Цель: познакомить с историей развития вологодского кружева, со своеобразием вологодского плетения; разнообразием кружевных изделий. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с историей развития вологодского кружева.
- Развивать творчество, фантазию, художественный вкус.
- Воспитывать чувство прекрасного, любви к народному искусству.
- Познакомить с выполнением вологодского кружева, используя разнообразие орнаментов.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные:
- формирование мотивации к изучению данной темы для понимания особенностей вологодского плетения, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Предметные:
- Осознанное понимание характера данного народного промысла; самостоятельное определение характерных особенностей вологодского плетения;
- Осмысление характера вологодского кружева и получение возможности применения на практике элементов вологодского кружева при составлении творческих композиций.
- Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Вологодского кружева.
Метапредметные:
- Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
- Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Материалы:
- Для практической работы учащихся: бумага, карандаши, кисти, гуашь, вода.
- Видеоряд: электронная презентация «Вологодское кружево».
Музыкальный ряд: русские народные песни и музыка.
Зрительный ряд: Иллюстрации с изделиями и элементами вологодского кружева.
Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал по теме.
Понятийный аппарат: кружево, коклюшки, валик, сколок, велюшка, насновка, плетешок.
Планируемая практическая деятельность: упражнения в выполнении элементов вологодского кружева.
Ход работы
1. Организационный момент и введение в урок
2. Актуализация знаний
Повторение пройденного материала в игровой форме (использование материалов презентации).
Задание: На слайде 1 даны изображения предметов народных промыслов и даны названия городов и сел, где их изготавливают. Как называются данные изделия? Найдите соответствие между ними и городами, где их делают.
Деятельность учителя (задает вопросы): Деятельность учащихся (отвечают на вопросы):
- Какое изделие осталось лишним?
- Почему?
- Правильно. Это изделие нам неизвестно. С этим нам и предстоит сегодня познакомиться.
Учитель:
Вологодские кружева
Городок занесен порошею,
Солнце словно костром зажгли,
Под пушистой, сыпучей ношею
Гнутся сосенки до земли.
Воробьи на антеннах весело
Расшумелись, усевшись в ряд,
И к крылечку береза свесила
Снежный девичий свой наряд.
Мастерица над станом клонится
И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится,
Песню ткет про тебя, земля.
Пальцы, легкие и проворные,
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Вологодские кружева.
И чего-то в них не рассказано,
Не подмечено в добрый час!
Здесь судьба узелком завязана
Для приметливых карих глаз.
Там дорожки, что с милым хожены,
Все в ромашках весенних рощ,
И следы, что лисой проложены,
И косой серебристый дождь.
А стежки то прямы, то скошены,
Разрослись, как в озерах цвель, -
То ли ягоды, то ль горошины,
То ль обвивший крылечко хмель.
Слово к слову, как в песне ставится:
С петлей петелька - вширь и вкось,
Чтобы шла полоса-красавица,
Как задумано, как сбылось.
Расцветайте светло и молодо,
Несказанной мечты слова…
Вот какие умеет Вологда
Плесть затейные кружева!
Всеволод Рождественский
3. Совместное целеполагание
- Тема урока сегодня: «Истоки и современное развитие промысла. Вологодские кружева». Мы познакомимся с новым народным промыслом - вологодское кружево. (Слайд 2)
- Как выдумаете чему мы должны сегодня с вами научиться, что может узнать нового? Т.е. давайте попробуем определить цели и задачи нашего урока.
Деятельность учащихся. Даются ответы.
- Узнаем об истории вологодского кружева, об особенностях их плетения, о последовательности выполнения узоров, научимся выполнять эскиз вологодского кружева.
Обобщение и формулировка цели учителем.
4. Сообщение новых знаний (Словесный метод. Игровая форма - заочная экскурсия)
«Из истории вологодского кружева» с одновременным показом слайдов.
Рассказ - деятельность учителя.
«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы выходили из-под коклюшек вологодских мастериц. (слайд 3)
Первые упоминания о кружевах можно найти в Библии, где говорится о легких, прозрачных, вышитых тканях, украшавших храмы и одежды священнослужителей. А на Руси-в древнейшей Ипатьевской летописи и грамотах великих князей. В те времена кружево представляло собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим узором. (слайд 4)
Прародители вологодского плетения родом из Европы. Первое иноземное кружево - из золотых нитей - попало в Вологду в ХVI веке по Северному морскому пути. Столетие спустя на Руси начали собственное производство… металлических кружев в Оружейной палате. (слайд 5).
Известна нам и добрая сказка - легенда о том времени, когда еще и кружево плести не умели. Как же все началось у нас на Вологодчине? «Жили в селении на берегу Кубенского озера лесорубы - сплавщики. Жили дружно. Ни споров, ни раздоров не знали. А ведь у каждого полная изба ребятишек, всех покормить надо. И все сынки, а дочери ни одной. Лесорубы посмеивались, а жены досадовали: у мужей помощников хоть пруд пруди, а кто им, хозяйкам, помогать станет? Вот и стали жены лесорубов просить - молить озеро Кубенское: «Море - озеро, ты, как отец родной - нас поишь, кормишь, одеваешь. Просим тебя ещё об одной милости. Подари нам пучок девичьей травы, чтобы у нас дочки родились. Ты знаешь, где она растёт.»
