Краеведческое мероприятие "Тропинка в прошлое"

Разделы: Краеведение

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


1. Пояснительная записка

1.1. Тематика проекта: гражданско-патриотическое воспитание

1.2. Тема проекта: Тропинка в прошлое.

1.3. Целевая аудитория: обучающиеся, родители, жители деревни.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

В современном мире жизненно важными являются такие качества человека, как патриотизм, гражданское самосознание, способность выбирать профессиональный путь, достигать жизненного успеха. Сейчас у населения слабо развито чувство сопричастности к своему родному краю, многие не знают историю развития района, в котором проживают. Каждый ученик школы, родители должны не только знать прошлое нашего района, но и гордиться им, ценить настоящее, передавая свою память от одного поколения к другому.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, сохранение истории исчезающих деревень.

Задачи:

  • 1 - восстановить хронологию основания и развития деревень, которые бесследно исчезли, используя воспоминания жителей деревень и архивные данные;
  • 2 - проанализировать, как изменялась численность населения в разные периоды;
  • 3 - собрать и сохранить для потомков сведения о жителях исчезнувших деревень.

Планируемые результаты:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения материала опыт историко-обществоведческой деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: заочное путешествие.

1.7.Педагогическая технология /методы /приемы, используемые для достижения планируемых результатов: метод проблемного изложения.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карты окрестностей Воробьевского сельского совета на партах, фломастеры.

Оформление: на доске - карта территории Воробьевского сельского совета, таблица «Численность населения», планы-схемы деревень.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы других педагогов, классных руководителей.

В работе учителей могут быть использованы методы и приемы подготовки и проведения мероприятия, художественное оформление: стихи и презентация. Краеведческий материал может быть использован для краеведческой работы.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Сохранение памяти о селе, знание о его прошлом необходимо для сохранения культуры и самосознания народа. Поэтому в МКОУ ООШ д. Воробьева Гора 21 ноября 2022 г. прошел общешкольный классный час «Тропинка в прошлое» на котором были представлены собранные материалы по истории деревень Товалдырь, Печмаж, Акиничи и Москичи Воробьевского сельского совета. Мероприятие потребовало длительной подготовки, т.к. все собранные материалы сгорели в 2021г. Малая часть сохранилась в сельской библиотеке. Данные переписей населения нашли на краеведческом портале «Родная Вятка». Опрошены жители д. Воробьева Гора, ранее проживавшие в исчезнувших деревнях. Подготовлена презентация для сопровождения докладов. Карта для мероприятия нашлась в Управлении сельского хозяйства администрации Советского района. Классными руководителями Лутошкиной Н.Д., Ванчуговой Л.Б., Поповой Т.Л, Софроновой К.Д. подготовлены выступления, презентация.

Полезные эффекты от реализации проекта для участников образовательных отношений:

После публикации об итогах мероприятия на страничке школы в контакте, пришло несколько отзывов с просьбой бывших жителей деревень Акиничи, Товалдырь, Печмаж и Москичи прислать им материалы об их родной деревне. Мы получили бесценные воспоминания от нашей подписчицы Житновой Ольги Александровны об еще одной деревне Житново, что рядом с Москичами. Мероприятие прошло трогательно, временами грустно. Фотографии и видеоматериалы позволили удержать внимание к выбранной теме тех учеников, которые не знают об этих деревнях ничего.

2.2.Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята, учителя и гости краеведческого часа «Тропинка в прошлое»! Сегодня мы поговорим об истории деревень, которых нет уже на карте, в которых никто не живет, только бывшие жители хранят в памяти теплые воспоминания о них. Какие деревни были в окрестностях нашей деревни Воробьева Гора?

Дети отвечают. Сегодня мы вспомним некоторые из них, пройдем по тропинке в совсем недавнее прошлое.

Демонстрация видеоролика. Дикторский текст:

Умирают деревни молча,
Без стона, без горестных слез
Только ветер-гуляка молча
Обрывает сережки с берез.
Умирают деревни тихо,
Зарастают бурьяном дворы
И не слышно веселого крика
Босоногой смешной детворы.
И стоят сиротливо избенки
В полушалках изношенных крыш,
Кособокие, как старушонки,
Сторожа безмятежную тишь
И дымок из трубы не струится,
Не звенит об литовку брусок,
И поутру никто не стремится
Поскорей в близлежащий лесок.
Там не срежет никто с наслажденьем
Чудо - белый грибочек-грибок.
Ах, когда-то с таким наслажденьем
Собирали мы их в кузовок.
И не рожь на полях колосится,
Теплым золотом, радуя глаз,
Там пырей да крапива кустится,
Выставляя себя напоказ
Все! Все не так, как когда-то было.
Зарастает бурьяном земля
Умирают деревни тихо,
Лишь грустят о былом тополя.

