Введение
Время, в котором мы живем и работаем, ставит выпускникам школы новые требования. Современный выпускник школы должен быть уверенным в себе, ответственным гражданином, самостоятельно уметь определять слабые и сильные стороны развития себя как личности, обладать сформированными информативными и коммуникативными навыками, иметь критическое и креативное мышление, обладать навыками межкультурных взаимодействий, занимать активную жизненную позицию и т.д.
Обновленные требования к выпускнику привели к обновлению педагогических технологий, методов работы учителя, условий организации учебной деятельности.
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности дошкольников и младших школьников, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, может стать использование метода проектов в обучении. Начинать обучение проектной деятельности следует с дошкольного образования, с постепенным увеличением доли самостоятельности ребенка в работе над проектом. Если ребенка не обучать такой работе, сущность проектного метода теряется.
Главная идея метода основана на ориентации деятельности дошкольников и школьников на результат, который возникает в процессе решения практических или теоретических проблем, имеющих личностную значимость для ребенка. Результатом этой деятельности является проект. Термин «проект» в переводе означает «смысл, план». Более широкое определение проекта рассматривает его как обоснованную, спланированную, осознанную деятельность, которая направлена на формирование у детей определенной системы умений как интеллектуальных, так и практических.
В последнее время мы все привыкли говорить о применении проектных методов во внеурочной деятельности, так как большинство проектов требуют длительной подготовки и реализации. Но я хотела бы остановить ваше внимание на методе проектов, применяемом на уроках. Почему это возможно?
Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Целевыми ориентациями метода проектов являются:
- формирование проектной деятельности, проектного мышления;
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
Метод проектов развивает важнейшие компетенции, необходимые для жизни, такие как:
- способность брать на себя ответственность;
- участие в совместном принятии решения;
- регулирование конфликтов ненасильственным путем;
- оценивание и анализ социальных привычек, связанных со здоровьем, с окружающей средой.
Таким образом, применение проектных методов на уроках в начальной школе и занятиях по предшкольной подготовке способствует реализации требований обновленных ФГОС ДО И ФГОС НОО.
Обучение проектной деятельности дошкольников
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и т.д. Процесс выполнения и результат радуют и ребенка, и взрослого. Многообразие видов деятельности дает детям много знаний, умений, навыков, развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества. Обучение проектной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста целесообразно начинать на курсах предшкольного образования, реализуемых в образовательных учреждениях. Программа «Школа будущего первоклассника» ставит цель: развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Одной из задач программы является обеспечение плавного бесстрессового перехода от игровой деятельности к учебной. Одной из продуктивных форм реализации данной задачи и является метод проектов.
Метод проектов при обучении дошкольников может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Рассмотрим каждый вариант организации обучения детей на примере проекта «В гостях у медведя».
На учебном материале сначала целесообразно использовать приемы работы, позволяющие ребенку всесторонне изучить поставленный вопрос. Одним из приемов, позволяющих реализовать поставленную задачу, является тематическое обучение. Перед началом занятий детям обязательно ставится учебная задача: «Сегодня все занятия будут посвящены одной теме. В конце занятий каждый из вас расскажет, что его удивило и поразило, что нового он узнал в ходе работы, чем он готов поделиться с окружающими». Такая установка нацеливает ребят на активное слушание, развивает произвольное внимание.
На занятии обучения грамоте, изучая согласные звуки м и м,, можно предложить детям рассказать все, что им известно о медведе, посмотреть фильм об этом удивительном звере. При этом научить детей слышать и выделять в различных словах твердый и мягкий звуки м и м,. На занятии по развитию речи можно прочитать детям сказку «Маша и медведь», поставив вопрос о том, что в сказке является вымыслом. На занятии по математике детям предлагаются к решению задачи, связанные с поиском меда для медведя. Это может быть графический диктант по клеточкам или на предложенном клеточном поле попросить детей найти кратчайший путь медведя к меду. При этом формируется понятие сравнения чисел, ориентирование в пространстве и т.п. На занятии по моторике можно, используя пластилиновую графику, создавать образы добродушного медведя. На занятии по окружающему миру можно сравнить условия жизни белого и бурого медведей, выяснить причину того, почему белый медведь не спит зимой. Таким образом, к концу занятия у ребенка формируется и познавательный интерес, и общеучебные умения и навыки, и навыки коммуникации. В конце занятий каждый ребенок готовит микро сообщение для своего товарища по полученной информации, учитель внимательно прислушивается к сообщениям, из которых сразу видно, как ребенок запоминает, воспроизводит полученный материал, что интересно каждому ребенку. Сообщения детей позволят учителю корректировать ежедневно программу занятий, так как такая обратная связь позволяет наблюдать формирование у ребенка мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения материала, умения устанавливать причинно-следственные связи. Конечно, такая работа требует от учителя огромной подготовки, но это стоит того.
