1-й слайд
Доклад на тему: «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС».
2-й слайд
«Познание себя - начало всякой мудрости». Аристотель
Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
3-й слайд
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
1. По содержанию:
символическая, устная и письменная
- Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
- Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
- Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
2.По форме деятельности:
коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
3. По цели:
Эмоциональная, рефлексия деятельности и рефлексия содержания материала
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
4- й слайд
Солнышко и тучка
Подготовьте для каждого ученика три картинки: солнышко, тучка слегка закрывающее солнце, и темную грустную тучу. Попросите ребят в конце урока поднять ту карточку, которая соответствует их настроению, объяснив что:
- солнышко - значит, что у меня все получилось и мне было весело;
- тучка и солнце - мне было трудно, но сейчас все понятно;
- туча - я ничего не понял.
Обратите внимание на учеников с последним плакатом. Если они совсем ничего не вынесли из урока, поговорите с ними наедине и определите причины. Возможно, они отвлекались на занятии и отстали от остального класса. Небольшое дополнительное объяснение поможет догнать сверстников.
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
5-й слайд
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам
осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Лесенка успеха
Каждая ступень - один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
6-й слайд
Дерево успеха
Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики.
Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех заданий и одного творческого задания. У вас - 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
7- й слайд
Рефлексия содержания материала.
Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
8-й слайд
Применение рефлексии на уроках и учебных занятиях помогают развивать у учащихся УУД.
- Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
- Личностные:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознавать успешность своей деятельности
- Регулятивные: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
- Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывают собственное мнение.
9-й слайд
Приём «Рюкзак»
Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме). Например, «Я научилась хорошо говорить предложения в страдательном залоге » или «Я хорошо научилась различать типы условных предложений».
Приём «E-MAIL»
Цель: усиление оценочной, рефлексивной деятельности учащихся.
Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Данный прием можно проводить в конце урока, хотя он может быть на любом этапе: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться электронными сообщениями. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Можно написать сообщение учителю: с просьбой, пожеланиями, вопросами.
Осознанно написать ученик сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.
Прием можно проводить в специальных бланках «E-mail» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.
Положительная сторона этого приема еще в том, что часто застенчивые и неуверенные дети не могут сказать учителю о том, что они что-то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми. Этот прием решает проблему.
Прием «Причина - Факт - Следствие-Решение»
Этот приём позволяет определять причинно - следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Ребята подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие и предлагают решение проблемы. Например, «Я получил отметку «три» за самостоятельную работу (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующую самостоятельную работу написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его (намечается коррекционная работа).
Приём «Цветные поля»
Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки». Зелёные поля - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить». Синие поля - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
10-й слайд
«Синквейн»
Это пятистрочный стих, возникший в США под влиянием японской поэзии. Основное его назначение подытожить полученную информацию с помощью конкретных запоминающихся ассоциаций. Идеальный способ запоминания новых слов с урока. Как строится синквейн?
Формула:
- one word (a noun);
- 2 adjectives to describe the topic;
- 3 verbs;
- one short sentence to conclude an idea;
- a key word.
В таком стихотворении допускается отсутствие рифмы, что намного важнее, это то, какие фразы и слова ученики запомнили после занятия. Коллективная работа поможет каждому уйти с урока с полезным багажом знаний.
(предлагаю коллегам моей кафедры побывать в роли учеников и поучаствовать в создании сиквейна на тему школа, путешествия и т.д.)
11-й слайд
Прием «Хорошо - плохо»
Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные УУД: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Этот прием хорошо использовать на любом уроке. Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: семья переехала в другой город это хорошо или плохо? Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Также прием «Хорошо - плохо» можно использовать для проведения рефлексии нашего педагогического семинара.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ (Предлагаю участникам семинара и моим коллегам, которые участвовали в роли учеников, стать опять учителями иностранного языка и найти плюсы и минусы участия в этом семинаре)
(Задание: для учителя - участника или выступающего этот семинар - это хорошо или плохо?)
Плюс |
Минус |
Повышение квалификации |
Затрачено время на подготовку МК |
Приобретение опыта публичного выступления |
Выступление отражается на здоровье учителя (волнение) |
Пополнение личного опыта |
|
|
|
Этот прием хорошо использовать на любом уроке. Помимо формирования УУД, на уроках иностранного языка он помогает в подготовке выполнения одного из заданий ЕГЭ в разделе устной части, то есть имеет прикладной характер. За это задание участник получает 7 первичных баллов из 82. Один из аспектов данного задания имеет следующую формулировку:
12- й слайд
(Предлагаю коллегам кафедры сгенерировать идеи и найти плюсы и минусы 2-х способов поддерживать здоровый образ жизни)
13-й слайд
Hey, Maria! It's me. Imagine what? I've just found two pictures suitable for our project "Healthy lifestyle". Due to some technical problems I cannot send them right now. So, let me describe them noting the differences. They are relevant to our project because in both photos we can see people who are interested in leading a healthy lifestyle but in different ways.
14-й слайд
In the first photo, there are two young ladies. They are cooking a salad. They are using fresh fruit and vegetables. I think they are in the kitchen. In the second photo, there is a young woman, she's running on the treadmill. I think she's in the gym.
The main difference between these two photos is that in the first photo the women are cooking and eating nutritious food to keep fit, whereas in the second photo the woman is exercising to keep her body in a good condition.
15-й слайд
++
There are some advantages of the two ways of staying healthy. When you eat fresh salads, your body gets vitamins and minerals, which are vital for your body. If you exercise in the gym regularly, you can build an attractive body.
- -
However, there are some disadvantages. Buying organic food can hit your family budget. It is very expensive sometimes. On the other hand, it may be very hard to find some free time to exercise in the gym as it is quite time consuming.
16-й слайд
Personally, I would prefer to go to the gym to stay healthy because I'm keen on doing sports. What's your opinion? Shall we use these photos in our project? Any ideas Maria?
17-й слайд (дополнительное задание, если останется время)
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно. В практике организации этого этапа урока насчитывается большое количество приемов. Сделать урок эффективным и интересным мне помогают многие приемы этой технологии. Организация рефлексивной деятельности на уроке - это подготовка к развитию необходимых качеств современной личности таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
«Не мыслям надо учить, а мыслить». И.Кант