Ведущий 1. Отправляемся в деревню Товалдырь. Отметим пункт нашего назначения на карте.

Ведущий отмечает на карте место нахождения деревни. Дети отмечают в картах-раздатках у себя.

Деревня Товалдырь существовала еще в 18 веке. Она была расположена на высоком берегу Немды. Раньше деревня называлась починок Стародубцевы. Догадайтесь, какая самая распространенная фамилия была в деревне?

Дети отвечают: «Стародубцевы».

Правильно. Были еще Маточкины. По итогам переписи 1891 года семей Стародубцевых было 30, Маточкиных - 14 и еще 6 семей с другими фамилиями. А жителей 407. Давайте посчитаем, сколько в среднем жило человек в одном хозяйстве.

Дети вычисляют: 407:50=8 человек.

Самая известная легенда Товалдырьских мест, дошедшая до наших дней, это легенда о Самохе-воине. Самойла отличился в боях с французами в Отечественной воне 1812 г., был награжден Георгиевским крестом и получил льготы на строительство дома и надворных построек. Ему был бесплатно отпущен строевой лес. Самойла получил льготы на бесплатное обучение детей и внуков, но, говорят, воспользоваться ими не довелось, они остались неграмотными.

В 1860 г. у бывшего хозяина образцовой усадьбы Салова открылась частная школа. А в 1910 г было открыто училище (начальная школа).

В деревне работал кирпичный завод, на котором обжигался кирпич из местной глины, делали черепицу.

Демонстрируется фотография кирпичного завода.

Производили обжиг извести.

До 1917 года под Товалдырем на реке Немде была мельница на 4 постава.

Демонстрируется фотография мельницы.

После революции 1917 г. в Товалдыре был сельский совет и в него входило 20 деревень, в том числе Воробьева Гора.

В Товалдыре была пекарня, хлеб развозили во все окрестные деревни.

В 1928 году была создана коммуна. Руководил ею Сергей Максимович Стародубцев. Им на реке была построена гидроэлектростанция. В домах колхозников провели радио. Он вводил в овощеводство новые культуры, планировал провести в деревню водопровод, но рано умер.

В деревне была шерстобитка. Посмотрите как она работает.

Демонстрируется видео.

Был клуб, магазин, водокачка, молочно-товарная ферма, кузница, конюшня, пожарная каланча.

Демонстрируются фотографии водокачки и пожарной каланчи.

У Сергея Максимовича было много книг и перед смертью он передал их в дар Товалдырьской библиотеке. Давайте рассмотрим план-схему деревни.

Дети рассматривают план деревни.

1936 год выдался неурожайным, но пережить голод в деревне проще, чем в городе. Зато 1937 год выдался хлебородным, колхозники, работая за палочки, (трудодни) получили на них по 7 кг зерна. Еще им дали меду, крупы, растительного масла (льняного). Председателем колхоза был тогда Николай Осипович Стародубцев.

Отток жителей из деревни начался еще в годы коллективизации 1928-1937 гг. Несколько семей, в которых были мастера кирпичного дела, обжига извести, владельцы сельхозмашин подверглись репрессиям. В 1942 г. сгорела мельница и гидростанция.

В 1941-1945 году ушли на фронт и не вернулись мужчины.

В 1960-70-х гг. в стране проходила политика ликвидации неперспективных деревень. В 1973 году ликвидирована Товалдырьская школа. И семьи стали разъезжаться.

Последний житель уехал в 1978 г.

Ведущий 2.

Где б ни бывали мы, душа, как птица
Летит туда, где в зелени садов
С пригорка в речку светлую глядится
Моя деревня в несколько домов.
Рукою машут мне деревья,
Вокруг широкие поля,
Люблю тебя, моя деревня,
Навеки сердцу милая земля!

Следующая наша остановка - деревня Акиничи. Отметим ее на карте.

Дети отмечают на карте.

