Развитие познавательного интереса у детей подготовительного к школе возраста в процессе экспериментальной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Актуальность

Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.

Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача - совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Цель работы:

  • развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
  • для достижения поставленной цели определила ряд задач:

Познавательные:

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • стимулировать желание детей экспериментировать.
  • формировать коммуникативные навыки.

С целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики 19% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности.

Выявили причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес неустойчивый;
  • Не всегда дети видят проблему;
  • Малоактивны в выдвижении идей;
  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Разработали перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшей и подготовительной группы, обобщили и систематизировали материал по опытнической деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

  • место для приборов
  • место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  • место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • место для проведения опытов

Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Это и набор для изучения магнетизма, и набор для проведения опытов со светом, набор для изучения механики, оптики, свойств воды. Хотя некоторые наборы и предназначены для детей более старшего возраста, тем не менее, мы смогли использовать приборы, которые в них находятся для наших опытов.

В нашем научном центре собраны различные коллекции: «Ракушек», «Природного материала», «Камней», "Злаков", "Семян", "Бабочек", "Перьев", "Кристаллов".

В подготовительной группе в уголке для экспериментов появился «Ящик ощущений». Один из детей, вставив руки в рукава, обследует предмет руками, описывает его, а остальные дети должны узнать и назвать этот предмет. Далее дети научились составлять описательные рассказы, придумывать и загадывать загадки.

Собрали картотеку опытов и экспериментов, которые подходят непосредственно для старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Элементарные математические представления - во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Изобразительная деятельность - развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Смешивание красок, рисование нетрадиционной техникой (свечой, солью, мыльными пузырями и т.д.) дает возможность экспериментировать.

Трудовые действия - без выполнения их эксперимент не бывает. Необходимо приготовить необходимый материал для опытов, после проведения эксперимента привести рабочее место в порядок.

Наблюдение - непременная составная часть любого эксперимента.

Развитие речи - Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети стали более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности у детей развивалась диалогическая речь, они учились работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правду другого.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой,

Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. Выполняя эксперименты с водой, дети знакомятся со свойствами воды: вода - жидкость, она прозрачная, не имеет вкуса, приобретает форму сосуда, в который ее наливают. Эти опыты не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

Проводили эксперименты:

  • "Что растворяется в воде"
  • "Тонет, не тонет".
  • "Непромакаемая ткань"
  • "Цветы лотоса".
  • " Чем пахнет вода".
  • "Есть ли у воды вкус?"
  • " Какой формы вода?"

Проводили опыты с воздухом Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

  • как увидеть воздух (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
  • как поймать воздух.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

Знакомились с магнитом и с его свойствами.

Опыты с магнитами очень нравятся детям, они необычны, увлекательны.

Почему одни предметы притягивает магнит, а другие нет?

И как получаются такие интересные узоры из железной стружки.

А как достать скрепку из воды не замочив рук? Обо всем этом дети узнают из опытов с магнитами.

Знакомились с лупой и микроскопом.

Рассматривали под микроскопом разные жидкости, листочки растений пыль. Помимо специально организованных экспериментов, даем детям возможность наблюдать и исследовать самостоятельно, например, с помощью увеличительного стекла

Изучали свойства света.

Свет движется по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

Пропускали свет через разноцветные прозрачные кусочки пластика, определяли, как изменился цвет светового луча.

Поводили различные увлекательные опыты которые так напоминают фокусы.

Какой восторг испытали дети, когда на их глазах проснулся настоящий вулкан. А когда шарик сам начал надуваться, удивление было не скрыть.

