В современном обществе проблема умственного воспитания школьников чрезвычайно важна. Основная задача педагогов заключается не только в выдаче базисных знаний по предметам, но и в формировании разносторонней, полноценно развитой личности, способной к адекватному восприятию окружающей действительности. В наше время существует множество методик и разработок по выявлению уровня умственного развития и дальнейшего прорабатывания действий по его корректировке. Учителя владеют достаточным количеством материала для осуществления планомерного умственного воспитания.
С течением времени количество методов и средств возрастает, и появляется возможность совершенствовать свои умения. Актуальность данной работы обусловлена тем, что каждое исследование, в том числе и наше, ищет новые пути и условия для улучшения тех методик, которые уже существуют.
Объектом данной работы являются учащиеся 7 класса «В».
Предметом исследования - уровень умственного развития учащихся.
Цель работы заключается в выявлении и исследовании наиболее продуктивных способов повышения умственной воспитанности детей в школе.
Воспитание умственной культуры является одним из условий умственного развития детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
Необходимо отметить, что существуют разные подходы к природе умственного воспитания. В соответствии с одними, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. При взрослении данные способности генетически вступают в силу. Такое отношение мы можем наблюдать у представителей генетической психологии Ж. Пиаже, гештальтпсихологии. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение. Таких взглядов придерживались Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др.
В любом случае, важно понимать, что умственное воспитание есть не что иное, как рычаг для запуска механизма формирования и становления полноценной интеллектуальной личности.
В связи с этим существует несколько определений понятия умственного воспитания. Вот некоторые из них:
«Умственное воспитание - это развитие интеллектуальных способностей личности» [11; 528].
«Умственное воспитание - это формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности» [7; 24].
«Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика» [15; 365].
Как мы видим, главная цель такого воспитания - развитие познавательных процессов, включающих в себя ощущение, восприятие, память, воображение и мышление. Но не стоит путать такие понятия как «умственное воспитание» и «умственное развитие».
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Исследование умственного развития школьников
Итак, прежде, чем преподаватель составляет программу и продумывает свои действия по умственному воспитанию учащихся, ему необходимо узнать уровень умственного развития как целого класса, так и каждого ученика. Для этого существуют различные методики и тесты, с помощью которых можно проделать такую работу и выявить результаты. Могут быть применены следующие методы - педагогическое тестирование, наблюдение, анализ и интерпретация результатов. Для тестирования можно взять «Краткий ориентировочный тест (КОТ)» Отиса-Вандерлика, в адаптации В.Н.Бузина - тест умственных способностей (IQ).
Данный тест можно проводить с 12 лет. Процедура рассчитана на 15-20 минут. Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития и структуры IQ. Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками - быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.
Интегральный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью. Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.
КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта:
- Способность обобщения и анализа материала.
- Гибкость мышления.
- Инертность мышления, переключаемость.
- Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
- Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
- Употребление языка, грамотность.
- Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
- Пространственное воображение.
Для определения данных сфер интеллекта в тесте определены несколько типов заданий, но они расставлены не в таком порядке, как представлены ниже, а хаотично, что также является своеобразным заданием на определение переключаемости:
- Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) - вербальный фактор
- Математические последовательности (4 задания) - числовой фактор, низкий уровень сложности.
- Математические задачи (13 заданий) - числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.
- Логические задачи (4 задания) ближе всего к общему интеллекту (по Спирмену), причем представленный заданиями относительно высокого уровня сложности.
- Пространственные задачи (4 задания) - пространственно-символической фактор.
- Осведомленность (3 задания).
Следует сказать, что данный тест, как и большинство других тестов на определение интеллектуального уровня, не является основополагающим при определении уровня развития ребенка. Из-за большого количества заданий, соответствующих разным аспектам интеллекта и их разной сложностью структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна, но все же представляется возможной. С помощью данной методики можно дать лишь целостную картину состояния целого класса, а также, при более длительной обработке, представление о каждом ученике.
Рекомендации по организации умственного воспитания детей в школе
Исходя из результатов, полученных учащимися при прохождении тестирования на выявление среднего умственного потенциала класса, опираясь на выше изложенные условия, нами составлены некоторые рекомендации по умственному воспитанию, направленные на корректировку и совершенствование развития школьников.