В деревне кроме 15 жилых домов было много сельскохозяйственных построек: свинарник, конный двор, молочно-товарная ферма, кузница, склад, сушилка, пимокатная, «ладонь», избенка. Избенка относилась к конному двору. Здесь по ночам находился конюх и сторож, т.к. лошадей нужно было кормить и ночью. Лошадей было 11 голов. Они были нужны в хозяйстве т.к. техники было очень мало. На лошадках возили дрова, корм для скота, пахали, сеяли, использовали для других нужд.

Дети рассматривают план деревни.

Так же в деревне была шерстобойка. На пимокатной зимой делали валенки для своих колхозников и продавали другим.

Весной делали вощину на воскопрокатной машине, а летом - горшки (занимались гончарным ремеслом). За глиной ездили за реку в определенное место одни и те же люди. Горшки делали на конном дворе, а под горой в угоре было горно, в нем горшки обжигали.

Валенки катали только до Великой Отечественной войны, потому что мужчин с войны вернулось немного, да и других забот хватало.

«Ладонью» называли гумно - крытый соломой сарайчик. Соломой была крыта не только крыша, но и стены были из соломы. На «ладони» молотили зерно конной молотилкой. До появления комбайнов поля убирали практически все вручную, помогала конная жатка.

Воду для хозяйственных нужд жители брали из реки Немды. Магазина в деревне не было, за товаром ходили в д. Товалдырь, хотя много ходить было не зачем, хлеб пекли сами.

В личном подсобном хозяйстве держали коров, овец, разводили кур, гусей и уток, пчел.

Дети с 1 по 4 класс учились в д. Товалдырь, в старших классах в д. Воробьева Гора. Посмотрите, как изменялась численность населения в годы переписи.

Дети рассматривают таблицу и прослеживают изменения в численности населения.

В 1952 г. из деревни уехала первая семья. Постепенно жители стали разъезжаться. И в 1972 году из деревни уехал последний человек.

Ведущий 3.

Деревеньки умирают незаметно,
Словно погружаясь в робкий сон
В темноте покинутые фермы
По полям несется легкий звон.

Здесь давно не сеяли пшеницу,
Здесь давно нет крика ребятни,
Только покосившиеся избы,
Грусть наводят легкую они.

Здесь когда-то были мои корни
В этом доме я родился сам,
Опущусь на скрипнувшей ступеньке,
Дань последнюю земле отдам.

Отправимся по тропинке в деревню Печмаж. Отметим ее на карте.

Дети отмечают на карте.

На правом берегу реки Немды в районе бывшей деревни Печмаж, находится уникальное место на Вятской земле. В огромном овраге, примерно с середины склона (в 196 метрах от устья) выходят на поверхность родники. Устье ручья имеет русло шириной около 2 метров. Начиная от устья отмечается несколько уступов, сложенных известняками, благодаря которым образуются водопады с высотой падения воды до 0,5 м. В120 м от устья, в левом борту ручья, находится огромный грот протяженность до 20 м. Глубина грота достигает 4 м, а высота - 1,5 м. Огромные нависающие глыбы впечатляют своими размерами. Не исключено, что грот образовался при добыче известковых туфов. Известковые туфы имеют в гроте белоснежный цвет и использовались жителями в качестве извести при побелке печей. Благодаря этому « месторождению» была названа деревня Печмаж, что означает «печь мажь белой известью» (по версии местных жителей.) Бытует легенда, что в этих гротах-пещерах в годы войн скрывались дезертиры.

Трудолюбив и сметлив был крестьянский люд той поры. Собирались в круг, сообща решали, и начинало дело спориться. В 1853г. В ночь на 31 января у крестьянина починка Печмашская Гора Головина Ивана Федоровича сгорела водяная мельница, стоящая около Ивановского Займища на реке Немде, в 4 верстах от его дома. От нее осталось только 2 водяных колеса и мелкие железные вещи. Хозяин мельницы не нашел злого умысла в загорании и в полицию обращаться не стал. Он решил мельницу восстановить. Приобрел 150 бревен различной длины, и начались работы. В мае этого же года мельница заработала вновь, и у селян снова появился свой хлеб.

История Воробьевской школы начинается в деревне Печмаж.

Дети из д. Воробьева Гора учились в Печмажской трехклассной школе. Создана она была, примерно, в 1903 г. Фамилия первой учительницы - Нехорошкова. По воспоминаниям, она была революционерка и, когда приезжали полицейские, в школе проводился обыск. Но ничего не находили, т.к. литература хранилась в крестьянском доме. Раз в месяц приезжал священник и в школе читали молитвы.

