Слайд 1
ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Умение учиться - это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Галины Анатольевны Цукерман - Доктор психологических наук - профессор.
Слайд 2
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к детям. Чтобы ребенок не растерялся и был успешным, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Слайд 3
ПРОБЛЕМА в последнее время отмечается низкий уровень компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе.
Слайд 4
ЦЕЛЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Слайд 5
ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ: активизация познавательной деятельности развитие навыков самостоятельной учебной деятельности развитие умений успешного общения совершенствование межличностных отношений в классе
Слайд 6
НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ. Групповое обучение приносит новизну в организацию процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Слайд 7
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, т.к современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Слайд 8
ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА ФОРМИРУЕТ УУД:
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
- способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу;
Слайд 9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
у младших школьников существенно повысятся:
- эффективность формирования компонентов учебной деятельности,
- успешность решения учебных задач,
- уровень развития межличностных взаимоотношений.
Слайд 10
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
Слайд 11
ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:
- Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
- Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
- Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Слайд 12
ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП
Слайд 13
ВИДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Слайд 14
Правила совместной работы
- работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
- работать по алгоритму (плану)
- своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
- качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
- каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Слайд 16
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I-II классах, не более 20-30 минут - в III-IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Слайд 17
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Справились полностью или частично. справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)
Слайд 18
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
- Повышается учебная и познавательная мотивация
- Снижается уровень тревожности учащихся
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе
- Групповой работе надо сначала научить
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
- Для некоторых детей разделение на группы - процесс болезненный
- Плюсы Минусы
Слайд 19
ВЫВОДЫ:
- Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал.
- При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
- У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
- Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.