Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка в 5–8-х классах

Разделы: Иностранные языки, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: английский язык


Статья посвящена формированию глобальных компетенций на уроках английского языка в 5-8-х классах, а именно рассматривает следующие аспекты: что такое глобальные компетенции, их актуальность и связь с глобальными проблемами, для чего нужны задания по глобальным компетенциям, их разноуровневость и какие умения развиваются при их выполнении, что значит «человек обладает глобальными компетенциями».

Согласно ФГОС нового поколения приоритетным вектором в современном образовании является формирование функциональной грамотности учащихся.

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Современная школа работает над формированием не только предметных знаний, но ещё и над формированием компетенций, которые помогают ученикам использовать полученные предметные знания для решения практических задач.

В современном мире надо быть конкурентноспособным, социально ответственным; способным адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, будущей профессиональной деятельности и жизни. В процессе обучения учащиеся учатся анализировать и обобщать информацию различного предметного содержания в различном контексте. Проблемы, которые ученику надо проанализировать и синтезировать в единую картину мира, имеют как личный, местный так и глобальный аспекты.

Для этого необходимо формирование глобальных компетенций обучающихся, которые подготовят школьников к жизни в современном мире.

Итак, что же такое «Глобальные компетенции»?

- это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде и при участии в решении глобальных проблем.

Актуальность основана на осознании вызовов времени:

  1. Глобализация
  2. Неопределённость, ориентация на образ будущего
  3. Специфика социально-экономического развития современного общества
  4. Баланс между предметным и метапредметным в содержании образования
  5. Необходимость модернизации содержания образования
  6. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни
  7. Возрастание роли Soft Skills (гибкие навыки), так как каждый человек должен уметь договариваться, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Степень овладения глобальной компетенцией выражается в способности ученика эффективно решать проблемы глобального масштаба.

Связь глобальных компетенций с глобальными проблемами

Глобальная компетентность основана и на знании глобальных проблем, и на понимании основ межкультурного взаимодействия.

Глобальные компетенции - это ценностно-интегрированный компонент функциональной грамотности.

Модель формирования глобальных компетенций лежит в основе их концептуальной модели. Выделяют основные 4 аспекта (шага по формированию) глобальной компетентности:

  1. Изучить, исследовать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
  2. Понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения,
  3. Обмениваться идеями, находить логичный ответ на проблему, и делать разумные выводы, т.е. участвовать в открытом адекватном взаимодействии,
  4. Предпринимайте действия, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Иностранный язык - это предмет, который позволяет раскрывать любую тему в глобальном масштабе, высказывать различные точки зрения, опираясь на знания по литературе, истории, географии, биологии.

Работая над составлением заданий по формированию глобальных компетенций, я столкнулась с тем, что объем учебного материала и формат заданий, на основе которых может успешно осуществляться процесс формирования глобальной компетенции, нельзя признать достаточным. Даже самый обычный учебник, при умелом с ним обращении на уроке, не будет успешно способствовать формированию глобальной компетентности. При формулировании заданий, учитель должен понимать, что ребёнку необходимо выходить за рамки учебника, на уровень мирового значения, а также ребёнок должен понимать, что происходит в мире, чтобы ощущать себя в этом мире. Это ребёнку просто необходимо, чтобы он мог включать в обсуждение понимания, что происходит в мире и видеть себя в этом мире. Итак, мне пришлось информационные задания из учебника включить в контекст мирового значения и к заданиям добавить такую информацию, которая встраивает учащегося в картину мира в рамках этой темы.

Мной была проанализирована программа с 5-го по 8 класс. Конечно, это не все темы, рассматриваемые в этих классах. Цветом я выделила те темы, которые проходят сквозной нитью на среднем уровне образования в данных классах.

Сегодня я хочу показать, как из обычного задания из учебника можно сделать задание по формированию глобальных компетенций.

Рассмотрим задание для 5 класса из учебника Gateway A1+ по теме "Choosing healthy food".

Задание звучит следующим образом «Когда эксперты говорят о еде, они часто говорят о рекомендуемом потреблении калорий. Рекомендуемое потребление показывает нам приблизительно, сколько пищи можно съедать за один день. Посмотрите на эту таблицу и ответьте на вопросы?

- Каково общее количество калорий для вас?

- Что будет, если вы будете потреблять большее количество калорий в день?

- Что будет, если вы будете потреблять меньшее количество калорий в день?

В рамках читательской грамотности, это упражнение информационно и можно обсудить результаты этой таблицы.

Является ли это упражнение заданием по формированию глобальных компетенций? Нет, так как выполняя его, ученик решает личную локальную проблему. Но она может быть важна для решения глобальной проблемы. Ребёнок начинает мыслить глобальными проблемами для понимания актуальности локальных проблем и наоборот.