Откуда ни возьмись, на его волнах появилась махонькая девчонка - несмышлёнка. Достало озеро из тайной кладовой пучок волшебной травы, вложило девчонке в руку и выплеснуло на берег несмышлёнку.
Поклонились женщины озеру, за подарок поблагодарили, а судьбу девочки так порешили: «Пусть она для каждой из нас станет дочкой. Назовём её в честь озера Кубеной». День - деньской братья лес рубят, отцам помогают, а Кубена всё одна. Каждую травинку заметит, каждую букашку разглядит. Сама себе игры придумывает, особенно одну игру полюбила.
Привяжет озерные травинки к колышку и ну их сплетать - заплетать. Вот сложились травинки в разные клеточки, будто сплелись сети, что рыбу ловят. Перегородила клеточку травинкой - мостик получился. Протянула травинки из угла в угол - вышла звёздочка. Но тут зима наступила. Озеро льдом сковало. Трава под снегом скрылась. Загрустила Кубена. Братья, увидев это, посоветовавшись с матерями, смастерили небольшие деревянные козелки, полный туесок палочек -коклюшек настрогали, целую подушку иголок наточили. Матери положили на козелки круглую подушечку с опилками и из каждого дома принесли ей по мотку льняных ниток. - Складывай свои узоры, сколь душа пожелает. Села Кубена за козелки, нитки на коклюшки намотала, на подушечке иглами узор наметила и стала нитки вокруг них кружить - закруживать, туда - сюда коклюшки перекидывать. Две нитки сложит - плетешок вьётся. Четыре нитки кладёт - клеточка получается. Восемь в ход пойдут - выходит звёздочка. Коклюшками узор складывать сподручнее, не то что травинками. А Кубена знай себе добавляет и добавляет коклюшки. Теперь уже не восемь ниток, а восемь десятков вокруг иголок крутятся- закручиваются. И узор всё затейливее, всё краше получается. Вот деревья с листочками, цветы, пчёлы и бабочки, в речке - утки с утятами, из трубы дымок вьётся, а на заборе петух кукарекает. Глянули жёны рыбаков, только руками всплеснули. Научила Кубена своих младших сестриц кружева плести. Вскоре каждая стала мастерицей. Потом, выйдя замуж, сёстры по другим селениям разъехались - там кружевному делу многих обучили, и каждая кружевница свои узоры придумывает, Кубену добрым словом поминает». (Слайд 6)
Массовый промысел своим появлением обязан крепостным. Русские мастерицы стали плести из льняных нитей. Во всех помещичьих усадьбах губернии появились свои мини-фабрики: оплетали Москву и Петербург. В губернии проживала треть всех кружевниц России. (Слайд 7).
За кружева платили баснословные суммы, в некоторых странах появились законы, ограничивающие потребление столь дорогих украшений. В 17 веке мода на это рукоделие стала повальной.
В мужском туалете кружева употреблялись даже в большей степени, чем в женском. Французы и немцы именовали кружева «верхушка» или «зубчик». На Руси промысел назвали «круживо»: от слова «окружать» - наряды отделкой. Или название навеяно северной метелью? Теперь уж наверняка никто и не скажет. (слайд 8)
В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетеных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с узором относятся к 17 веку. Введение в петровское время европейского костюма способствовало распространению производства кружев в монастырях и помещичьих усадьбах. Первые мастерские по плетению кружев в России появились в 1725 году. Петр1 выписал из Итальянских монастырей 250 кружевниц- обучать детей сирот в Новодевичьем монастыре (слайд 9)
Русское кружево, выполненное с применением белого льна, цветного шелка, золотой и серебряной нити, пользовалось спросом на Западе. (слайд 10)
Узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинная ажурная вышивка «вологодское стекло». В основу северных кружевных узоров легли традиционные промыслы Вологодской губернии. Снежинка - главный символ вологодского кружева. Перед тем как кружево сплести, его придумывают. Мастерицы обладают поистине инженерной мыслью. В одном узоре переплетают до ста нитей. (слайд 11)
Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Обучали кружевоплетению с пяти лет. Как правило, работали целыми династиями. Матери обучали плетению дочерей, бабушки- внучек, и так дотянулась до наших дней живая ниточка мастерства. (Слайд 12)
Парижская премьера принесла северному рукоделию мировое признание. Вологодский кружевной союз в 1937 году получил Гран-при за новизну и художественное исполнение. Золотые медали привезли в Вологду из Чикаго, Филадельфии и столицы кружева - Брюсселя. (Слайд 13)
Кружевные раритеты собраны в Вологодском музее. В числе четырех тысяч экспонатов - и первые кружева из золотых и серебряных нитей, прибывшие в губернию морем. Но главная гордость коллекции - работы вологодских кружевниц, что сказочник Степан Писахов назвал «мороженой песней». (Слайд 14)
Игра - домашнее задание. (Опережающее домашнее задание) (Слайд 15)
Дома вы должны были подобрать пословицы о русских традициях, русских умельцах. И сейчас мы их услышим.
