Для коррекции звукопроизношения необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику.
Задачи артикуляционных упражнений: укрепление мышц языка, развитие его подвижности; растяжение подъязычной уздечки; развитие подвижности нижней челюсти, увеличение работоспособности; улучшение внимания, памяти; развитие пространственных представлений.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения - это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
- «заборчик»;
- «трубочка»;
- «чашечка»;
- «блинчик»;
- «иголочка»;
- «горка»;
- «парус».
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 - 10 секунд в заданном положении. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения - это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
- «часики»;
- «качели»;
- «лошадка»;
- «чистим зубки»;
- «вкусное варенье»;
- «барабанщик»;
- «худышки - толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
- заниматься следует ежедневно 7-10 минут;
- все упражнения проводятся перед зеркалом;
- все упражнения проводятся в виде игры;
- сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4-5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
- для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, например: сейчас мы попробуем щёлкать языком, так как скачет лошадка. Покажите правильное выполнение упражнения.
В ходе выполнения артикуляционных упражнений вы увидите, как сначала наблюдается напряженность, скованность движений органов артикуляционного аппарата. При регулярных занятиях постепенно напряжение исчезнет, движения становятся непринужденными и координированными. Не говорите ребенку, что он делает упражнение плохо, неправильно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого старайтесь проводить упражнения в игровой непринуждённой форме.