Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Слайд 1

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Умение учиться - это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Галины Анатольевны Цукерман - Доктор психологических наук - профессор.

Слайд 2

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к детям. Чтобы ребенок не растерялся и был успешным, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Слайд 3

ПРОБЛЕМА в последнее время отмечается низкий уровень компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Слайд 5

ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ: активизация познавательной деятельности развитие навыков самостоятельной учебной деятельности развитие умений успешного общения совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 6

НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ. Групповое обучение приносит новизну в организацию процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Слайд 7

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, т.к современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Слайд 8

ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА ФОРМИРУЕТ УУД:

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
  • способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу;

Слайд 9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

у младших школьников существенно повысятся:

  • эффективность формирования компонентов учебной деятельности,
  • успешность решения учебных задач,
  • уровень развития межличностных взаимоотношений.

Слайд 10

ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.

Слайд 11

ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:

  • Подготовка к выполнению группового задания:
  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.
  • Групповая работа:
  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • подведение итогов группового задания.
  • Заключительная часть.
  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Слайд 12

ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП

Слайд 13

ВИДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Слайд 14

Правила совместной работы

  • работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
  • работать по алгоритму (плану)
  • своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
  • качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
  • каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Слайд 16

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I-II классах, не более 20-30 минут - в III-IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Слайд 17

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Справились полностью или частично. справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)

Слайд 18

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы - процесс болезненный
  • Плюсы Минусы

Слайд 19

ВЫВОДЫ:

  • Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал.
  • При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.
  • Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  • У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
  • Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
  • Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  • Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.