История повторяется

Разделы: Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном», Конкурс «Немеркнущий подвиг народа» (Великой Отечественной войне посвящается)


Пояснительная записка

Тематическое направление - патриотическое

Актуальность и обоснование выбора темы

Спустя много лет, очень важно сохранить в нынешнем и последующих поколениях память об исторических событиях 1941-1945 гг. О героическом подвиге советского народа. О том, какой ценой и как долго мы шли к празднику 9 мая. Как трудились рабочие на заводах под лозунгом «Все для фронта, всё для победы!», чтобы произвести больше вооружения для фронта. Защита и опора Родины неразрывно зависит от боевой техники, которая сыграла одну из главных ролей в ходе тех страшных событий, она неоднократно спасала жизни бойцов и помогла одержать победу. Проблема недостаточности знаний о военной технике в годы Великой Отечественной войны становится актуальной, важно познакомить с боевой техникой и показать её значение в годы Войны с целью воспитания патриотизма. Воспитание патриота своей страны является обязательной частью учебного процесса.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

Мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание патриотизма и нравственных чувств. Данный материал может быть использован на классных часах, уроках литературы и истории.

Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов

Цели:

  • патриотическое воспитание и любовь к Родине;
  • углубить знания о значении боевой техники в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • Гордость за великие свершения на страницах нашей истории;
  • развитие логического мышления, познавательной активности, расширение кругозора;
  • Формирование у учащихся чувства любви к истории страны, чувства уважения к старшему поколению.

Планируемые результаты:

Уметь:

  • формировать исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;
  • повышение социальной компетентности обучающихся;
  • понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека;
  • формировать понимания истории России как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Форма проведения воспитательного мероприятия обоснование её выбора:

Мероприятие проводится в виде лекции с элементами беседы с учащимися. Этот вид работы имеет ряд положительных черт и является одной из самых психологически верных методик в работе с детьми. Учащиеся имеют возможность высказаться и задать интересующий вопрос по теме урока.

Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

  • Методы формирования создания личности: рассказ, объяснение, беседа, лекция, пример, диспут, анализ ситуации;
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения: дискуссия, эмоциональное воздействие.

Материально-технические, информационные ресурсы:

Использованы следующие материально-технические ресурсы: интерактивная доска;

Информационные ресурсы: презентация, информация из интернет-ресурсов, фото из личного архива.

2. Основная часть

2.1 Описание подготовки к мероприятию:

Организация начинается с психологической подготовки учащихся к серьёзному разговору. Тема мероприятия выводится на экран интерактивной доски. Учащиеся рассаживаются по местам за парты.

Продолжительность: 45 мин.

Ход мероприятия

(Демонстрация презентации)

(Слайд №2) 9 мая - день, посвящённый победе советского народа в Великой Отечественной войне. В предверии этого праздника 1 мая 2024г. на поклонной горе была открыта выставка «Образцов трофейного вооружения и военной техники, захваченных в ходе СВО».

(Слайд №3) Что значит «Трофеи»? (ответы детей), совершенно верно от лат. trophaeum, tropaeum добыча, захваченная при победе над неприятелем.

(Слайд №4) Кто-то из Вас посещал эту выставку? (Ответы детей, обмен впечатлениями).

И мне хочется с Вами поделиться своими впечатлениями... Чувство гордости, интереса, дух захватывает, первые впечатления, когда оказываешься на выставке.

(Слайд №5) На входе посетителей выставки встречают три огромных плаката: «Трофеи Армии России», «Наши защитники» и «Время героев».

Экскурсоводами на этой выставке работали офицеры - герои, которые причастны к захвату трофеев. Проходя экспозиции, посетители выставки задавали ребятам (экскурсоводам) вопросы: «Вся ли техника на ходу, есть ли непробиваемая броня и какая судьба ожидает эту технику?»

(Слайд №6) На что офицер отвечал: «Я бы ещё по этой технике пострелял, нет брони, которую не прострелит наше оружие, они все горят как консервные банки. Часть техники поместят в музей на поклонной горе».

(Слайд №7) В центре экспозиции расположился танк «Леопард 2А6» производства Германия. Захвачен в ходе СВО вооруженными силами России в апреле 2024г. вблизи Авдеевки. Ребята обратите внимание!

(Слайд №8) На слайде возле машины стоит участник СВО по форме, на груди медали, рядом стоят бабушка и дедушка, с ним фотографируются. На 9 мая молодые люди фотографируются с ветеранами, уже бабушками и дедушками, а тут всё наоборот. И невольно начинаешь думать: «История повторяется»... (демонстрация фотографий с презентации)

(Слайд №9) Ребята, а Вы знаете, что первая такая выставка трофейного оружия в СССР была продемонстрирована народу летом 1943 года, в предверии решающей битвы на Курской дуге.

(Слайд №10) А на входе посетителей выставки «встречала» гранитная скульптура Сталина работы Сергея Меркулова. Советское командование решило показать какого сильного врага одолевает Красная Армия.

