1. Условия возникновения опыта
Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности требует разработки новых подходов к организации учебного процесса. Современное поколение выпускников российской школы, которым предстоит участвовать в дальнейшем строительстве информационного общества, должны уметь функционировать в глобальном информационном пространстве, удовлетворяя свои потребности в информационных продуктах и услугах, должны быть готовы постоянно учиться, совершенствовать свои знания и практические навыки, используя для этого общедоступные средства ИКТ.
Информационно-образовательная среда рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования. Фактически речь идет о необходимости формирования и развития у школьников ИКТ-компетентности, сочетающей в себе общие (надпредметные) умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно-ориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в ИКТ-насыщенной среде.
2. Актуальность и перспективность опыта
Установлено, что при пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти: 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат. При активном восприятии информации с использованием мультимедиа-ресурсов школьники удерживают в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали сами. Использование ИОС в сочетании с активными и рефлексивными методами обучения помогает изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
Особенностью преподавания предмета биологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, объяснении нового материала, в процессе закрепления знаний. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без наглядности не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.
Применение ИКТ позволяет сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса. Информационно-образовательная среда создает возможности глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов за счет показа изучаемых явлений в развитии, динамике, преодоления существующих временных и пространственных границ, реальности отображения действительности.
Группа исследователей под руководством д.п.н. профессора В.В.Пасечника занималась исследованием эффективности применения компьютера в обучение биологии. Как считают методисты-биологи, применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны, расширяет, закрепляет полученные ранее знания, занятия воспринимаются учащимися с интересом.
3. Теоретическая база опыта
Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся.
Отношение учащихся к учению обычно характеризуется познавательной активностью. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Информационно-образовательная среда включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Эффективное использование информационных технологий на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей ИОС позволяют учителю повышать мотивацию и качество знаний учащихся.
Дидактические особенности обучения на основе ИОС:
- процесс обучения направлен на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащегося;
- познавательная деятельность обучающегося должна носить активный характер (принцип самообразования - умение самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний);
- обучение должно быть личностно-ориентированным (дифференциация и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого).
4. Ведущая педагогическая идея
Подрастающее поколение широко использует различные средства ИКТ для своих интересов и легко осваивает новинки в этой области. Следовательно, основная задача педагога на современном этапе - создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности.
Гипотеза: в процессе обучения биологии с использованием ИОС усвоение материала будет происходить быстрее, качественней, процесс обучения - увлекательнее, увеличится мотивация на образование и самообразование. Снизится психологическая нагрузка, связанная с субъективным восприятием учителя, каждый ученик будет иметь возможность изучать материал в своём ритме, получит возможность экспериментировать и резерв времени для занятия творчеством.
Ведущая педагогическая идея: заключается в повышении познавательной активности обучающихся посредством использования ИОС при обучении биологии.
Объект изучения: процесс познавательной активности обучающихся.
Предмет изучения: ИОС как средство повышения мотивации обучения биологии.
5. Новизна опыта
Использование ИОС позволяет выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. При подготовке и проведении уроков, внеурочных занятий и мероприятий приходится адаптировать имеющиеся ресурсы для использования в учебном процессе.
Диапазон опыта представлен системой уроков, внеурочных занятий, для которых разработаны электронные конспекты с использованием мультимедиа ресурсов, подготовлены электронные материалы для проведения игр, разработки обобщающих и развивающих проверочных тестов. При составлении авторских электронных продуктов к уроку учитываются все виды памяти ребенка (оперативная, кратковременная, долговременная, зрительная, слуховая).
Интерактивные лабораторные работы и практикумы построены на основе методики эффективного применения новых педагогических инструментов, таких как:
- интерактив - взаимодействие с компьютером и управление информацией;
- моделинг - моделирование ситуаций, объектов, процессов и явлений, а также естественной окружающей среды, которую можно изучать;
- мультимедиа - аудиовизуальное представление внешнего мира (фото, видео, графика, анимация, звук).
Информационные технологии позволяют: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
При проведении уроков учитель выполняет роль координатора и организатора работы класса, распределяя задания с учетом личностных особенностей учащихся в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
В ходе урока учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных источников информации, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками. Итогом работы является создание проектных продуктов: презентаций, графических изображений, инфографики, когнитивных карт, слайд-шоу, интерактивных плакатов.