Разрабатывая каждое занятие, учитель самостоятельно отбирает учебный материал. Это могут быть загадки, потешки, скороговорки, статьи энциклопедии для детей, мультфильмы, научно-познавательные фильмы. Все зависит непосредственно от личности учителя, ведь педагогика - это не статика, это динамика и творчество. Каждый выберет тот материал, который ему ближе.
Продолжая работу над проектом «В гостях у медведя», мы рассмотрим вариант формирование УУД через внеучебный материал. Детям предлагается игра «У медведя во бору», в процессе которой ребята знакомятся с характером зверя, выясняют для себя понятия бор, ищут ответ на вопрос: «Чем питается медведь?» Обучение детей проектной деятельности невозможно без постановки проблемы и нахождения путей практического применения знаний. Проблемой в данном проекте может стать вопрос: «А возможно ли провести такую игру, если медведь белый?» Чтобы решить поставленную задачу, ученики должны сравнить условия проживания и питание белого и бурого медведей.
И в урочном, и во внеурочном материале, чтобы решить поставленную задачу детям необходимы знания. Открыть знания ранее мог учитель или воспитатель, а сейчас необходимо мотивировать детей на поиск решения, учитель не дает готовый ответ, но учит мыслительным операциям. Отличным приемом в данной ситуации может быть прием «Парковка», применяемый в сингапурской технологии. В учебной или игровой аудитории есть стенд, разделенный на зоны для вопросов, напоминающий парковку. В ходе занятия или урока ребенок может стикером или маркером обозначить вопрос для учителя или воспитателя по содержанию материала. Учитель ответить должен в течение занятия. При этом не допускаются замечания учителя, наоборот, учитель всячески поощряет детей задавать вопросы, так как сущность приема-отражение уровня понимания информации ребенком, зона его развития. Из содержания поставленного ребенком вопроса, учитель сразу видит перспективу для необходимой коррекции или для развития одаренности ребенка. Работая таким образом по программе предшкольной подготовки, учитель формирует необходимые УУД для успешного обучения в начальной школе.
Обучение детей проектной деятельности в начальной школе
Обучения детей проектной деятельности во внеурочное время.
Как уже было сказано выше, проектная деятельность может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. При организации проектной деятельности необходима разработка образовательной программы с образовательными маршрутами для определенных групп детей (параллели, класса, группы, отдельного ребенка). Важной чертой метода проектов является то, что решаемая проблема проекта должна быть социально значимой или личностно значимой для школьника, должна включать интегрированные знания, исследовательский поиск решений и проектную деятельность.
Обучение детей проектной деятельности невозможно без постановки проблемы и нахождения путей практического применения полученных знаний.
Искусство руководителя заключается в том, чтобы создать обучающимся такие условия, чтобы проблемный вопрос удивил детей. С удивления, восхищения начинается истинная мотивация деятельности. Дети начальной школы уже умеют читать, владеют элементарными навыками анализа, синтеза, обобщения материала. Рассмотрим пример работы над проектом в начальной школе.
Работа над проектом начинается с нахождения проблемного вопроса и мотивации.
Чтобы такая мотивация возникла, учащиеся первого класса стали изучать Красную Книгу Тверской области и нормативные документы. Детьми были подготовлены доклады о видах флоры и фауны, занесённых в Красную Книгу, затем проведён конкурс творческих работ. Но проблемный вопрос ещё не возник.
