Обществознание. Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях и способы их разрешения». 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: Научиться находить оптимальные пути разрешения конфликтов на примере конкретной проблемной ситуации, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Задачи:

  • Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
  • Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала. Интегрированный урок со школьным психологом.

Здравствуйте, ребята, сегодня наш урок с вами начнется с просмотра видеофрагмента. Это мультфильм. Но в этом простом мультфильме мы увидим две совершенно разные ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=NJynMH3dxFg

(Остановить просмотр на 40 секунде). Ребята, перед нами ситуация, в которую попали наши герои, каким бы, словом, мы назвали бы то, что происходит между героями?

Конфликт. Верно. Конфликт в межличностных отношениях.

УЧИТЕЛЬ: А КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ВАС СО СЛОВОМ КОНФЛИКТ?

Варианты 1. У детей на столах несколько слов … (на листах напечатаны в каждой группе, надо выбрать только одно слово, которые точно определяют суть конфликта) ССОРА ДРАКА СПОР ОБИДА ЗЛОСТЬ ОСКОРБЛЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ РАЗДРАЖЕНИЕ…

Дети выбирают одно слово и объясняют почему именно оно ассоциируется у них с конфликтом?

Учитель говорит о том, что «Конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Но и другие слова могут верно отражать суть конфликта.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что являете причиной его возникновения?

Верно, не совпадение целей, интересов, мнений, взглядов… В результате столкновений происходит изменение межличностных отношений. Некогда дружественные и взаимоприятные отношения внезапно становятся нетерпимыми и часто грозят полным разрывом. Поэтому слова, которые вы выбирали отражают суть конфликта…

УЧИТЕЛЬ: Межличностный конфликт - это всегда столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события. Развиваясь, конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ВЫСТРОИТЬ ЭТИ СТУПЕНЬКИ И УЧИТЕЛЬ: СДЕЛАЙТЕ ТАК, ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО - СТУПЕНЬКИ У ВАС ПОДНИМАЮТСЯ ВВЕРХ ИЛИ СПУСКАЮТСЯ ВНИЗ…..

Дети на столе выстраивают ступеньки (будут и вверх, и вниз - пусть объяснят почему именно так сделали) - возможно скажут, что конфликт усиливается, нарастает ИЛИ конфликт всё углубляется и уходит вниз… (их эмоциональное представление) 1-2 минуты раскладывают и по 1 мин. объясняют.

КАРТОЧКИ ВЫСТРОИТЬ НА ДОСКЕ (КАЖДАЯ ГРУППА СВОЙ ВАРИАНТ).

Слова: (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубления конфликта, разрешение конфликта)

Потом показать как выстраивают ПСИХОЛОГИ. На экран вывести и дети сравнивают насколько совпало их решение и психологов.

УЧИТЕЛЬ:Давайте теперь вернемся к видеосюжету мультфильма.

Показать сюжет до конца.

УЧИТЕЛЬ: Какие стадии конфликта здесь вы увидели?

Дети увидят все стадии, но подробно это обсуждать не надо! Потеря времени!

Учитель: А теперь я хочу, чтобы вы посмотрели необычные схемы, каждая из которых нам о чём-то хочет рассказать. О ЧЁМ? А может это вообще не про конфликты? (листы со схемами лежат у них на столе и желательно, чтобы были выведены на экран, у каждой схемы номер и ещё есть названия, на отдельных листах с названиями - компромисс, сотрудничество и т.д., которые надо соединить со схемой).

ДЕТИ должны сказать, что это про способы выхода из конфликта, присоединить название к схеме.

ХОРОШО БЫ, чтобы было видно как присоединили. Прикрепили на общий лист и его вывесили на доску (каждая группа своё).

ВОЗМОЖНО, будут ошибки и это хорошо. В коллективном обсуждении сделать правильно. НО на этом этапе не затягивать действие!

Учитель: А какая модель (схема) подходит к нашему видеосюжету?

Пусть каждая группа обсудит 1 минуту и выскажет своё мнение.

Дети могут сказать, что большие звери конфликт не решили!

А маленькие звери - СОТРУДНИЧЕСТВО. КОМПРОМИСС…

А маленькие звери помогли большим решить конфликт?

Ответы детей……

Учитель: дети, чтобы вы сказали всем, кто в конфликте находится?

Надо разрешить конфликт и т.д.

Учитель: а что бы сказали о нашем уроке? ЧТО МЫ СЕГОДНЯ ДЕЛАЛИ, ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ? («разбирали конфликты, стадии, схемы со способами разрешения конфликтов, определяли какая схема что обозначает, смотрели видео и определяли разрешили или нет конфликт звери, работали в группах и т.д. - могут сказать дети, если не скажут, надо им напомнить…)

  • Чему вы сегодня научились?
  • Узнали что-то новое?

УЧИТЕЛЬ:Чтобы не было конфликтов, совсем - так, видимо, не получится.., как надо относиться к людям, чтобы было конфликтов между людьми поменьше?

Дети СКАЖУТ- о доброте, взаимоуважении, терпении, понимании, умение слышать и слушать друг друга, тактичность, способность признать свою ошибку и т.д.

Д/з. -например придумать свой сюжет конфликта и способ его разрешения на тему школьной жизни или взаимоотношения в семье.

Завершить можно рефлексивным компонентом:

На листе большом (можно разместить на доске) каждый ученик маркером может нарисовать маленькое сердечко: красного цвета - я много узнал нового на уроке и мне хорошо, желтое - у меня остались вопросы и еще как-то тревожно…ИЛИ зелёное сердечко - я учусь избегать конфликты или их разрешать….

Будет эффектный конец - на доске много ярких сердечек…

Каких же больше?.. спросить можно детей…..

Дополнительно: Можно задание - соединить пословицу и способы решения конфликта.

  • «Худой мир лучше доброй ссоры» - Компромисс
  • «С глаз долой, из сердца вон» - Прерывание конфликта
  • «Сядем рядышком, да поговорим ладком» - Интеграция