Учебный диалог в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Сегодня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта у детей необходимо развивать общеучебные навыки, или универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в паре, в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, принимать чужую точку зрения. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом - выпускники школ в большинстве своём не обладают перечисленными умениями. Почему же так происходит? Скорее всего, потому, что педагоги для развития данных умений осуществляют работу по развитию речи, т.е. работают над обогащением словарного запаса детей, употреблением синонимов, антонимов; обучают построению различных типов текста, как устных, так и письменных. Т.е. предполагается, что ребёнок, обладая этими речевыми знаниями, сможет участвовать в диалоге. А ребёнок «не говорит». Почему? Потому что диалогу надо учить! Т.е. важнейшей задачей педагога является развитие речевой деятельности. А наше привычное развитие речи - это лишь средство и способ реализации речевой деятельности.

Часто педагоги искренне убеждены, что всегда работали и работают в диалоговом режиме. Но не всегда это учебный диалог.

Учебный диалог - это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации дискуссии при решении учебных задач.

Обучение учащихся вести учебный диалог включает 3 этапа:

  • обучение детей умению ставить вопросы;
  • обучение умению работать в паре, в группе;
  • обучение умению вести групповую и общеклассную дискуссии.

Рассмотрим деятельность педагога по обучению детей ставить вопросы.

Общеизвестно, что возраст 6-8 лет - это период «задавания» детских вопросов. И мы можем направить эту детскую любознательность в русло учебной мотивации. Итак, обучение детей умению вести учебный диалог начинается с обучения задавать вопросы педагогу, сверстникам, себе. Но не любые вопросы, а так называемые «грамотные» вопросы.

Учебный диалог возникает в ходе решения учебных задач, т.е. на уроках открытия новых знаний.

Есть несколько типов организации учебной работы класса (по Г.Цукерман),которые направлены на воспитание привычки доверять себе, не считать всякое слово учителя истиной в последней инстанции, ориентироваться на логику задачи, уметь отказываться от выполнения невыполнимых заданий.

Задания-ловушки, воспитывающие у ребёнка привычку доверять себе, не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.

Учитель задаёт вопрос и присоединяется к неверному ответ. Или сам предлагает неверный ответ. Например, при решении примера 7 + 2 учитель говорит: «Получится 10». И выдерживает паузу, ждёт, когда дети заметят ошибку.

Не надо отвергать неправильные ответы, надо постараться найти для них основание. Иначе ребёнок в следующий раз промолчит, побоявшись назвать неверный ответ. Не спешите оценивать ответы и действия детей привычными словами «Молодец!», «Правильно!». Обратитесь к остальным учащимся: «Согласны с Даней?», «Знак согласия-несогласия?» Выразите своё мнение как равноправный участник диалога: «Пожалуй, я тоже соглашусь».

На уроке обучения грамоте, показав детям картинки кита и акулы, можно задать вопрос: «Какое слово длиннее: «кит» или «акула»?» Кто-то из детей обязательно скажет, что слово «кит» длиннее. Тогда учитель вступает в диалог.

- Вы согласны? Покажите знак согласия-несогласия.

- Почему ты не согласен?

- Ещё есть мнения?

- Как вы думаете, почему Петя решил, что слово «кит» длиннее? А что надо было сосчитать?

Задания-ловушки хорошо проводить в качестве физминуток, связанных с темой урока. Дети встают около своих парт. Услышав «слово-ловушку», детям надо посмотреть на соседа, улыбнуться, погрозить ему пальчиком.

Например, на уроках обучения грамоты можно выполнить такое задание.

- Ребята, я буду говорить слова. Если слово начинается с мягкого согласного звука, надо топнуть, если с твёрдого согласного- хлопнуть в ладоши.(мороз, мишка, лошадь, улитка, лимон и т.д.)

Задания, не имеющие решения, помогают и учителю, и детям отличать собственно ученическое поведение, ориентированное на логику задачи, от школярской исполнительности.

Например, в период обучения грамоте учитель просит детей поставить пальчик в учебнике на схему, подходящую к слову «кот». А такой схемы в учебнике нет. Одни ученики послушно ставят пальчик на любую схему, раз просит учитель, другие отказываются, говоря, что такой схемы нет. Надо учить детей отказываться от невыполнимых заданий.

Задачи с недостающими данными заставляют учеников задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.