Уроки постепенно переходят в интерактивную форму, ученики получают возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно, использовать собранный материал оффлайн и онлайн. Все это обеспечивает деятельностный подход в обучении, индивидуальный прогресс каждого ученика через общение и творческую деятельность.
6. Технология опыта
Проверка гипотезы предполагает решение цели и задач.
Цель педагогической деятельности: создание условий для повышения познавательной активности при изучении биологии посредством использования ИОС.
Задачи:
- Изучить возможности ИОС и на этой основе разработать методику повышения познавательной активности обучающихся.
- Внедрить технологию на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
- Провести мониторинг познавательной активности обучающихся, эффективности применения технологии для повышения качества знаний.
Методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, опрос и анкетирование учащихся, анализ результатов диагностического обследования, наблюдения в ходе уроков, анализ результатов образовательно-воспитательного процесса.
Технология опыта представлена через разработанный алгоритм поэтапного формирования учебно-познавательной активности и повышения качества знаний учащихся:
Подготовительный этап:
- Определение целей и задач, разработка алгоритма применения ИОС в обучении биологии. Подбор диагностических средств.
- В структуру внеурочной деятельности добавлены образовательные маршруты с использованием ИОС.
- Подбор программного комплекса, имеющего предметное содержание:
-
уроки; тренажеры; контролирующие (тестовые оболочки);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- имитационные, моделирующие; демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);
- учебно-игровые.
Этап внедрения технологии:
- Использование в образовательном процессе стандартных и созданных электронных ресурсов.
- Внедрение информационных технологий в урочной деятельности:
-
на этапе объяснения нового материала(интерактивные лабораторные, экскурсии, фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D-рисунки и модели, анимации, интерактивные модели);
- на этапе закрепления (интеллектуально-творческие игры; тематические подборки заданий; задания с использованием фото, видео и анимаций; задания с реакцией на ответ; интерактивные задания; вспомогательный материал);
- на этапе контроля (задания с выбором ответа, интерактивные задания; тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой; контрольно-диагностические тесты).
- Применение ИОС во внеурочной деятельности:
-
для проведения внеурочных занятий по выбору;
- для организации самостоятельной работы;
- при подготовке проектных, исследовательских работ, социальных проектов;
- подготовка к итоговой аттестации.
Этап совершенствования:
- Привлечение учащихся к созданию электронных ресурсов, создающихся по принципу развернутого мультимедийного конспекта.
- Использование ресурсов интернет для подготовки продуктов проектной и исследовательской деятельности.
- Презентация мультимедийных продуктов, созданных учащимися, на уроках, внеурочных занятиях.
- Участие в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах.
Мониторинг эффективности технологии:
Проведение мониторинга (анкетирования):
- познавательная активность - анкета «Мотивы познавательной деятельности школьников»;
- эффективность применения - анкета «Эффективность использования ИКТ на уроках биологии»;
- качества знаний по итогам учебного года, результатам итоговой аттестации.
7. Результативность
Результативность опыта проверялась в ходе мониторинга по направлениям.
- Познавательная деятельность школьников: 67% обучающихся испытывают интерес к предмету, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний.
- Эффективность применения ИОС на уроках биологии: 100% обучающихся нравятся уроки; 93% считают, что учебная информация более понятна и доступна; 79% - получают больший объем знаний; 86% - уроки способствуют развитию школьников в личностном и интеллектуальном плане; 100% - хотели бы и дальше посещать уроки с использованием цифровых ресурсов.
- Мониторинг качества знаний учащихся: стабильные результаты успеваемости по предмету (100%); обучающиеся выбирают биологию на итоговой аттестации и успешно сдают его (качество 100%); успешные результаты участия школьников в конкурсах.
Результативность опыта показывает, что использование ИОС, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, способствует повышению качества знаний учащихся. Все это создает условия для адаптивной системы обучения, где каждый ученик работает в своем темпе и режиме.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего применения ИОС в обучении биологии для повышения мотивации и качества знаний.
8. Адресная направленность
Наработанный опыт адресован учителям естественнонаучного цикла для организации работы по формированию познавательной активности у школьников.