(Слайд №11-12) На выставку попали редчайшие трофеи: бомбардировщих «Фокке-Вульф - 200», 23 - тонная мортира «Шкода» и захваченные под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) тяжёлые танки «Тигр». В данный момент этот танк можно увидеть в танковом музее в Кубинке. На этой выставке также работали 50 офицеров вооружённых сил.

(Слайд 13) За время работы московской выставки выработался своего рода канон записи в книге отзывов, смысл которого сводился к следующему: «несмотря на мощь немецкого оружия, наша армия всё-таки сильнее!» Записка домохозяйки: «Я смотрю и радуюсь. Эти танки больше не пойдут в атаку, эти самолёты больше не полетят». Писатель Леонид Леонов в своём письме писал: «Эти самые «Тигры» очень такая неприятная штука, броня толще кулака, жилплощадь на троих на колёсах. И откуда этакая штука железная, скучный предмет, прямо сказать». Михаил Пришвин, посетивший выставку, изумился технике врага и задумался, «чем же мы их побеждаем».

(Слайд 14) А побеждаем вот чем... Хочу рассказать Вам о патриотизме экипажей, надёжности и мощи советских машин. Иосиф Ямпольский один из тех, кто в 1941 году вступил в бой на Т-26, командуя взводом этих машин. «Танки Т-26... Экипаж три человека. Тогда, до первого настоящего боя наши «коробочки» казались нам «грозными машинами»... (хочется обратить Ваше внимание, как танкисты отзывались о своих машинах) Почти все машины были с рациями. Самый многочисленный к началу Великой Отечественной танк РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия, главная составляющая вооруженных сил) с бронёй, защищавшей танкистов лишь от пуль, с недостаточной подвижностью, не способствовал выживанию экипажа.

«Через три месяца нас кинули в бой. Есть такое село - Килукивка, кажется. Немцы в районе этого села разместили арт-батареи и обстреливали трассу, ведущую к Харькову. Засечь и подавить эти батареи наши не могли. Меня вызвал комбат и поставил моему взводу задачу - прорваться на окраину этого занятого немцами села, вызвать огонь на себя, засечь и нанести на карту расположение огневых точек противника, и передать данные по рации на КП. Это задание, по сути, было для нас смертным приговором, но приказ был получен.

(Слайд № 15) Я тогда уже был коммунистом, воспитан был фанатиком-патриотом, поэтому готовился к геройской смерти за Родину. Страха не было. Наоборот, какое-то наивное ощущение гордости, что сегодня я погибну за любимую страну, но совершу подвиг...

Днем мой взвод в составе пяти машин Т-26 вошел в село, и мы разделились. Я с тремя танками пошел по центральной улице, а мой помкомвзвода Терещенко двинулся с двумя танками по параллельной. И тут началось. Долбили нас со всех сторон. Одну машину сожгли, другую подбили, но экипаж погиб. Я ещё успел добежать до танка Терещенко и забрать у него, убитого из залитых кровью рук планшетку с картой, на которую были нанесены координаты немецких орудий...

Один Т-26 сожжен, другой подбит, но зато удалось нанести на планшетку координаты сильно досадивших немецких орудий. Да еще три танка сумели вернуться своим ходом из села. Успех, по представлениям сорок первого года… Нас бог хранил, три танка вышли из села и вернулись к своим назад. Терещенко (посмертно) и меня наградили орденами Красной Звезды, остальных танкистов - медалями «За Отвагу».

(https://m.vk.com/wall-154707792 208422)

Изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За Отвагу!», кроме того Т-35 изображены на агитационных плакатах. Тяжелый танк был самым мощным танком Красной армии 30-х годов, до 1941 г. не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь зримым воплощением военной мощи Советского Союза.

(Слайд №16) В июне 2023 года (да, да Вы не ослышались, 2023 года) на Запорожском направлении бронетанковая колонна ползет по дороге. Ползет нагло и уверенно (прямо как фашисты в 1941-м). В колонне 8 украинских бронемашин. Впереди колонны дозор - два советских танка Т-72Б3, а за ними - 6 «коробочек» с пехотой - американские БТР MaxxPro. И тут им на встречу выдвигается российский танк Т-80 - тот самый экипаж танка «Алеша» под командованием старшего лейтенанта Расима Басикова (позывной «Монолит»). Перед танковой атакой ВСУ «Алеша» сразу угодил под массированный артобстрел, и его механик-водитель был ранен. Командир экипажа Басиков эвакуировал раненого из машины, оказал ему первую помощь, передал медикам, потом сел на место мехвода. А вот место командира танка занял командир первого танкового взвода лейтенант Александр Леваков (позывной Ласка). После смены члена экипажа «Алеша» выдвинулся к переднему краю нашей обороны.