Так как одним из главных недостатков данного класса является отсутствие концентрации внимания, нужно найти способы, которые будут направлены на вырабатывание навыка сосредоточения, и, желательно, большинством класса. В зависимости от урока это могут быть: показ яркого иллюстративного материала, подготовленного не только учителем, но и учащимися, абсурдные утверждения, противоречащие здравому смыслу, проблемные вопросы, темы, отвечающие практическим потребностям учащихся. Конечно, авторитет учителя играет большую роль, поэтому, прежде всего, педагогу нужно работать над собой и заинтересовывать детей своей личностью, своей точкой зрения и нестандартными способами проведения уроков. Подростки могут концентрировать свое внимание на значимой для них деятельности, поэтому нужно обращать внимание на их интересы, увлечения, что можно применить в составлении того или иного задания.
Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от учащихся умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление. С целью поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного можно использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.
В целом, для увеличения внимания могут использоваться все ранее описанные нами приемы и средства, но это нужно делать с учетом потребностей и интересов учащихся и чередовать произвольное и непроизвольное внимание.
Тем, кто не справился с заданиями на распознавание пословиц, поговорок, на определение смысла высказываний и определение значения слов, поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также им полезно решать лингвистические задачи. Такую практику можно организовать и учителем на уроках. Например, на уроках русского языка и литературы можно реализовывать все вышеперечисленное, на уроках английского языка также можно организовывать задания с возможностью узнавания новых значений слов, иностранных изречений и высказываний, что еще будет способствовать формированию языковой компетенции. Даже на уроках биологии, истории и других учебных предметах можно давать новые понятия, знакомить детей с высказываниями выдающихся людей и т.д.
Для учащихся, которые плохо выполнили числовые задачи, полезны сборники головоломок. Можно использовать логические задачи не только на уроках алгебры и физики, но и в гуманитарных предметах. Например, задания на сравнение, сопоставление, вычленение общего и отличного. Даже логичное построение высказывания будет развивать мышление и способствовать формированию его гибкости.
В случае, когда у учащихся вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении. Это можно сделать таким приемом как «незаконченная история». Учитель начинает интересный рассказ, задает необычный вопрос, берется доказать казалось бы алогичное утверждение и т.д., далее включает в этот процесс учеников, предлагая им развить его мысль. Таким образом, сохраняя в памяти исходный вариант, дети должны еще и воспринимать и помнить различные вариации развития сюжета. Это могут быть наблюдения, опытная работа, экспедиции, конструирование приборов, составление предложений по картинам, также задания на установление причинно-следственных связей, которые обеспечивают развитие логического мышления. Такие задания развивают пытливость, самостоятельность, индуктивность мышления.
Важным условием стабильного развития умственного уровня детей, особенно подростков, является социальный фон, те условия, в которых протекает их развитие. Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса, ощущали необходимость в данной деятельности. Нужно стараться создать такие условия, чтобы подчеркивалась важность и значимость участия детей, в нашем случае подростков. Так как в таком возрасте существует потребность в признании и уважении, следует не упускать ни одного момента для подчеркивания индивидуальности каждого учащегося. Это могут быть и индивидуальные задания, и задания, направленные на раскрытие каких-либо личных способностей и т. д..
Подводя итог, мы можем сказать, что, конечно, нужно смотреть на общий уровень развития класса. Необходимо уделять внимание всем познавательным сферам, которые в наименьшей степени развиты у учащихся. Это, в первую очередь, методы, побуждающие детей концентрировать свое внимание на какой-либо деятельности. Это и средства, направленные на развитие всех сфер познавательной активности. При планировании своей деятельности педагогу следует стараться уделять внимание каждому ученику, по возможности, независимо от уровня его подготовки. Необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в классе, побуждать детей к активной познавательной деятельности теми методами и средствами, которые упоминались ранее. Как мы выяснили, многое зависит от педагога, и при умелом наставничестве уровень умственной воспитанности класса может быть поднят на ступень выше, требуются лишь истинная заинтересованность и желание учителя, а желание учащихся появится при предыдущем условии.
Список литературы
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка / Т.Г.Богданова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания / П.Я.Гальперин. - Электрон. дан. - Режим доступа: - http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/galperin_k. - Загл. с экрана.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. - М.: Просвещение, 2000. - 255 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания: Учебник для вузов / Ю.Б.Гиппенрейтер В.Я. Романова.- М., 2001. - 858 с.
- Давыдов В.В. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.