Введение
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.
Паскаль
Что может быть более далеким от истины, чем представление о математике как о застывшей науке, давно превратившейся в своего рода свод правил для решения задач? Между тем математика непрестанно меняет свой облик, пополняется новыми идеями, гибкими методами, расширяет сферу приложений, черпает новые задачи из других областей.
Школьная математика - это содержательная, увлекательная и доступная деятельность, дающая ученику богатую пищу для ума, связывающая его с общечеловеческой культурой, формирующая важные черты его деятельности. Но она не должна быть предметом формальным, сухим и абстрактным. Несмотря на сложные социально-экономические условия проводится настойчивая работа по обновлению образовательного процесса, идет процесс творческого содружества учителей и учащихся.
Увлеченная работа над научными и практическими проблемами - это надежный путь познания каждым исследователем своих творческих возможностей и нередко профессионального определения. Раннее приобщение к исследовательской, прикладной работе позволяет определить интерес к соответствующему профилю деятельности, сформировать желание и потребность заниматься интересующим делом.
Трудно сделать в жизни что-то важное, имея познания только в одной узкой области. Психологи считают, что человек может успешно работать творчески только в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между восприятием знаково-цифровой и образной информацией. Включая «другие искусства» в свои занятия учитель математики может противостоять распространяющейся ныне безвкусице и равнодушию к прекрасному.
Слова Г.Галилея о том, что «природа говорит языком математики» являются истиной во все времена, так как каждая эпоха вносит свой вклад в недостижимый идеал математической строгости, вводя поправки и дополнения в то, что было сделано ранее.
Пояснительная записка
Человек выбирает профессию,
Когда он еще не способен к выбору.
Ф.Ницше
Программа данного элективного курса по выбору состоит в том, что занятия по математике делятся на фрагменты, рассчитанные на 2 - 4 урока, и относящиеся к различным разделам математики.
Весь курс рассчитан на 35 учебных часов (из расчета 1 час в неделю на два года, т.е. 17 часов в 8-м классе и 17 часов в 9-м классе).
- Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов т.е. помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, дать ему возможность проявить себя и добиться успеха.
- Содержание данного курса представлено в базовом курсе односторонне или упоминается «вскользь». Так как невозможно рассказать, например, о 10 способах решения квадратных уравнений в ходе учебной программы.
- В школьной библиотеке имеются:
- Учебное пособие для 7-9 классов средней школы. Факультативный курс по математике. /Сост. И.Л.Никольская-М.: Просвещение;1991г.
- Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 8-9 класс. Учебное пособие для классов с углубленным изучением математики. /Под ред. Г. В. Дорофеева-М.: Просвещение, 2004г.
- За страницами учебника математики. Пособие для учащихся - М.: Просвещение 1989г.
- Геометрия. Дополнительные главы к школьному учебнику 8-9 класс Учебное пособие для классов с углубленным изучением математики. /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др М.: Просвещение,2004г.
- Информатика. Задачник практикум в 2-х т./ Под ред. И.Г.Семакина - М.Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
- Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- Составление графов на компьютере;
- Участие в деловых играх;
- Проведение вычислительных экспериментов;
- Исследовательская работа;
- Создание проекта.
- Каждый ученик может проявить инициативу при выборе литературы, по которой они будут готовить собственные работы; выбрать свое место при проведении игр или экспериментов; внести предложения по проведению отчетных работ.
- Ученик получает зачет при условии, что участвует в трех различных видах деятельности, выполняет определенную работу и проводит отчет о проделанной работе. Дополнительные баллы выставляются за:
- а) использование интернет-технологий; б) публичную презентацию своей работы.
- Динамика интереса к занятиям будет фиксироваться в ходе собеседования после участия в каком -либо виде деятельности.
- Итогом работы должно быть выступление на НПК учащихся школы с выставкой работ.
Курс состоит из 10 фрагментов:
- Различные приемы быстрого счета;
- Процентные вычисления в жизненных ситуациях;
- Теория графов.
- Различные способы решения квадратных уравнений;
- Приближенные методы извлечения корня;
- Теорема Пифагора;
- Геометрические построения;
- Логика и жизнь;
- Арифметическая и геометрическая прогрессия;
- Методы доказательства неравенств.
Данный элективный курс обеспечивает меж предметную связь и является общекультурным, так как позволяет удовлетворить естественное любопытство. По каждому сюжету предлагается математическая разработка, включающая объяснительный материал, задачи с решениями, виды упражнений. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников, а не только более сильных. Эти занятия призваны стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Хочется отметить, что данное построение курса по выбору для учащихся, оставляет выбор и для учителя. Можно менять порядок тем, рассматривать не все включенные вопросы, отбирать материал в соответствии с интересами и возможностями детей. Так как предложенные сюжеты не связаны между собой, то учащиеся могут включаться в работу на любом этапе.
Целью данного курса является:
а) Развитие:
- Интереса школьников к математике;
- Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- Творческих способностей;
- Умения работать в группе, вести дискуссию;
- Логического мышления.
б) Познакомить учащихся с новыми идеями и методами.
в) Расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
В процессе обучения, учащиеся приобретут следующие умения:
- Выдвигать гипотезы;
- Делать выводы;
- Представлять результаты работы в виде таблиц и графов;
- Доказывать свои мысли;
- Производить прикидку и оценку результата вычислений;
- Собирать и обрабатывать информацию;
- Обращаться уверенно с циркулем;
- Участвовать в дискуссии.
Содержание программы
Целесообразно рассмотреть следующие темы:
- Информационные модели на графах. Основные понятия. Изображение в графическом редакторе на компьютере.
- Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории математики. Обучение выдвижению гипотез на примере доказательства неравенств.
- Логика. Доказательство и опровержение. Показать какое положение занимает логика по отношению ко всем другим наукам.
- Проведение вычислительных экспериментов, на примере решения квадратных уравнений разными способами.
- Выполнение самостоятельных исследований. Защита и обсуждение результатов исследования. В качестве примера рассматриваются различные способы доказательства теоремы Пифагора.
Тематическое планирование
№ |
Темы курса |
Класс |
Кол-во
|
Форма проведения |
1. |
Различные приемы быстрого счёта |
8 |
2ч |
Исследование |
2. |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях |
8 |
3ч |
Решение задач разными способами |
3. |
Теория графов |
8 |
4ч |
Интегрированное занятие |
4. |
Различные способы решения квадратных уравнений |
8 |
5ч |
Эксперимент |
5. |
Приближенные методы извлечения квадратного корня |
8 |
2ч |
Исследование |
6. |
Теорема Пифагора |
8-9 |
3ч |
Проект |
7. |
Геометрические построения |
9 |
4ч |
Интегрированное занятие |
8. |
Логика и жизнь |
9 |
4ч |
Интегрированное занятие |
9. |
Арифметическая и геометрическая прогрессия |
9 |
4ч |
Деловая игра |
10. |
Методы доказательства неравенств |
9 |
3ч |
Исследование |