Деятельность учащихся.
Игра в парах (один учащийся называет пословицу, другой ее объясняет).
Примерные пословицы:
Ученик 1: Длинная нитка - ленивая швея.
Ученик 2: Ай да Маняшка! Какова на братишке рубашка!
Ученик 3: Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастера.
Ученик 4: Красна птица пером, а человек уменьем.
Ученик 5: Хорошая работа два века живет.
(Слайд 16)
Последовательность и особенности изготовления вологодского кружева.
Деятельность учителя - рассказ.
"Я беру коклюшки и делаю вилюшки" - забавно звучит, не правда-ли? Тем не менее это не какие-то детские потешки или выдуманные слова, а самые настоящие термины. Перевести фразу можно так: "Я беру специальные деревянные палочки и плету извивающуюся кружевную тесьму". Правда стало понятней;)
Как вы уже поняли, "коклюшки", это деревянные палочки, используемые для плетения кружевных узоров. (слайд 17)
При плетении кружева используются коклюшки, которые мастерица ловко перебирает, создавая изделие. Плетёт она его на специальном валике, прикреплённом к пяльцам. На валике размещается рисунок. В него втыкаются булавки, которые позволяют направлять плетение в нужном направлении. (слайд 18)
Главным мотивом вологодского кружева являются вилюшки - зигзагообразный орнамент. С ним чаще всего соседствует плетение, похожее на снежинки. (слайд 19).
В век технического прогресса народный промысел не утратил своей актуальности. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц.
В 1930 году производители объединились в Вологодский кружевной союз.
В 1935 году при нём была создана целая художественная лаборатория, основной задачей которой была разработка рисунков будущих кружевных изделий.
А в 1937 году изделия вологодских мастеров взяли гран-при на выставке в Париже.
Далее промысел продолжал развиваться и популярен по сей день. И, как и раньше, вологодские кружева плетутся вручную. (Слайд 20)
А в 2011 году в книгу рекордов России было занесено новое достижение под названием "Самое массовое кружевоплетение". Оно состоялось в Вологде, а приняло в нём участие 570 мастериц, среди которых были даже представители из Австралии, Болгарии, Хорватии, Франции, Ирландии, Канады, Польши и Словении. (Слайд 21)
Игры с проблемными заданиями.
Первая проблема: Посмотрев внимательно на изделия, ответьте на вопрос: Какие элементы кружева используют вологодский мастерицы? (Слайд 22)
Деятельность учащихся: рассматриваются современные изделия вологодских мастериц (слайды 22-24). Ответы на вопрос.
Деятельность учителя: обобщает ответы учащихся и дополняет их.
- Правильно орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.
Вторая проблема: Посмотрев внимательно на изделия, ответьте на вопрос: Как называются эти вещи для плетения вологодских кружев?
Деятельность учащихся: рассматриваются изображения приспособлений для плетения кружев (слайд 25). Ответы на вопрос.
Правильно - валик, коклюшки.
5. Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. Коррекция
6. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся. (Во время просмотра работ читаются стихи)
Ученик:
Кружева - к узелку узелок,
Нам родные рисуют картины:
Полевой расцветает цветок
И качает ветвями рябина.
Словно сказка, они хороши!
В них умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
Вологодские кружева…
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Деятельность учащихся - взаимооценка и анализ работ учащихся (работа в парах).
7. Рефлексия
Оценивание занятия и своего личного участия.
Критерии |
Оценка |
Доступность. Оценка своего личного участия и его полезность при изучении нового материала. |
Низкая - 1 балл
|
Объем нового материала |
Недостаточный - 1 балл
|
Полученные знания |
Останутся невостребованными - 1 балл
|
Оценка своей практической работы |
Низкая - 1 балл
|
Свое личное участие при объяснении нового материала, работе в группах, в играх, выполнении заданий |
Низкое - 1 балл
|
- От 5 до 9 баллов невысокий уровень участия и полезности.
- От 10 до 19 баллов - средний уровень
- От 20 и выше - высокий уровень.
Оценивание деятельности учащихся учителем.
Умения |
Критерии |
Работа в парах, участие при объяснении нового материала и решении проблемных заданий. |
Активное участие - 5 баллов
|
Композиционное решение. Использование элементов вологодского кружева |
Грамотное выполнение - 5 баллов
|
Выполнение практического задания |
Творческий подход к выполнению задания - 5 баллов
|
Ценности |
Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике - 5 балла
|
- От 16 и выше баллов оценивается «отлично».
- От 12 до 16 баллов - «хорошо».
- От - 12 и ниже - «удовлетворительно».