было это ребятам, любившим лес. (20)Саша предложил Диме отважиться пойти в лес, чтобы убедиться, что ничего страшного там нет.(21) Сделать это надо без помощи других, самому, прямо сейчас. (22)Ребята дали Диме пустое ведро и отправили к ручью набрать воды. (23)Поддерживая товарища, ребята обещали прибежать на помощь, если Дима не справится со своим страхом.

(24)Дима пошёл, а ребята смотрели, как в темноте постепенно исчезала его фигура. (25)Прошло время, Дима не возвращался.

(26)Ребята стали волноваться и решили пойти на поиски Димы. (27)У ручья его не было. (28)Ломая сучья, они бросились к оврагу. (29)Там увидели, что Дима копошился на дне оврага, в самом топком месте. (30)Рядом с ним было что-то большое, похожее на зверя. (31)Вскоре выяснилось, что это в болоте увяз жеребёнок. (32)Дима, обхватив обеими руками шею жеребёнка, изо всех сил тащил его на берег. (33)Ребята сразу же полезли в овраг на помощь. (34)Вместе они вытащили жеребёнка.

(35)У ручья они отмыли себя и жеребёнка от болотной грязи. (36)Дима гладил жеребёнка, как будто подбадривал его. (37)Ребята смотрели на Диму и улыбались. (38)Как же он в овраг пошёл, если даже к ручью идти боялся? (39)А потом поняли: это ведь совсем другое дело.(40) В овраг он на помощь побежал, тогда, верно, и страху не было. (41)А Дима ответил: «Я решил: будь что будет! Не бросать же кого-то в беде? Я этот страх преодолел».

(По В.А. Осеевой) Валентина Осеева - русская писательница, автор многочисленных рассказов, повестей, романов и стихотворений для детей.

10.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.

    Тепло и вкусная еда не располагали ребят к беседе.
  1. Саша вспомнил, как получил двойку по русскому языку и пятерку по математике.
  2. Дима признался ребятам, что боится леса.
  3. Ребята дали Диме пустое ведро и отправили к ручью набрать воды.
  4. Дима преодолел страх и помог жеребенку.

Ответ:_______________________

11.

Укажите варианты ответов, в которых автор использует фразеологизм (фразеологический оборот). Запишите номера ответов.

  1. С той поры он решил на одной правде жить.
  2. Ребята стали волноваться и решили пойти на поиски Димы.
  3. Дима, обхватив обеими руками шею жеребёнка, изо всех сил тащил его на берег.
  4. У ручья они отмыли себя и жеребёнка от болотной грязи.
  5. Как же он в овраг пошёл, если даже к ручью идти боялся?

12.

В предложениях 25-29 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ:____________________________

Часть 3: Сочинение

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя А.Н.Толстого: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

13.2 Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как же он в овраг пошёл, если даже к ручью идти боялся? А потом поняли: это ведь совсем другое дело. В овраг он на помощь побежал, тогда, верно, и страху не было» (предложения 38-40).

13.3 Как Вы понимаете значение словосочетания «внутренний страх»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Можно ли преодолеть внутренний страх?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Ключи:

№ задания

Ответы

2

234

3

125

4

А-3;Б-5;В-1

5

145

6

135

7

2345

8

договоры

9

интересно рассказывал/рассказывал интересно

10

345

11

13

12

копошился-шевелился/двигался