Рефлексивность действия родителей в воспитании ребенка раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных (В.В.Столина, С.Ю.Степанова, Г.П.Щедровицкого, И.Н.Семенова и др.) и зарубежных (Дж.Локка, Буземана и др.) психологических исследований.

В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура рефлексии, динамика ее развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты рефлексии, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.

В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) трактуется, как размышление, самонаблюдение. [4].

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить". [2]

Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией.

В нашей работе мы старались обучать родителей, детей от года до двух лет, рефлексии. Навыки рефлексии развивали при помощи специальных упражнений.

Эти навыки родители использовали в тот период, когда они присутствовали на инструктивных, развивающих ребёнка занятиях.

Каждая группа состояла из 10 детей вместе с мамами, занятие длилось 45 минут. Педагог вёл обучающее занятие с детьми. Каждый ребёнок по-разному реагировал на занятие (кто-то отказывался выполнять; кто-то с удовольствием повторял движения за педагогом; кто-то выполнял действия, но не те, что показывал педагог). Мамы в этот момент помогали детям, направляли их на выполнение задания при помощи педагога. Педагог показывал, как нужно находить варианты и способы заинтересовать детей и достичь результата в выполнении задания. Он рефлексировал свои действия и учил мам осмысливать их действия.

Каждый раз возникали разные сложные и неожиданные ситуации в поведении детей.

Наша учебно-развивающая задача ставится перед детьми и как родители добиваются этой задачи. Важно, чтобы мамы могли найти и видеть пути повышения рефлексии и обращаться к этому. Учить родителей рефлексивным действиям и осмысливать ситуации.

Перед началом и по ходу проведения занятий, нами были использованы диагностические методы исследования:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Беседа;
  3. Наблюдение за родителями и детьми;
  4. Методики:
  5. Оценка уровня развития типичных черт личности (Тест Кеттела);
  6. Диагностика рефлексивных умений;
  7. Измерение родительских установок и реакций (для выявления нарушения воспитания конкретного ребёнка и для определения причин этих нарушений).

Предварительное исследование показывает, что родители по разному реализуют свои способности на занятиях, дома. Становится видно, насколько различны способности рефлексировать и умения включаться в развивающие воспитание собственного ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. - 123 с.
  2. Левитес Д. Хорошо ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо? // Первое сентября. 2001. №3.
  3. Локк. Дж Опыт о человеческом разуме: Избр. филос. произведения. - М., 1960.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2001. 99-116.
  6. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2001. - 976 с. - (Библиотека практической психологии).