Для систематизации знаний учащиеся побывали на станции юных натуралистов, где методисты станции познакомили нас с новым изданием Красной Книги Тверской области. И каково было наше удивление, когда нам рассказали, что в нашей области растёт орхидея, название которой «Венерин башмачок настоящий». Орхидея считается одним из самых роскошных цветов, благодаря огромному количеству видов и подвидов, отличающихся многообразием форм и окраской. Выяснили, что у многих дома есть орхидеи. Но мы привыкли считать её тропическим растением, которое в дикой природе встречается где-то в экзотических местах - джунглях с влажным и тёплым климатом, тропиках Азии или Океании.
А как орхидея может расти в Тверской области, ведь климат области- умеренный? Вот он проблемный вопрос - ключик, открывающий дверь познания.
Определив проблемный вопрос, намечаем шаги по реализации проекта. Дети изучили книгу Владимира Георгиевича Самойлова «Там, где растет венерин башмачок», узнали, что на территории области растет 17 видов семейства орхидных. Ныне венерин башмачок занесён в Красную Книгу. Охраняется он и во всех европейских государствах.
Мы выяснили, что сбор цветущих растений, плодов, выкапывание побегов и корневищ в природных условиях запрещены законодательством.
Возник вопрос: почему такое красивое растение исчезает с планеты Земля и кто или что этому причина? Ребята выяснили, что фактором, влияющим на исчезновение растений, является сбор растений для букетов. Как сохранить исчезающие растения?
Данный вопрос является актуальным на сегодняшний день, и наша задача состоит в том, чтобы донести информацию о таком красивом, но уже редко встречающемся цветке как Венерин башмачок и найти практические способы сохранения редких видов растений.
Практическое применение полученных знаний - важный шаг в обучении детей проектной деятельности. Если причина исчезновения растений в сборе их для букетов, то возможность восстановления флоры - выращивание растений.
Конечно, в данный момент невозможно вырастить орхидею «Венерин башмачок», но один из видов подснежников, занесенных в Красную Книгу Тверской области, вырастить возможно. Чтобы заинтересовать детей, мы поставили проблему: «Возможно ли получить подснежники к Новому году?» Ребята изучили технологию выгонки луковичных растений в домашних условиях и приступили к эксперименту. Для растений был подготовлен грунт, посаженные луковицы помещены в помещение с низкой температурой. Луковицы дали ростки вовремя, для роста и развития стали поливать и опрыскивать растения.
Главное, о чем мы можем смело сказать: «Сохранение растений возможно!» Если не срывать растения для букетов, а проводить мероприятия по выращиванию растений, то не возникнет необходимость заносить растения в Красную Книгу. В Красной Книге региона именно таким образом сохранено растение печеночница благородная.
Может показаться, что исчезновение одного вида растений - незначительный факт. Но в природе нет незначительных фактов. Если возможно сохранить хотя бы один вид растений, значит, возможно сохранить и другие виды.
В конце работы ребята обменялись полученными сведениями и результатами на Ярмарке проектов.
В обучении детей проектной деятельности надо стараться развивать у детей самостоятельность. А в случаях, когда необходима помощь родителей, опираемся на тот опыт, который могут передать родители. Проводить эксперимент с выгонкой подснежников к Новому году нам помогал отец одной из учениц. Выгонка тюльпанов его хобби. Применить знания в новых условиях интересно и ему, поделиться опытом с детьми - дело благое. А на сотрудничестве семьи и школы строится концепция воспитания. Таким образом, обучая детей проектной деятельности, мы не только получаем новый продукт, не только развиваем познавательный интерес, но и способствуем объединению семьи и школы.
Данный проект долгосрочный, рассмотрим обучение проектному методу в начальной школе на примере проекта в учебной деятельности по теме: «Возвратные глаголы».
Обучение детей проектной деятельности на уроках
Для обучения учащихся начальных классов проектной деятельности на уроках важно использовать приемы организации групповой работы. При этом состав групп может меняться. Данное условие является важным, так как современный выпускник школы должен уметь работать в команде, это значит, что ученик не только пробует себя в разных функциональных обязанностях будучи членом команды, но и учиться критически оценивать свои сильные и слабые стороны. Работая в команде, ребята учатся планировать деятельность по достижению результата, максимально используя возможности каждого члена команды. При этом роль учителя только направляющая.
