Обобщение знаний о глаголе в 3-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 3

Ключевые слова: глагол, УМК «Школа России», Глагол как часть речи


Цель урока: обобщение знаний о глаголе как части речи.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу;
  • развивать умение разбирать слова по составу;
  • развивать вычислительные навыки.

Развивающие:

  • развивать умение применять теоретические знания на практике;
  • развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление, обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.

Формирование УУД:

  • личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
  • регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
  • познавательные действия: уметь определять глаголы, изменять их по вопросу, согласовать с именами существительными, использовать их в речи и письме.
  • коммуникативные действия:уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, технология.

Технология: Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии.

Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы в 2 ч., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва, «Просвещение», 2018 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Ожидаемый результат: учащиеся получат знания о глаголе, продолжат работу над умением находить глагол в тексте, задавать вопросы, определять число глагола.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, задания.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой на урок.

Я желаю Вам успехов и удачи, и везения!
И прекрасного настроения.

Постановка проблемы.

Отгадайте загадку.

Небо светом озарится.
Загрохочет там и тут.
И над нами заискрится
Яркий, праздничный ….(САЛЮТ)

- На какую букву начинается это слово?

- Что вы можете рассказать о ней?

Пишем Сс

- А знаете ли вы, что такое салют? Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события (могут сказать, что фейерверк, огненная забава, потешные огни; здравствуй(те), чао, наше вам приветствие, привет).

- Произнесите слово с ударение. Мы можем проверить безударную гласную? Какое это слово?

- Запишите с новой строки, с большой буквы, с самого края Салют. Приходилось ли вам видеть когда-нибудь салют? Когда? Где?

На празднике.

- Запишите во 2 столбик - праздник (Правило).

- А как вы думаете, что еще может обозначать слово салют? Привет

- Когда мы употребляем это слово? при встрече.

- Запишите рядом в 3 столбик привет. Салют - праздник - привет (Правило).

- Что общего между ними? Существительные, муж. рода, ед.ч.

- Подберите к этим словам однокоренные слова, которые отвечали бы на вопрос что делать?

  • Салютовать
  • Праздновать
  • Приветствовать

- К какой части речи относятся слова, которые подобрали? Глагол

- Вспомним, что мы знаем о глаголе? Часть речи, всегда главный член в предложении, не с глаголом пишется отдельно.

- А теперь образуйте глаголы прошедшего времени во множественном числе. (Открываю 3-ю строчку).

  • Салютовали
  • Праздновали
  • Поприветствовали

- Прочитаем, какие слова получились по столбикам.

Салют

праздник

привет

Салютовать

праздновать

приветствовать

Салютовали

праздновали

поприветствовали

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- На какие вопросы отвечают глаголы на первой строчке? На второй? На третьей?

Что делать? Что делали?

- Как называются глаголы, которые отвечают на вопросы «Что делать?» «Что сделать?» (неопределенная форма глагола)

- Что значит неопределенная форма глагола? Это начальная форма глагола.

- Что еще можете рассказать о глаголах неопределенной формы?

окончание гл. неопр. формы - ть, ти, чь.

Если вопрос что делать? То глагол неопр. ф. пишется без приставки, если что сделать? То глагол неопр. ф. пишется с приставкой.

- Как называются глаголы, которые отвечают на вопросы «Что делали?»

- Какой суффикс у глаголов прошедшего времени?

- Как вы думаете, над какой темой мы продолжим с вами работу?

Над глаголами.

- Сегодня мы продолжим работать над глаголами и будем распознавать их в предложениях.

- Скажите, с какими словами можно связать слово Салют?

Работа в парах. Игра «Найди пару»

На партах лежит карточка со словами, надо будет к каждому существительному подобрать подходящие по смыслу глаголы и соединить их стрелками.

Кто закончит, поднимает руки.

Подвиг

Совершить

Победа

Одержали

Герои

будем помнить

Мир

защищать

Жизнь

беречь

Радость

ликует

Счастье

завоевали

Ветераны

живут

Прочитаем, что получилось, начинаем с 3 ряда, по цепочке.

(ученики читают, я щелкаю по мышке, выходит ответ)

Найдите глаголы в неоп. ф.? Назовите их.

Совершить, защищать, беречь.

Докажите.

Что можно сказать о глаголах

одержали, завоевали? Прош.вр.
будем помнить? буд.вр.
ликует, живут? наст.вр.

Найдите глаголы во множественном числе. Одержали, завоевали.

Поставьте их в неопределенную форму. Одержать, завоевать.

Закрепление. Практическая деятельность

Скажите, когда началась Великая Отечественная война?

Прочитайте. (Ученик читает с презентации).

«22 июня в 4 часа утра 1941 года война пришла на территорию Советского Союза, принесла в каждый дом горе и слезы. Матери оплакивали сыновей, дети - отцов, жены - мужей. Все сильные, здоровые, молодые мужчины ушли на фронт защищать Отечество.

На хрупкие женские плечи легла тяжелая работа. Солдат нужно было накормить, одеть, подготовить для борьбы с врагами оружие и боеприпасы».

Найдите в тексте глаголы. Назовите их.

