Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.
Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) определяет цель государственной политики в сфере образование как достижение качества образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Приоритетным механизмов повышения качества общего образования становится формирование функциональной грамотности обучающихся: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
Перед школой стоит непростая задача - социально ориентировать личность ребенка, интегрируя связь образования с многоплановой человеческой деятельностью, то есть сформировать и развить у ребёнка функциональную грамотность.
Функциональная грамотность учащихся - это неотъемлемая и обязательная составляющая часть их жизни в современном обществе и индикатор общественного благополучия, определенных социокультурных достижений общества.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» ставит задачи духовно-нравственного воспитания и формирования ценностного мировоззрения личности, основанного на принципах толерантности, мультикультурности, понимания и уважения гражданских прав и свобод. Он призван не только повысить уровень религиозной грамотности учащихся, но и заложить основу самостоятельного критического мышления и оценки, расширить границы мировосприятия, показать ценность религиозного мировоззрения и картины мира и ее права на существование, развить навыки межкультурного диалога и взаимодействия, стимулировать самостоятельную опытно-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, продемонстрировать межпредметный характер курса и его связь с другими предметами гуманитарного цикла школы.
На занятиях мы имеем возможность формировать у учащихся все составляющие функциональной грамотности (читательскую грамотность, компьютерную грамотность, критическое мышление, гражданскую грамотность, глобальные компетенции), ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию. И ребенок, понимая, что от развития у него той или иной ее составляющей зависит жизнь его и его близких, активизируется и начинает работать более плодотворно.
Цель данной работы: создать условия для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур».
Для достижения данной цели определены задачи:
- Организовать образовательный процесс, позволяющий формировать функциональную грамотность у школьников через урочную деятельность.
- Отобрать учебный материал для реализации формирования функциональной грамотности.
- Создать банк учебного-методического комплекса для развития функциональной грамотности у школьников модуля «Основы мировых религиозных культур».
Практическая значимость моей работы заключается в том, что мой опыт может быть полезен для педагогического сообщества, так как даст возможность сориентироваться в развитии функциональной грамотности через деятельность школьников.
Концептуальная часть
Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В.В.Гаврилюк, Г.Г.Сорокин, Ш.Ф.Фарахутдинов рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития О.Е.Лебедев и др. Методологическую базу проекта составляют:
- компетентностный подход И.А.Зимняя, В.А.Калней, В.А.Козырев, И.В.Кузьмина, О.Е.Лебедев, Л.А.Петровская, С.А.Писарева, А.П.Тряпщына, А.B.Хуторской;
- личностно-деятельностный подход (Б. Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн;
- системный подход (А.Н.Аверьянов, В.П. Беспалько, И.В.Блауберг, В.C.Леднёв, Ю.Г.Татур, Э.Г.Юдин.
В моей работе используется определение функциональной грамотности, вытекающее из высказывания Леонтьева А.А. и исследовании PISA: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
- добывать новые знания; применять полученные знания на практике;
- оценивать свое знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия - познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Учителю необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий. На основе этих материалов можно создавать задания на развитие функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность - это, показатель знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Грамотность определяется, как способность индивида читать, писать и говорить для квалифицированного решения профессиональных, семейных и общественных задач. На сайте Национального Института Грамотности (National Institute for Literacy) этому уделяется особое внимание. Термин «грамотность в чтении» подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе.
Понятие «читательская грамотность» - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни была включена в структуру функциональной грамотности в исследовании PISA в 2018 году.
Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.