На уроках проектный метод может быть использован на различных этапах. На этапе подготовки к восприятию нового материала метод проектов может быть использован для проверки имеющихся знаний и постановки проблемы. Опираясь на полученные ранее знания, учитель предлагает детям сформулировать самостоятельно определение что такое возвратные глаголы. Для этого можно предложить систематизировать знания о глаголе и сконструировать таблицу для проверки знаний по теме. Параметры для конструирования таблицы дети выделяют самостоятельно. При необходимости учитель корректирует таблицу после представления ее детьми.
На этапе объяснения нового материала метод проектов может быть реализован в составлении памятки о том, как определить возвратность глаголов. Чтобы разнообразить форму организации работы над проектом, можно предложить одной группе реализовать защиту разработанной памятки, а другой группе - опровержение разработанной памятки. Каждая группа может приводить тезисы и аргументы для обоснования своей позиции, используя справочный материал учебника или иных пособий.
На этапе коррекции знаний проектный метод может быть использован для разработки системы упражнений по данной теме. Одной группе предлагается разработать систему упражнений базового уровня, другой группе - повышенного уровня. Предложенный материал учитель может использовать для домашнего задания. Ценность данного метода состоит в том, что ученик понимает и принимает себя не пассивным участником образовательного процесса, а активным. Понимание значимости себя как личности способствует реализации творческого потенциала.
На этапе обобщения и систематизации изученного материала можно предложить учащимся в группе или индивидуально составить опорный конспект урока по изучаемой теме на примере методики Шаталова. Конечно, данный вид проекта может быть реализован только в том случае, если учитель сам владеет методикой Шаталова.
Как было сказано выше, педагогика-это динамика и творчество. Готовых рецептов нет, каждый учитель может выбрать то, что ближе его душе. Описан сам принцип работы по обучению учащихся начальной школы проектной деятельности на уроках и во внеурочное время, если он кому-то пригодиться, автор работы будет очень рад.
Заключение
Автор данной работы в течение многих лет с увлечением занимается проектной деятельностью. Апробация работы по обучению детей проектному методу началась с 2012 года и продолжается по настоящее время. Первые обобщенные итоги работы автор представил в 2016 году в сборнике «Школа компетентности: модель сетевого взаимодействия» г. Ижевск в статье «Из опыта обучения проектной деятельности». Работа отражала опыт обучения проектной деятельности младших школьников.
Корректируя работу, поняв, что обучение проектной деятельности должно начинаться раньше, чем ребенок поступает в школу, в 2018 году автор в соавторстве с Величко Л.Н. опубликовал материал в федеральном научно-методическом сборнике «Образование. Дети. Творчество» статью «Школа будущего первоклассника. Программа предшкольного образования на базе Лицея №15 г. Вышний Волочек Тверской области». Работать по созданию программы по предшкольной подготовке детей способствовало и получение автором юридического образования.
Учащиеся, которые обучались автором работы, являются призерами и победителями не только муниципальных конкурсов проектных работ, но и региональных. Савина Елена (работа «Сбываются ли народные приметы?») - призер регионального этапа конкурса «Юные исследователи природы» 2013 г. Тверь, областная СЮН, Матвеева Полина (работа «Растение-захватчик»)- лауреат IV регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Я- исследователь» 01.02.2020 г. Г.Торжок, Смирнова Дарина (работа «Платок на память»)- победитель этого же конкурса в 2020 году. Шелкунов Иван (работа «Книга, впечатления от которой прошли сквозь время и расстояние»)- победитель VI регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Я- исследователь» в 2022 году. Учащиеся автора с ОВЗ Шаров Ярослав (работа «Разведение цыплят в инкубаторе») и Русин Егор (работа «Лего» стали победителями муниципального конкурса проектных работ для детей с ОВЗ в 2018 году.
Таким образом, автором систематизирован учебно-дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста и младших школьников проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности за период с 2012 по 2024 годы. В течение данного времени автор в системе обучается на курсах повышения квалификации, следит за современными педагогическими практиками и технологиями, что позволяет корректировать собственный опыт и добиваться высоких результатов в работе.
При работе автор использовал методику опорных конспектов Шаталова, материал курсов повышения квалификации Школа цифрового века на платформе «1 сентября» «Современная методика организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики (в свете требований ФГОС НОО) (72 часа, ED-12-021) Лекция 8. Использование метода проектов на уроках математики в начальной школе, вебинары Лилии Мухаметшиной по сингаурским технологиям в образовании.