- Представьте, что каждый человек не будет обращать внимания на количество потребляемых калорий в день и будет употреблять их больше (например: в 2 раза). Что может произойти?

- Давайте посмотрим, вообще это проблема? К чему это может привести?

Рассказываю про задания по формированию глобальных компетенций.

Сейчас я вам показала пример как из обычного задания из учебника можно сделать задание по формированию глобальных компетенций. Но для того, чтобы ученик смог выполнить задание на формирование глобальных компетенций, он много чего должен уметь и знать, поэтому к выполнению таких заданий конечно нужно готовиться. Для этого создан большой банк заданий, которые готовят к выполнению заданий на формирование глобальных компетенций.

Например: чтобы актуализировать лексику, я часто использую ресурс Quizlet.

На этапе проблематизации, я использую цифровой ресурс Wordwall, формат задания «Викторина», чтобы ребёнок мог высказать свою мысль по заданной теме. Эти ресурсы помогают ребёнку говорить здесь и сейчас, решая глобальную проблему.

На этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы, я использую Englishworksheet.

С помощью цифрового ресурса Liveworksheets я чаще всего отрабатываю грамматику, которая понадобится ученику на уроке при формировании глобальных компетенций. Но не только учитель создаёт задания на этих цифровых ресурсах, время от времени ученики сами составляют задания, используя вышеперечисленные ресурсы, так как это не сложные в использовании инструменты для создания интерактивных заданий.

Для формирования глобальных компетенций нужен не только хороший уровень языка, но и умение делать выводы, анализировать, установить причинно-следственные связи между объектами.

Основу формирования глобальных компетенций составляют упражнения коммуникативного характера. Для их организации и проведения, очень хорошо ложатся приёмы Сингапурской методики.

Например:

  • Приём 1 «Connect-Extend-Challenge» - «связать-расширить - продумать» - данный приём направлен на умение анализировать, выделить то, что соответствует поставленной задаче и оценить последствия.
  • Приём 2 Single Round Robin - «однократный Раунд Робин» - этот приём я часто использую, так как он развивает умение формулировать аргументы.
  • Приём 3 Timed-Pair-Share - данный приём направлен на умение объяснять сложные ситуации и проблемы в течение определенного количества времени.

Какие умения развиваются при выполнении заданий по «Глобальным компетенциям?»

  1. Умение выявлять различные мнения, подходы, перспективы
  2. Умение анализировать различные мнения, подходы, перспективы (сравнить и выделить те, что соответствуют поставленной задаче)
  3. Умение оценить информацию (достоверна или ложна, соответствует ли тексту, обсуждаемой проблеме, что в ней представлено - факты или оценочные суждения, можно ли по информации судить о проявлении глобальной проблемы и тд). Умение найти достоверную информацию, отделить её от ложной или искажённой превращается в современном мире в значительное преимущество.
  4. Умение объяснять сложные ситуации и проблемы (задания требуют от ученика самостоятельно раскрыть сущность ситуации или проблемы, установить причинно-следственные связи между объектами)
  5. Умение формулировать аргументы (аргументы должны быть четко сформулированы и иметь отношение к обсуждаемой теме. Это умение помогает убеждать других людей, отстаивать своё мнение)
  6. Умение оценивать действия и их последствия (результаты). Невозможно предугадать все последствия, но важно представлять и рассматривать их всесторонне.

Что значит «Человек обладает глобальными компетенциями»?

  • обладает знаниями и умениями, среди которых исключительно важны аналитическое и критическое мышление,
  • понимает, что мир изменяется, и знания нужно постоянно пополнять, а умения совершенствовать,
  • ценит права других людей и их человеческое достоинство,
  • понимает в чём заключаются причины различий во взглядах и мировоззрении людей, принадлежащих к разным культурам,
  • уважительно относится к иным мнениям,
  • взаимодействует во имя общих целей с теми людьми, чьи взгляды отличаются от его собственных

Почему и для чего нужно быть глобально компетентным?

Глобальная компетентность помогает понять современный мир и людей, с которыми взаимодействуешь, добиваться успеха в работе и жизни, приносить пользу обществу.

Заключение

Хотелось бы отметить, что формирование знаний о глобальных проблемах и межкультурных взаимодействиях, развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных умений обучающихся, личностных и социальных ценностей требуют специальной целенаправленной деятельности педагогических коллективов образовательных организаций страны.

Ссылка на интерактивную презентацию https://view.genially.com/65ecbab93133fa0014e4167a/presentation-formirovanie-globalnyh-kompetencij