Распределение ролей при работе над групповыми проектами по географии

Разделы: Руководство учебным проектом


География это предмет, который формирует не только систему предметных знаний и специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования;
  • и многого другого.

Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса обучающихся. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в школе метода проектов.

Работа над проектом - процесс достаточно сложный. Самое сложное для учителя - это сохранять роль независимого консультанта. Учителю в рамках проекта, отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса.

Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика и учителя в их тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.

И особенно сложно бывает это сделать при работе с групповыми проектами. Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных результатов.

Деятельность учеников в рабочих группах помогает им научиться работать в "команде". При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Групповая форма при работе над проектами дает высокий уровень познавательной самостоятельности, она обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение. В группе применяется гибкая система социальных ролей, обязательно выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.

Существует много вариантов создания групп. Чаще всего встречаются варианты

  • По желанию учеников.
  • Случайным образом: жребий, объединение тех, кто рядом, «фантом» и т.д.
  • По определённому признаку. Задаётся ведущим либо выбранный участниками: по первой букве имени, в какое время года родился,
  • По выбору лидера.
  • По выбору педагога.

При формировании групп я учитываю личные симпатии учащихся, различный интеллектуальный и творческий потенциал. Мои наблюдения показали, что группа из четырех-шести человек, сформированная по желанию учеников обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две и три подгруппы, что способствует эффективной работе в парах.

Далее важной задачей является распределением ролей. Существует много вариантов, выбор, которого зависит от типа проекта, его сложности, от состава группы, интересов и возможностей самих участников. Но чаще всего это зависит от темы проекта.

Тема проекта должна быть на самом деле интересна для учеников и совпадать с кругом интереса учителя. Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы. Организация хода работы над раскрытием проблемы проекта должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

В проектных работах моих учеников встречаются следующие проблемные вопросы:

  • Как выглядел доисторический мир мелового периода?
  • Действительно ли в Великобритании большое количество мест, которые могут заинтересовать туристов?
  • Как презентовать Новокузнецк жителям и гостям города?
  • Везде ли на Земле могут появиться и извергаться вулканы?
  • Как правильно организовать маршрут путешествия?
  • и др.

И в зависимости от поставленной проблемы, формулируется тема работы. Например, ученики 5-7 классах работали над проектами:

  • Сборник кроссвордов «Материки и океаны»
  • Зоогеографическая карта Австралии
  • Вулканы
  • Доисторический мир - динозавры
  • Доисторический подводный мир
  • Макет карты Кемеровской области
  • Создание коллекции горных пород
  • Карта самых необычных мест планеты
  • и др.

А 7-9 классы:

  • Маршрут путешествия по югу Сибири, Сборник задач по Кемеровской области
  • Туристический маршрут по югу Кемеровской области, Путешествие по островным странам мира
  • Достопримечательности Великобритании и др.

При этом распределение ролей может происходить как до определения проблемы, так и после. На это так же может повлиять многие факторы. Так, например, для ребят 5-6 классов я предлагаю роли заранее, и все участники группы совместно обсуждают то, что входит в их обязанности.

Роли могут быть связаны с общим ходом решения учебной задачи, а могут отражать специфику выполнения конкретного учебного задания в группе. Организуя работу в группах, нужно чтобы каждый ее член делал часть общей работы. Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Задача решается при непосредственном, одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Таким образом, каждый член группы имеет свои обязанности, и каждый вносит свой вклад в общую работу.

Итак, какими же могут быть роли у участников проекта.

  • Организатор (лидер) - организует работу группы, побуждает к действиям. В том числе организует доступ к ресурсам и другим специалистам
  • Секретарь - оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря - записывает все предложения членов группы
  • Спикер - рассказывает, как надо представить результаты работы группы
  • Помощник спикера - следит за выполнением правил в группе
  • Хранитель времени, хронометрист - следит за соблюдением регламента работы группы
  • Мыслитель - Генератор идей - выдвигает идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей
  • Энтузиаст, вдохновитель, душа группы - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели
  • Разведчик (исследователь ресурсов)
  • Экономист, Дизайнер-оформитель, Аналитики, Экспериментаторы
  • Иллюстраторы, Испытатели, Оратор, Руководитель группы
  • Критик, Чтец, Эксперт, Связной
  • Историк Географ Биолог Эколог Физики, Химики (экспериментаторы)
  • Журналист Оформитель Фотокорреспондент
  • Докладчик Снабженец

Рассмотрим возможные варианты на примере групповых проектов по географии:

Как выглядел доисторический мир мелового периода? Организатор, Дизайнер - оформитель, Палеонтолог, Мыслитель, Оратор

Зоогеографическая карта Австралии

Организатор - докладчик, Географ, Зоолог, Дизайнер-оформитель, Мыслитель

Какой бы вариант не был бы выбран, важно научить ребят правильно взаимодействовать друг с другом, выдвигать свои предложения. Объяснять важность мирного решения конфликтов и разногласий, уважительного отношения к другим мнениям, обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов. По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками - к партнёрским отношениям.

На последнем этапе обязательно проводим рефлексию - анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.

На какие вопросы нужно ответить в процессе рефлексии?

  1. насколько успешно решена проблема?
  2. насколько полно собрана информация?
  3. насколько представленное проектное решение может быть улучшено?
  4. насколько каждый участник проекта был успешен в процессе проектирования?

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные результаты и способы достижения результата; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться группе и каждому участнику в работе над проектом.

Таким образом, работа над проектом - это процесс сложный, требует много времени. Чтобы достичь определенных результатов, успеха работы над проектом, нужно грамотно спланировать свою работу.

Показатели эффективности внедрения метода проектирования в школе:

  • высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, уверенности в своих силах, самостоятельности;
  • сближение детей друг с другом, в результате коллективных переживаний способствуют улучшению микроклимата в классе,
  • упрочнение положительной мотивации к знаниям, повышение готовности детей к восприятию нового материала.

Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Желаю вам и вашим ученикам успешных проектных работ.