Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Задачи: обеспечить усвоение знаний о линзах, закрепить умения построения изображений в линзах, сформировать умение построения изображения в линзах любого луча, закрепить умения лабораторной работой с использованием формулы тонкой линзы.
Планируемые результаты:
Предметные:
строить изображение, создаваемое тонкой линзой, и рассчитывать его характеристики; решать расчётные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учётом полученных результатов; |
Метапредметные:
|
Личностные:
|
Оборудование: компьютер, проектор, электронная доска, прибор по оптике.
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемые способы деятельности |
Организационный |
Приветствие учащихся |
Приветствие учителя, приветствие учащимися друг друга |
Речевое взаимодействие на уровне фраз с соблюдением норм речевого этикета |
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи. |
-Вспомните все, что уже знаете о линзах, о построении изображений в тонких линзах. |
Учащиеся вспоминают. |
Развивать навыки целеполагания |
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. |
Сообщает тему урока.
|
Совместно с учителем формулируют цели и задачи урока: 1)усвоить знания о линзе; 2) уметь строить изображения в тонкой линзе; 3)знать свойства изображения; 4)повторить формулу тонкой линзы; 5)научиться строить изображения в линзе, если источник находится на оси и луч под любым углом. |
Формируют умение
|
Мотивационный. Постановка учебной задачи. |
Сейчас устроим аукцион по теме «Линза». Помогать мне будут два ассистента. На доске, после ваших правильных ответов, будут прикрепляться листы, заранее напечатанные, с определениями или формулами. Демонстрировать изображения, даваемые линзой, с помощью набора по оптике.
|
Учащиеся дают ответы. Ассистенты демонстрируют опыты с помощью прибора по оптике. На доске ассистенты прикрепляют листы с определениями (получается опорный конспект). Все учащиеся получают краткий конспект. |
Выражать свои мысли.
|
Конкретизация задания |
Вспомните, как строится изображения в линзах. |
Учащиеся вспоминают, рассказывают, слушают собеседника. Аргументированно отстаивают собственное мнение и приходят к единому мнению. |
Активизация и воспроизведение полученной информации в соответствии с учебной деятельностью |
Самостоятельное применение полученных знаний |
Работа в парах. Каждой паре дано задание: построить изображение. Даваемой линзой, если предмет находится 1) между линзой и фокусом; 2) в фокусе F;3) между F и 2F; 4) в 2F; 5) за 2 F. |
Учащиеся работают в парах. Строят изображения, даваемые линзой, используют опорный конспект.
|
Организация работы в парах и обсуждение результатов. |
Изучение нового материала |
Вопрос: Как построить изображение в линзе, если источник находится на оптической оси? Если луч падает на линзу под любым углом?
|
Учащиеся обсуждают.
Выполняют графические изображения в тетради. Записывают алгоритм построения. |
Взаимодействовать с учителем во время беседы |
Закрепление изученного материала |
Организует самопроверку знаний учащихся.
|
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют легкие задания по новой теме и определяют уровень усвоения знаний. |
Формулировать обсуждаемую проблему |
Лабораторная работа «Определение фокусногорасстояния линзы» |
Сейчас вы выполните Лабораторную работу №5, внимательно читаем описание и собираем установку. Проводим необходимые измерения и с помощью формулы тонкой линзы вычисляем фокусное расстояние линзы |
Выполняют работу, оформляют ее в тетрадях для лабораторных работ.
Учащиеся отвечают
|
Применять полученные знания на уроке. |
Подведение итогов урока |
Организует подведение итогов урока.
|
Подводят итоги своей работы. Проводят самооценку, рефлексию. |
Отслеживать цель учебной деятельности. |
Домашнее задание |
На сайте ФИПИ (открытый банк заданий) найти и решить две задачи по сегодняшней теме урока. |
Записывают домашнее задание. |
Формировать навыки самоорганизации |
Использованная литература
- Пелагейченко Н.Л., Физика 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина// Волгоград, 2019. С.9-101.
- Учебник Физика 11 класс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Москва «Просвещение» 2021.