Технологическая карта урока физика "Линзы. Формула тонкой линзы". 11-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 11

Ключевые слова: линзы


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Задачи: обеспечить усвоение знаний о линзах, закрепить умения построения изображений в линзах, сформировать умение построения изображения в линзах любого луча, закрепить умения лабораторной работой с использованием формулы тонкой линзы.

Планируемые результаты:

Предметные:
строить изображение, создаваемое тонкой линзой, и рассчитывать его характеристики;
решать расчётные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учётом полученных результатов;

Метапредметные:
владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;

Личностные:
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;

Оборудование: компьютер, проектор, электронная доска, прибор по оптике.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Организационный

Приветствие учащихся

Приветствие учителя, приветствие учащимися друг друга

Речевое взаимодействие на уровне фраз с соблюдением норм речевого этикета

Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

-Вспомните все, что уже знаете о линзах, о построении изображений в тонких линзах.

Учащиеся вспоминают.

Развивать навыки целеполагания

Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Сообщает тему урока.
-Что от вас ожидается на уроке?
-Какие цели и задачи перед собой ставите?
-Повторить все о линзах, изучить построения в линзах, если источник находится на оси или луч идет под углом к оптической оси.

Совместно с учителем формулируют цели и задачи урока: 1)усвоить знания о линзе; 2) уметь строить изображения в тонкой линзе; 3)знать свойства изображения; 4)повторить формулу тонкой линзы; 5)научиться строить изображения в линзе, если источник находится на оси и луч под любым углом.

Формируют умение
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности

Мотивационный. Постановка учебной задачи.

Сейчас устроим аукцион по теме «Линза». Помогать мне будут два ассистента. На доске, после ваших правильных ответов, будут прикрепляться листы, заранее напечатанные, с определениями или формулами. Демонстрировать изображения, даваемые линзой, с помощью набора по оптике.
После аукциона учащиеся получат опорный конспект по этой теме.

Учащиеся дают ответы. Ассистенты демонстрируют опыты с помощью прибора по оптике. На доске ассистенты прикрепляют листы с определениями (получается опорный конспект). Все учащиеся получают краткий конспект.

Выражать свои мысли.
Взаимодействие с учителем и одноклассниками во время беседы, осуществляемой в фронтальном режиме

Конкретизация задания

Вспомните, как строится изображения в линзах.

Учащиеся вспоминают, рассказывают, слушают собеседника. Аргументированно отстаивают собственное мнение и приходят к единому мнению.

Активизация и воспроизведение полученной информации в соответствии с учебной деятельностью

Самостоятельное применение полученных знаний

Работа в парах. Каждой паре дано задание: построить изображение. Даваемой линзой, если предмет находится 1) между линзой и фокусом; 2) в фокусе F;3) между F и 2F; 4) в 2F; 5) за 2 F.

Учащиеся работают в парах. Строят изображения, даваемые линзой, используют опорный конспект.
Затем показывают свое решение всему классу. Учащиеся анализируют изображение.
По результатам ответов заполняется таблица на компьютере.
Все учащиеся получают заполненную таблицу. Вклеивают в тетрадь.

Организация работы в парах и обсуждение результатов.

Изучение нового материала

Вопрос: Как построить изображение в линзе, если источник находится на оптической оси? Если луч падает на линзу под любым углом?
Учитель объясняет значение понятия «побочная оптическая ось», «фокальная плоскость». Объясняет алгоритм построения изображения.

Учащиеся обсуждают.

Выполняют графические изображения в тетради. Записывают алгоритм построения.

Взаимодействовать с учителем во время беседы

Закрепление изученного материала

Организует самопроверку знаний учащихся.
-Как выполнить построение изображение в линзе для любого луча?
Помогает учащимся справиться с вопросами, в которых они испытывают затруднения. При закреплении материала используются задания с сайта ФИПИ https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=
BA1F39653304A5B041B656915DC36B38

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют легкие задания по новой теме и определяют уровень усвоения знаний.

Формулировать обсуждаемую проблему

Лабораторная работа «Определение фокусногорасстояния линзы»

Сейчас вы выполните Лабораторную работу №5, внимательно читаем описание и собираем установку. Проводим необходимые измерения и с помощью формулы тонкой линзы вычисляем фокусное расстояние линзы

Выполняют работу, оформляют ее в тетрадях для лабораторных работ.
Записывают вывод в тетрадь.

Учащиеся отвечают
+F - линза собирающая
+f - изображение действительное
-F - линза рассеивающая
-f - изображение мнимое.

Применять полученные знания на уроке.

Подведение итогов урока

Организует подведение итогов урока.
-С какими трудностями столкнулись при изучении темы?
-Достигли ли поставленной цели?

Подводят итоги своей работы. Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности.

Домашнее задание

На сайте ФИПИ (открытый банк заданий) найти и решить две задачи по сегодняшней теме урока.

Записывают домашнее задание.

Формировать навыки самоорганизации

Использованная литература

  1. Пелагейченко Н.Л., Физика 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина// Волгоград, 2019. С.9-101.
  2. Учебник Физика 11 класс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Москва «Просвещение» 2021.