В это время рев вражеских моторов засекли операторы РЭБ (систем радиоэлектронной борьбы), увидели вражескую колонну техники и оператор беспилотника, который на соседнем участке корректировал артогонь. «Наблюдаю, поехали. Два танка, шесть бронемашин... А у нас там один «Алеша», один «Алеша»…»

Минная ловушка сработали безотказно: 2 бронемашины подорвались на фугасах и колонна встала. Беспилотник записал на видео, как наш Т-80 (тот самый «Алеша») прямо с хода добил танки противника. Потом сманеврировал и подбил еще 2 американских БТР. «Красава! Танк отлетел «укропский», «второй танк разлетелся «укропский»! Минус два танка у них! Ой, как хорошо, у меня аж мурашки! Им теперь все! Герой России будет!» - продолжал восхищаться боем «Алеши» оператор беспилотника. «Алеша» трижды выходил на позицию, а полное уничтожение колонны бронетехники ВСУ заняло порядка сорок минут.

Вот, как о том бое рассказал наводчик-оператор Алексей Неустроев (позывной «Леня»): «Все зависит от слаженности экипажа. Знали, куда идем. Но что столько техники не знали. По команде командира штатно отработал. Выпустил десять снарядов».

На этом подвиги экипажа танка «Алеша» не закончились: когда сменивший их танк получил повреждение, Расим Баксиков под огнем противника отбуксировал подбитую машину в тыл, чем спас экипаж поврежденного танка. «Передаю привет родной Якутии, маме, отцу, братьям, сестрам и всем родственникам. У меня все хорошо, надеюсь скоро мы вернемся домой с Победой. Так и будет».

(https://www.kp.ru/daily/27538.5/4804591/?ysclid=lxa7tegwvj518910333)

(Слайд №17) Это было осенью 1942 года на Ленинградском фронте. Танковый батальон после успешно проведенной разведки боем возвращался в расположение своих войск. Одна из «тридцатьчетверок» застряла на естественном препятствии в нейтральной зоне. Попытки преодолеть препятствие успеха не имели. Экипаж в танке оказался один на один с противником на удалении прицельного пулеметного огня. С наступлением сумерек гитлеровцы периодически освещали местность ракетами. В этой обстановке командир танка принял решение не покидать машину, представлявшую большую ценность.

Как позднее стало известно из допроса пленных немцев, гитлеровцы, думая, что экипаж "Т-34″ покинул машину ночью, попытались отбуксировать танк к себе. С рассветом к машине подошел немецкий танк, и «тридцатьчетверку» зацепили тросами.

Взору наблюдающих представился поединок двух танков без единого выстрела: Они протащили было наш танк метров 10-15, как вдруг он ожил, и танк противника, словно споткнувшись, остановился. Оба танка сцепленные тросами, замерли на месте, слышен был только рев моторов.

Вот потащил вражеский танк и юзом поползла «тридцатьчетверка». Затем рванул на себя "Т-34″ и немного протащил противника. Так повторялось несколько раз. Моторы ревели всеми своими «лошадиными» силами… "Т-34″, улучив момент, рванулся вперед и… потащил врага к нашим позициям, уже не останавливаясь, все быстрее и быстрее… Немцы открыли бешеный огонь по танкам. Выскочивший из башни немецкий танкист тут же был сражен своими же минами, а остальные двое предпочли смерти пленение.

Наши минометные батареи открыли ответный минометный огонь. "Т-34″ притащил танк противника в расположение батальона.

(Слайд №18) Советский танк «Клим Ворошилов» поражал умы инженеров того времени: боевая машина могла выдержать огромное количество попаданий и при этом оставаться на ходу. Прозвище «Призрак» к КВ-1 пришло от немецких солдат, которые были подвержены мистическим взглядам. Солдаты Германии дали эту кличку советскому танку по причине того, что противотанковые орудия 37-миллиметров не могли оставить даже видимых следов на броне КВ-1. Появление такого тяжелого танка на вооружении СССР удивило многих танкистов Германии. Они были беззащитны перед советской боевой машиной.

Инженеры помогли танку «похудеть» в броне на пару миллиметров и это снизило вес боевой машины на целых пять тонн. КВ-1с появился в переломный момент Сталинградской битвы и помог советским танкистам в сражении.

(https://novate-ru.turbopages.org/novate.ru/s/blogs/061123/67864/)

(Слайд 19) Время проходит, но жизненный принцип остаётся неизменен, анализируя исторические факты ВОВ и сравнивая их с настоящим временем... Складывается устойчивое мнение, что механики, танкисты относились и относятся к в веренной им технике с уважением, а в отдельных случаях и с любовью. И техника отвечала тем же. О чём свидетельствует, когда боевая машина спасала жизнь человека.

- Подскажи, за что дали Героя?

- За любовь к Родине, - немного подумав, отвечает военный.

- Хороший мотив. Кого подбил?

- Я никого не подбивал. Я на компьютере бумажки печатал...

(Иван Жарский, Герой России) https://dzen.ru/a/ZkXTeyzFzDY5U6yu

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Работа по данной методике помогает доступно усвоить материал, поднимает уровень патриотизма учащихся. Именно форма диалога позволяет преподавателю и учащимся быть вовлеченными в исторические события учебного материала. Использование видеоряда патриотического характера так же способствует лучшему восприятию тематики.