На какие группы можно разделить эти глаголы? На неопределенную форму и прошедшее время.

Назовите гл. неопр. ф., гл. прош. вр. В каком числе стоят глаголы в прошедшем времени? Назовите. В каком роду стоят глаголы в ед. числе??

(на доске два столбика глаголов.)

Пришла

защищать

Принесла

накормить

Оплакивали

одеть

Ушли

подготовить

Легла

Докажите.

Молодцы! А в каком году закончилась ВОВ?

Перед вами лежит текст. Каждый прочитает про себя. «И вот наступил май 1945 года. Красная армия подошла к Берлину. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка 3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли советский флаг над Рейхстагом. Флаг стал символом победы Советских войск в Великой Отечественной войне. Весь Советский народ ликует: «ПОБЕДА!».

9 мая 1945 года был самым счастливым днем в истории Советского Союза».

Найдите и подчеркните глаголы во всем тексте. Можно ли эти глаголы разделить группы? На какие группы разделим? На прошедшее и настоящее время.

Спишите их.

Выделите окончание в этих словах. Наступил__, подошла, подняли, стал___, ликует, был___.

Поставьте эти глаголы в начальную форму.

Молодцы.

Давайте еще раз вернемся к словам:

Подвиг, Победа - Весна, Солдат - Герои, Мир - Жизнь, Радость, Счастье, Ветераны.

Скажите, что общего в этих словах с точки зрения русского языка? Существительные.

На какие вопросы отвечают эти слова? Кто? Что?

На какие группы можно разделить эти слова? На м.р. и ж.р, ед.ч. и мн.ч., одуш. и неодуш.

Словарно-орфографическая работа.

Назовите мне одушевленные сущ. множественного числа (герои, ветераны).

Поставьте их в единственное число. Герой, ветеран.

Как вы понимаете слово герой?

Откройте учебник на стр. 152 и почитайте в толковом словаре, что обозначает слово герой.

1) люди, совершающиеся подвиги, 2) главное действующее лицо произведения; 3) тот, кто привлекает к себе внимание общественности, вызывает интерес.

А кто такой ветеран - участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат, человек, долго проработавший на одном предприятие; старый, заслуженный работник.

А вы знаете, что слово «герой» заимствовано с французского «héros» - «герой». А оно, в свою очередь, образовано от древнегреческого, что в переводе означает «богатырь, витязь; полубог».

А слово ветеран произошло от латинского слова ветус, что значит старый.

Как вы думаете, эти два слова подходят друг другу? Почему?

Углы.

С новой строчки, с красной строки запишите слово Герой.

На стене указан фонетический разбор (звуко-буквенный).

Каждый из вас должен выбрать подходящий для вас разбор.

Кто выбрал себя разбор под номером 1 - пройдите в этот угол, 2 - в другой угол.
1) [г'ирой']- 5б, 5зв., 3 согл, 2 гл.
2) [г'ирой]- 5б, 5зв., 3 согл, 2 гл.

Почему встали к этой таблице?

Задание на дом, разберете слово полностью.

Работа над деформированным текстом.

Работа в команде. Создаем команду из 4 человек. Возьмите желтый листок. Задание. Слова разбросаны. Надо будет составить предложение из данных слов. Подчеркнуть глаголы, и укажите время, определите падеж слов ветеран, герой, победу.

1) поздравляют, Днем Победы, Ребята, с, ветеранов.

Ребята поздравляют ветеранов с Днем Победы. Р.п.

2) помнить, Мы, героев, будем, своих.

Мы будем помнить своих героев. Р.п.

3) одержала, Наша, и дошла до Берлина, победу, армия.

Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.В.п.

Проверяем. (Спрашиваю с каждого ряда по одному ученику.)

Запишем первое предложение под диктовку.

(диктую) Ребята поздравляют ветеранов с Днем Победы.

Подчеркните главные члены предложения.

Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?

(Ученики рассуждают.)

Мы должны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.

Физминутка

Песня «Бессмертный полк»

Включение в систему знаний и повторение. Работа по рядам.

9 мая 1945 г. притихший после сражений Берлин, взорвался салютом долгожданной Победы. Советские воины обнимали друг друга. В полночь в Москве грянул невиданный доселе салют. Было дано 30 залпов из 1000 орудий.

Оценивание ответов учащихся

Я читаю задание, вы находите ответ с точкой И от этой точки ведете линию к следующему ответу с точкой, и так по порядку соединяете точки - у вас должна получиться фигура. Всем понятно?

1.Какое окончание у глаголов неопр.ф.? ть, ти, чь

2.В каком году началась ВОВ? 1941

3.Какого числа? 22

4.Какой суффикс часто у глаголов прошедшего времени? Л

5.Сколько звуков в слове день? 3

6.Сколько лет прошло со Дня Победы? 79

7.Сколько слогов в слове ветераны? 4

(должна получиться пятерка).

Какие точки остались? Что они обозначают?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Вспомните какие задания, мы выполняли, с чем работали.
  • Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
  • Что было легко? - А когда возникли трудности?
  • Скажите, что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?
  • Покажите, какое настроение в конце урока у вас?

Спасибо за работу.