Надо учить детей останавливаться и задавать вопросы учителю, если не хватает данных.

Например, на уроке чтения в период обучения грамоте учитель говорит: «Я задумала слово. Оно начинается с буквы М. Какой первый звук моего слова?»
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, т.к. неизвестна следующая буква. Детям придётся задать вопрос об этой букве учителю.

- А какая буква после буквы М?

- Молодец! Точный вопрос!

В учебном диалоге ребёнок должен овладеть не только самой вопросно-ответной формой в ситуации, где нужно задать вопрос; он должен научиться знать о своём незнании, не действовать в новой ситуации наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать поиск недостающего знания.

Рассмотрим работу педагога по обучению детей задавать вопросы на примере заданий на уроках обучения грамоте, математики и русского языка в 1 классе.

Урок математики. Детям даны геометрические фигуры жёлтого и красного цвета и одна красно-жёлтая фигура.

Учитель даёт задание: «Перед вами лежат геометрические фигуры. Разложите их в 2 группы по цвету: жёлтые и красные». Возникает проблема. Дети смотрят на учителя. Учитель ободряет: «Подумайте, в какую группу положить фигуру. Вы знаете цвета, доверяйте себе». Ребёнок сам должен задать вопрос. Если этого не происходит, учитель задаёт наводящие вопросы.

- Я вижу, вас что-то беспокоит.

- Что вас беспокоит?

- Какая у вас проблема?

- О чём вы меня хотите спросить?

- Грамотный вопрос!

- Значит, если чего-то не знаешь, можно задать вопрос.

Урок чтения в период обучения грамоте. На доске нарисована звуковая схема слова, ниже - некоторые буквы этого слова.

Учитель: «На схеме знаком вопроса обозначены согласные звуки. Определите, это мягкие согласные или твёрдые».

Дети определяют, что звук перед буквой «е» мягкий. Возникает проблема: второй и последний звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

Дети должны сказать учителю: «На этот вопрос ответить невозможно!» и попросить доопределить задачу, т.е. добавить к схеме ещё одну букву или значок звука (например, букву «и» на 3-м месте и «ь» в конце слова).

Таким образом, у ученика должно сложиться правило «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю».

Урок математики по теме «Однозначные и двузначные числа»

Учитель: «Я буду называть числа. Если число однозначное, вы присядьте у парты, если двузначное - шагайте на месте. 3, 13, 30, 8, 213…». Пауза.

- Почему вы остановились? О чём вы хотите меня спросить?

- А что делать, если число не однозначное и не двузначное?

Урок математики по теме «Форма, цвет и размер фигур»

Детям предлагается изображение треугольников разного цвета и разного размера.

Учитель: «Дети, найдите одинаковые треугольники».

- Почему вы остановились?

- Какой вопрос хотите задать?

Дети: «Одинаковые по размеру?»

- Одинаковые по размеру.

Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

На доске записаны слова: корова, дом, машина, лось, большой…

Учитель: «Распределите слова в 2 столбика: в 1 столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, во 2 столбик - слова, отвечающие на вопрос что?»

Перед записью слова «большой» возникает затруднение, дети останавливаются. Учитель побуждает детей к диалогу.

- Почему вы остановились?

- О чём хотите спросить?

- Попробуйте точно сказать, что вы не знаете.

На уроке русского языка при знакомстве с ролью ударения в слове можно предложить такое задание. На доске дано изображение старинного зАмка и замкА. Под картинками звуковая схема.

Учитель: «Какому слову соответствует эта схема?»

Т.е. детям предложена задача с недостающими данными.

Ученики вынуждены будут спросить, на какой слог падает ударение в слове.

Обучение детей задавать вопросы учителю, сверстникам, себе - первый этап в обучении вести учебный диалог. Само спрашивание надо возвести в глазах детей в ранг особенно ценного. Дети должны осознать, что знание о собственном незнании поощряется и высоко оценивается учителем.

К сожалению, в учебниках для 1 класса УМК «Школа XXI века» специально не предусмотрены задания для вовлечения учащихся в учебный диалог. Но заинтересованный учитель сможет найти время и место для таких заданий на своих уроках открытия новых знаний, используя материал учебника.

Литература

  1. Песняева Н.А. Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников. М.: Издательство АПКИППРО, 2015.
  2. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М. - Рига, 2000.