При советской власти здание Печмажской школы перевели в Воробьи. Это начальная школа простояла до 1960 г., позже в этом здании был интернат. 1-4 кл. перевели в здание новой восьмилетней школы. После Великой Отечественной войны школа стала семилетней.

Давайте проследим, как изменялась численность жителей по данным переписи населения.

Дети изучают таблицу, сравнивают и делают вывод.

Ведущий 4.

Памятник заброшенной деревни - дом,
Давно покинутый пустой.
Перед ним ты около деревьев
Молча хоть немножечко постой
Здесь любили, радовались, жили
Может, и беда случалась в нём
Да ушли вот люди и забыли…
Ночью он теперь один и днём.

Разрушают дождь его и ветер.
Больше в окнах не цветут цветы
Старый дом покинутый навеки
Наша боль и наша память - ты!
Не героями в раме,
Не кремлёвскими башнями -
Русь держалась веками
Деревнями да пашнями.
Корни прочные, древние.
Ни срамного, ни пошлого.
Родом все из деревни,
Из далёкого прошлого.
И не будет иного.
Дым в субботу над банькою,
Что бы ни было, снова
Встанет ванькою-встанькою.

Сколько бед пересилили,
От земли по природе мы.
Без деревни в России -
Всё равно что без Родины…

Тропинка к исчезнувшим селам
Давно уж нет деревни той.
Растет лишь там полынь стеной,
И ветры вольные шумят,
И все о людях тех скорбят.

О Москичах известно было с 1891 года. И первое название было - починок Маскичёв.

Починками именовались поселения новые т.е. образованные на новой территории (к примеру, на вырубленной от леса территории). Иногда починок является выселком, т.е. кто-то переехал сюда, на ещё не заселённую территорию и образовался всего 1 двор. Позднее выселок или починок разрастался и когда поселение стало состоять из множества дворов, его уже называли деревня.

В починке Маскичёв число дворов и в них жителей было таким:

  • 1891 год -14 дворов и в них 128 жителей.
  • С 1884 по 1893 год -18 дворов и 128 жителей.
  • 1905 г.- 18 дворов и 109 жителей.

Дети изучают таблицу численности населения.

С 1915 года название немного сменилось, в место Маскичёв стали называть Маскичёво. А с 1926 года называют Москичи. Москичи относились к Уржумскому уезду, Лебяжской волости, Печмяжскому сельскому совету.

Проживало в Москичёво в 1926 году 123 человека в 23 семьях (хозяйствах).

В 1939 году деревня Москичи уже относится к Советскому району Товалдырскому сельсовету.

  • В1950 году проживало в 21 хозяйстве 91 человек.
  • В 1978 году образовался Воробьёвский с/с и Москичи вошли в его состав.
  • В 1989 году в деревне Москичи проживало 29 человек.
  • В период 1993-1994 года уехали из деревни последние жители.

А история деревни такая:

Жители д. Золотово, д. Житново и д. Москичи в 1935 году образовали сельхозартель им. В.И.Ленина. Вступившие в артель вносили деньги от 20 до 40 рублей. Часть денег шло в неделимый фонд. На случай неурожая засыпался и страховой фонд зерна. Создавался фонд помощи старикам и инвалидам. Усадьба колхозников составляла по площади - 0,30 до 0,50 га. Можно было держать в хозяйстве каждой семьи: 1 корову, 1 или 2 свиноматки, до 10 овец, птицу и до 20 ульев пчёл, за использование лошади нужно было платить за день 1 рубль, за 2 дня - 3 рубля.

Проходили годы. Из ближних деревень оставшиеся люди, после отъезда в другие села и города, переехали жить в Москичи. Переезжали люди в Москичи из деревни Золотово и Житново.

В 1990 году проживало в Москичах 24 человека.

Деревенские жители - великие труженики. Много было ручного труда, тракторов почти не было и главным в хозяйстве были лошади. В деревне до 60-х годов не было водопровода. Воду брали из 2-х ключей (родников), возили воду на ферму на лошадях, потом около фермы вырыли колодец и брали воду из него. В начале или конце 60-х годов поставили башню, куплен был насос, провели водопровод в деревню и на ферму. Воду стали брать из колонок. Электричество в деревне появилось примерно в 1968 году, но по вечерам сидели с керосиновыми лампами.