В ходе нашей работы, мы проводили опыты с объектами неживой природы, где результат опыта виден сразу, но нам все-таки хотелось чем-то привлечь детское внимание, для более длительного наблюдения за экспериментом. Мы долго искали, думали, и вот нам в магазине попались на глаза необычные растущие игрушки, которые если их поместить в воду, в течение нескольких дней вырастают. Это было как раз то, что нужно. Мы предложила детям: « Хотите, чтобы у каждого из вас появился свой питомец-друг? Давайте посадим их в воду и будем наблюдать, как они у нас будут расти, а ваши друзья будут наблюдать за вами из стаканчиков.» С каким воодушевлением наши детишки приняли это предложение. Каждый своему питомцу придумал имя, каждое утро начиналось с того, что они бежали к своим дружкам и с такой любовью и нежность их рассматривали, как они подросли за ночь, у кого больше подрос. А еще наши питомцы стали стимулом для хорошего поведения.

На улице уже весна, снег растаял, а у нас с детьми есть возможность сделать искусственный снег и опять же благодаря нашим наборам для экспериментов. Мы даже сами не ожидали, что наш эксперимент плавно перейдет в игровую деятельность. Снег готов, поставлены айсберги, и кто-то из детей предложил: «А давайте сделаем пингвинчиков.» И вот она интеграция: экспериментальная деятельность, продуктивная, игровая.

Каждый месяц мы посвящаем определенной познавательной теме: «Откуда берутся облака», «Воздух-невидимка», «Как в наш дом приходит электричество», «Свет и тень» и др.

Изучая новую тему, используем определенную структуру:

  • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • проверка гипотез;
  • подведение итогов, вывод;
  • фиксация результатов;

Для самостоятельных исследований мы применяем различные схемы проведения опытов и рисунки символы.

При проведении занятий по экспериментированию используем мультимедийные ресурсы (презентации), разрабатываем игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды».

Работу с родителями вели параллельно с подготовкой детей к исследованиям. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской деятельности детей было проведено анкетирование. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Для наглядной агитации приготовили различные консультации, памятки по организации экспериментов дома.

Собрали «Копилку опытов», которую составили родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель состоит в том, что родители вместе с детьми проводят дома эксперименты, записывают их на видео, или оформляют в виде презентаций, а потом ребенок рассказывает о проведенном дома эксперименте всем детям

Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении центра науки необходимыми материалами, проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме.

На собрании родителей совместно с детьми мы провели экспериментирование в области человеческих эмоций - "Как победить недобрые чувства". Учились адекватно выражать негативные эмоции, снимать напряжение. Каким способом можно поднять настроение себе и другим, как нужно выплескивать свою агрессию, раздражение.

Мы пригласили для наших детей Научное шоу, чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности. Дети увидели очень много опытов, сами смогли поучаствовать в экспериментах, сами придумывали интересные названия опытам.

Организовали совместно с родителями экскурсию в «Экспериментариум», где дети могли не только посмотреть на экспонаты, иллюстрирующие различные природные процессы и явления, но и потрогать их, и даже самостоятельно воспроизвести научные эксперименты.

Посетили Ботанический сад.

Положительный результат проводимой работы показала диагностика предпочитаемого вида деятельности по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». В начале работы предпочитаемым видом деятельности детей была игра, изо деятельность, и лишь на четвертом месте экспериментирование - выбор - 1 ребенок. В марте 2013 г. 11 детей первым выбором отметили детское экспериментирование, 8 человек - детское экспериментирование сделали во второй выбор. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними.

Чтобы выявить показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью провели диагностическое обследование по методике А.И.Ивановой. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения.

  • Познавательная деятельность в процессе экспериментирования каждого ребенка оценивались по следующим показателям (по десятибалльной системе):
  • положительное отношение к экспериментированию;
  • проявление инициативы, самостоятельности;
  • исследовательские умения;
  • проявление любознательности;
  • умения задавать вопросы;

Диагностика показала, что если в начале старшей группы дети были мало активны в выдвижении идей по решению проблемы, допускали ошибки при выборе материала для самостоятельной деятельности, забывали о цели, увлекаясь процессом, затруднялись сделать вывод, то к концу подготовительной группы 70% детей показали высокий уровень овладения экспериментальной деятельностью.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • совершенствование речевого развития (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования дома.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Мы уверены, что экспериментирование во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, помогает развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.