На ферму поставили электродвигатель на случай, если не будет света в деревне, чтобы на ферме можно было дойку проводить без перебоев.

Люди работали в летнее и осеннее время на сушке зерна, затем закладывали его на хранение в склад, и там оно хранилось до весны. Часть зерна шла на корм КРС, свиней и лошадей.

Не только в мирное время, но и в годы Великой Отечественной войны москичевцы не дали исчезнуть родной деревне, всеми силами старались поддержать хозяйство.

В конце войны ждали возвращения солдат домой, но многие не вернулись. Дмитрий Семенович Тунгусов вернулся в звании капитана. Вернулись Патрушев Сергей Николаевич, Скулкин Владимир Семенович, Софронов, Александр Александрович, Бусыгин Сергей Иванович.

Ушли из жизни ветераны войны, разъехались жители в другие села и города. Опустела деревня и не вернутся уже на постоянное жительство никто. Но очень часто дети и внуки тех, кто проживал в Москичах когда-то, заезжают сюда за ягодами и грибами, яблоками, их здесь так много, что хватит всем.

Добром вспоминают свою деревню те, кто жил здесь, она их вскормила и выучила, научила добру, любви к односельчанам, родному краю.

И в серой мгле стоят деревни
Им нет конца им нет надежды
Они мертвы давно забыты
Глухими лесами надежно укрыты
Кроны деревьев молчат о былом
здесь больше не веет теплом
Мрак за стенами этих домов
И срубы гниют ждут костров.

Ведущий 1. Подошло к концу наше путешествие. Грустное и трогательное. В каких деревнях мы побывали?

Дети отвечают.

Что мы можем сделать для жителей этих деревень?

Дети предлагают сохранить память.

Соберем и опубликуем наш материал, этим мы внесем свой вклад в сохранение истории малой родины. Всем спасибо за участие. И на прощание споем песню, ставшую гимном нашей школы, «Над Немдою стоит деревенька».

До свидания!

Список источников

  1. Краеведческий портал. Режим доступа: https://rodnaya-vyatka.ru/
  2. Стих «Деревеньки умирают незаметно» А. Цымбалюк. Режим доступа: https://www.chitalnya.ru/work/343488/
  3. Стих «Умирают деревни молча» В. Г. Младенцева. Режим доступа: https://stihi.ru/diary/elkatomsk/2019-01-14
  4. Стих «Памятник». О. Васюкова. Режим доступа: https://millionstatusov.ru/statusy/cont/59477.html
  5. Ролик «Умирают деревни молча». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=T95vB-M6i70&t=9s
  6. Ролик «Как работает шерстобитка». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XOP_1JKSo5M
  7. Изображение кирпичного завода. Режим доступа: https://medium.com/@Mitrofanov87/кирпич-и-деревня-ea69123913cc
  8. Изображение мельницы. Режим доступа: https://www.veneva.ru/melnica.html
  9. Изображение водокачки. Режим доступа: https://pastvu.com/p/632156?share=1
  10. Изображение пожарной каланчи. Режим доступа: https://foto-planeta.com/photo/117577.html

Приложения

  1. Фотографии с мероприятия.
  2. Презентация «Товалдырь».
  3. Текст песни «Над Немдою стоит деревенька», автор слов: Г.Н.Осташова.

Над Немдою стоит деревенька -
Небольшое родное село.
Наши прадеды, мудрые люди,
Поселились здесь очень давно.
Здесь на свет довелось мне родиться,
Здесь давно проживает семья.
Воробьи - моя деревня,
Воробьи - любовь моя.

Здесь в деревне стоит наша школа,
Никогда не забуду её.
Здесь навеки останется детство -
Воробьёвское детство моё.
Здесь мы в жизнь получаем путёвку,
Здесь встречаются вместе друзья.
Я люблю тебя, милая школа,
Воробьёвская школа моя.

Посмотри на спокойные лица
Ветеранов, прошедших войну.
Наших женщин-крестьянок, кормивших
В те нелёгкие годы страну.
Мы должны их судьбою гордиться,
Пусть же будет их жизнь хороша!
Воробьёвский здесь характер,
Воробьёвская душа!

Над Немдой опускается вечер,
Ветер ласковый мёдом пропах.
Смотрят в воду прибрежные ивы,
И рыбачьи костры на лугах.
Вы такого нигде не видали!
Здесь такая кругом красота!
Хороши вы заречные дали,
Воробьёвские места!